признание незаконным отказа в назначении пособия на ребенка



Дело № 2-5007/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2010 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Соколовой И.П.,

с участием истца Солониной Э.А.,

ее представителя Романцовой М.Б., действующей на основании устного ходатайства,

представителя ответчика – департамента образования администрации города Перми – Дубовцевой О.О., действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми дело по иску Солониной Э.А. к администрации города Перми и департаменту образования администрации города Перми о признании незаконным отказа в назначении пособия, понуждении назначить пособие на ребенка,

установил:

Солонина Э.А. обратилась в суд с иском к администрации города Перми и департаменту образования администрации города Перми, требуя признать незаконным отказ в назначении пособия и возложить обязанность назначить пособие на ребенка – ФИО, Дата обезличена года рождения.

Свои требования истец обосновала тем, что она в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. № 232-п и постановлением администрации города Перми от 11.12.2008 г. «О реализации пилотного проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, обратилась в отдел образования Дзержинского района с документами для получения такого пособия, в чем ей было отказано письмом от Дата обезличена г. на том основании, что не представлены документы, содержащиеся в перечне, а именно документы, подтверждающие постоянное место жительства на территории ...; фактически причиной отказа явилось предоставление вместо штампа в паспорте о регистрации по месту жительства свидетельств о регистрации по месту пребывания. По мнению истца, данный отказ противоречит положениям ст.ст. 7, 27, 39, 55 Конституции РФ, ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а п. 18.2. постановления Правительства Пермского края в части требования о предоставлении документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства родителя, не соответствует Конституции РФ и Закону РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в связи с чем не может применяться при решении о предоставлении пособия.

В судебном заседании истец на иске настаивает, дополнив, что она до 2002 года была зарегистрирована по месту жительства в г. Перми у своих родственников, в настоящее время зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении, предоставленном по договору найма ОАО «ПЗСП»; супруг был зарегистрирован в трехкомнатной квартире у его родителей, по их просьбе снялся с регистрационного учета.

По мнению представителя истца иск подлежит удовлетворению.

Представитель департамента образования администрации города Перми иск не признала, указав, что документы, подтверждающие регистрацию истца на территории города Перми либо решение о признании истца жителем города Перми не представлялись, в связи с чем истцу в назначении пособия отказано правомерно.

Аналогичные по содержанию представлены отзывы на иск обоими ответчиками л.д. 20-21, 23-24).

Администрация г. Перми (соответчик), Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми (третье лицо) о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили; третье лицо в письменных объяснениях просит в удовлетворении иска отказать по тем же основаниям, что и ответчики л.д. 26-27).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.

Пунктом 1 Положения о пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. № 232-п, предусмотрено, что настоящее Положение определяет порядок предоставления пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием либо муниципальным контрактом на оказание услуг для муниципальных нужд (далее - дошкольное учреждение).

В соответствии с п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. № 232-п, пособие назначается из расчета на каждого ребенка одному из родителей (законному представителю) (далее - получатель), совместно проживающему с ребенком (детьми), на иждивении которого находится последний (последние), в возрасте от 1,5 до 5 лет, не находящимся (не находящимися) в социально опасном положении и не посещающим (не посещающими) дошкольное учреждение.

Согласно п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. № 232-п, пособие назначается и выплачивается получателю по месту жительства на территории муниципального района (городского округа), принимающего участие в пилотном проекте "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения" (далее - пилотный проект).

Пункт 18.1. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. № 232-п, предусмотрено, что заявление о назначении пособия подается в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту жительства родителя (законного представителя), с которым проживает ребенок.

Пункт 18.2. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. № 232-п, устанавливает, что родитель (законный представитель), обратившийся за пособием, должен представить следующие документы:

заявление в письменной форме о назначении пособия;

копию свидетельства о рождении ребенка (детей);

справку с места жительства о составе семьи ребенка (детей) и совместном его (их) проживании с родителем (законным представителем);

копию документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства родителя (законного представителя). При отсутствии регистрации - решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя на территории Пермского края;

копию свидетельства об идентификационном номере налогоплательщика - родителя (законного представителя);

номер расчетного счета с указанием полных реквизитов кредитной организации.

На основании п. 2.2. Положения «О реализации пилотного проекта "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения», утвержденного постановлением Администрации г. Перми от 11.12.2008 г. № 1195, предусмотрено, что пособие назначается и выплачивается получателю по месту жительства в городе Перми.

В силу положений п. 3.1. Положения, утвержденного постановлением Администрации г. Перми от 11.12.2008 г. № 1195, прием и регистрация заявлений, сверка представленных документов, формирование персонального дела получателя пособия производятся специалистом в отделе образования района по месту жительства заявителя.

В соответствии с п. 3.3. Положения, утвержденного постановлением Администрации г. Перми от 11.12.2008 г. № 1195, к заявлению должны быть приложены документы, перечень которых утвержден Правительством Пермского края.

Проанализировав содержание вышеприведенных норм Положений, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. № 232-п и постановлением Администрации г. Перми от 11.12.2008 г. № 1195, суд приходит к выводу о том, что для реализации права на получение такого пособия проживающий на территории города Перми родитель ребенка, достигшего 1,5 летнего возраста, должен обратиться с заявлением в отдел образования района по месту своего жительства, приложив к заявлению документы по перечню, указанному в п. 18.2. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. № 232-п.

