Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2010 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Баксановой Е.З..,
при секретаре Окуловой Т.Т.,
с участием истца Ситникова Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Ситникова Д.А. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения.
УСТАНОВИЛ:
Ситников Д.А. обратился в суд с иском к администрации г.Перми, Правительству Пермского края о предоставлении ему жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм.
В обоснование заявленного иска истец указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец умер, а мать лишена родительских прав решением Индустриального районного суда г.Перми от. Закрепленного за ним жилья, жилья в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма также не является. С 12.09.2007г. состоит на жилищном учете в администрации г.Перми, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, за №. временно зарегистрирован по месту пребывания в общежитии Считает, что ответчиками ему должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснил, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его отец умер, мать лишили родительски прав. С 5 лет проживал у посторонних людей, с 17 лет воспитывался в детском доме. Какое-либо жилье за ним не закреплено. В настоящий момент с регистрационного учета в общежитии техникума снят по истечении срока регистрации. Администрация не предоставляет жилье, поскольку не подошла очередь. Жить в настоящее время негде, в связи с чем истец просит предоставить ему жилье во внеочередном порядке.
Ответчик – Администрация г.Перми – своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом л.д.51), представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, при этом, ранее представил в суд письменные возражения, где указал, что в соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004г. реализация дополнительных гарантий и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производится органом исполнительной власти за счет средств бюджета Пермского края. Поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, администрация города Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края и с учетом требований нормативных актов субъектов Российской Федерации, поэтому, надлежащим ответчиком является Правительство Пермского края л.д. 28-29).
Ответчик – Правительство Пермского края (далее по тексту – Правительство) – своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем представил соответствующее заявление л.д.50, 52), Ранее представил письменные возражения, где указал, что исковые требования не признает, поскольку, истцом не представлены доказательства того, что он не имеет на праве собственности или на ином праве жилые помещения, а также доказательства того, что данные права ему не были предоставлены по месту жительства его родителей. Также предполагает, что постановление органа местного самоуправления о постановке на регистрационный учет истца не издавалось, что является нарушением требований действующего законодательства, а, кроме того, отсутствуют доказательства, подтверждающие нахождение истца в несовершеннолетнем возрасте на полном государственном обеспечении. Представитель Правительства считает, что в соответствии с установленным действующим законодательством порядком предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является администрация г.Перми, так как в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит только определение объема и порядка осуществление расходов из бюджета субъекта Российской на указанные цели, все действия по предоставлению жилых помещений таким лицам осуществляются органами местного самоуправления, Правительство такими функциями не обладает, при этом, обязательства Правительства Пермского края в 2009 году по распределению и перечислению средств бюджета Пермского края субсидий из федерального бюджета, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выполнены ими своевременно и в полном объеме л.д.17-20, 23-26).
Выслушав истца, оценив доводы представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).
На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.
Судом в судебном заседании установлено, что Ситников Д.А года рождения является сыном л.д.12). Отец –скончался., что подтверждается свидетельством о смерти л.д.11), мать – решением Индустриального районного суда г.Перми от лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына – года рождения. Также с последней взысканы алименты на содержание сына, которые необходимо перечислять в пользу детского учреждения, в котором будет находиться ребенок, на его лицевой счет. Решение суда вступило в законную силу л.д. 8-10). Постановлением органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц № от формой устройства несовершеннолетнего Ситникова Д.А., оставшегося без попечения родителей избрано направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей л.д.47), на основании чего был направлен в «Детский дом г.Перми, где находился на полном государственном обеспечении по что подтверждается справкой л.д.35).
Согласно уведомлению о постановке на учет, Ситников Д.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма л.д.37, 38). Как следует из письменного отзыва администрации г.Перми Ситников Д.А. состоит на льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей номер очередности № л.д.28-29).
В соответствии с информацией, представленной УФРС по Пермскому краю, ГУП «ЦТИ по Пермскому краю» за истцом квартира, жильё в частном доме, какое-либо иное жилое помещение на праве собственности либо на ином праве не зарегистрировано л.д. 4, 5).
Судом также установлено, что на момент устройства несовершеннолетнего Ситникова Д.А. в «Детский дом» г.Перми какое-либо жилое помещение за последним также не закреплено л.д.36).
На момент подачи искового заявления Ситников Д.А. зарегистрирован по месту пребывания временно на срок до л.д.13).
Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются пояснениями истца, материалами дела и, фактически, не оспариваются сторонами.
Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец является лицом, оставшимися без попечения родителей, за которым какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином каком-то праве не числится.
Истец признан нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, данное право истца ответчиками не оспорено. Следовательно, требования истца о предоставлении ему жилого помещения являются правомерными.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.
На основании изложенного выше, суд считает, что истцу следует предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г. Перми.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенными выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области. Размеры выплат, установленных настоящим Законом, индексируются ежегодно в соответствии с законом о бюджете Пермской области на очередной финансовый год.
В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 2-8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, расходы на предоставление истцам жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
Ссылка ответчика на отсутствие бюджетных средств для предоставления жилья истцу также не является основанием для отказа истцу в иске.
При этом, согласно пункту 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию г. Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края предоставить Ситникову Д.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г.Перми.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий Е.З.Баксанова