Из материалов дела следует, что отдел образования Дзержинского района г. Перми является структурным подразделением департамента образования администрации города Перми л.д. 46-49 – Положение об отделе образования района).

Судом установлено, что истец имеет ребенка – ФИО, родившуюся Дата обезличена г., что подтверждается свидетельством о рождении л.д. 11); Дата обезличена г. (по достижении ребенком 1,5 лет) истец обратилась в отдел образования Дзержинского района г. Перми с заявлением о назначении и выплате пособия, что следует из представленных суду документов л.д. 35), приложив к нему копию свидетельства о рождении ребенка, копию своего паспорта и копию свидетельства о регистрации ее (истца) по месту пребывания на территории г. Перми, копию справки о составе семьи, копию свидетельства о постановке на налоговый учет, копию сберегательной книжки л.д. 36-41), что истцом в суде не оспаривалось.

Судом также установлено, что отдел образования Дзержинского района г. Перми истцу письмом от Дата обезличена г. в назначении пособия отказал на том основании, что ею (истцом) не представлены документы, содержащиеся в перечне, в том числе подтверждающие постоянное место жительства на территории города Перми л.д. 5).

На основании объяснений сторон, копий паспортов истца и ее супруга, справки о составе семьи, суд установил, что истец с Дата обезличена года какой-либо регистрации по месту жительства не имеет, супруг истца также не имеет регистрации по месту жительства с Дата обезличена г., истец, ее супруг и их дети, в том числе дочь ФИО зарегистрированы по месту пребывания на период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в жилом помещении по адресу: ..., ..., ..., ..., предоставленном по договору найма, заключенному с ОАО «Пермский завод силикатных панелей л.д. 6-7, 9-10 – копии паспортов, 8, 9 оборот, 12 – копии свидетельств о регистрации по месту пребывания,л.д. 13 – копия справки о составе семьи).

Поскольку истец для назначения и выплаты пособия в связи с достижением ее дочерью ФИО возраста 1,5 лет копию документа, подтверждающего ее (истца) регистрацию по месту жительства, не представляла, а при отсутствии такой регистрацией не представляла и решение суда об установлении факта постоянного проживания ее (истца) на территории Пермского края, то отказ истцу в назначении и выплате пособия, оформленный письмом отдела образования Дзержинского района г. Перми от 29.06.2010 г. следует признать правомерным. При этом суд учитывает, что истец не отрицала того обстоятельства, что она не обращалась в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории ... для получения такого пособия, препятствий для обращения в суд об установлении этого факта у нее (истца) не имелось.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в назначении истцу пособия является правомерным.

Представленная истцом карта развития ребенка ФИО не может служить объективным доказательством неправомерности отказа в назначении и выплате пособия.

Довод истца и ее представителя о том, что суды города Перми отказывают в принятии заявлений об установлении факта проживания на территории города Перми, судом во внимание не принимается, поскольку не имеет правового значения. При этом суд учитывает, что истец с таким заявлением в суд не обращалась.

Ссылки истца на то, что она фактически проживает на территории города Перми (справка –л.д. 13), поставлена на налоговый учет (свидетельство –л.д. 40), дочь получает медицинские услуги в медицинском учреждении города Перми л.д. 14 – медицинский полис), также не являются основанием для признания незаконным отказа в назначении пособия, так как один из документов указанных в абз. 5 п. 18.2. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. № 232-п, к заявлению о назначении пособия истцом не представлялись, т.е. истцом на момент обращения с заявлением о назначении пособия и на момент получения отказа в назначении пособия не подтвержден ее статус жителя города Перми (Пермского края). Более того, справка о проживании с детьми, свидетельство о постановке на налоговый учет также входят в перечень документов, указанных в п. 18.2. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. № 232-п.

Исходя из содержания Постановления Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. № 232-п и постановления Администрации г. Перми от 11.12.2008 г. № 1195, предусмотренные к выплате пособия по указанному пилотному проекту не являются установленными законом, а являются дополнительным социальным обязательством Пермского края, как субъекта Российской Федерации, и муниципального образования город Пермь по предоставлению пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в связи с чем какого-либо ущемления прав истца, в том числе пунктом 18.2. Положения о пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» судом не установлено, поскольку данные выплаты предусмотрены жителям Пермского края и города Перми в частности; возможность получения выплаты такого пособия при отсутствии регистрации по месту жительства урегулирована путем представления решения суда об установлении факта проживания на территории Пермского края (г. Перми).

При таких обстоятельствах довод истца о том, что п. 18.2. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. № 232-п, в части требования документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства родителя, противоречащим положениям ст.ст. 7, 27, 39, 55 Конституции РФ, ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», суд во внимание при разрешении спора не принимает.

В связи с тем, что отказ в назначении пособия является правомерным, то оснований для понуждения ответчиков назначить истцу выплату пособия на сына не имеется. При этом истец не лишена права обратиться повторно за назначением пособия, приложив один из документов, указанных в абзаце 5 п. 18.2. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. № 232-п.

Руководствуясь требованиями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Солониной Э.А в удовлетворении иска к администрации города Перми и департаменту образования администрации города Перми о признании незаконным отказа в назначении пособия, понуждении назначить пособие на ребенка – ФИО, Дата обезличена года рождения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий - подпись (О.В. Бузмакова)

...