о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-4511/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(заочное)

14 сентября 2010 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре Вандышевой Е.А.,

с участием представителя заявителя Ченцовой Ю.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску прокурора ..., действующего в интересах Туневой С.О. к администрации ..., Министерству финансов ... о предоставлении жилого помещения,

установил:

... обратился в суд в интересах Туневой С.О. с иском к администрации ..., Министерству финансов ... в котором просит возложить обязанность на администрацию ... предоставить ему жилье вне очереди. Свои требования заявитель, ссылаясь на ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и на подп.2 п.2 ст. 57 ЖК РФ, обосновал тем, что Тунева С.О. ... поставлена на квартирный учет по списку детей-сирот. В Управлении жилищных отношений администрации ... состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, номер ее очереди – .... Просит суд предоставить Туневой С.О. жилое помещение во внеочередном порядке, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте ....

Представитель Прокурора ... ... в судебном заседании на доводах, изложенных в иске настаивал, считает иск подлежащим удовлетворению.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд направил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель администрации г. администрация ... о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, направив письменные возражения на иск (л.д. 32), из которых следует, что ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по обеспечению жильем возложена на органы исполнительной власти, к которым администрация ..., как орган местного самоуправления, не относится; реализация права на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется на основании Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1349-419, согласно ст. 6 которого, дети сироты обеспечиваются жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти в порядке, установленным нормативным правовым актом губернатора; расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств бюджета ...; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, следовательно, обязанность по внеочередному предоставлению жилья возложена на исполнительные органы государственной власти. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. Указанные полномочия и средства на их исполнение администрации ... не передавались. Считает, что надлежащим ответчиком по иску является Правительство пермского края.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 40 ГПК РФ к участию в деле привлечена в качестве соответчика ....

Министерство финансов ... в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в суд направил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, в суд представлен письменный отзыв на иск.

Согласно письменному отзыву на иск (л.д. 40-42), Министерство финансов ... иск не признает, просит суд в иске отказать по следующим основаниям. Министерство финансов ... является ненадлежащим ответчиком по делу, указывает, что надлежащим ответчиком должны быть признана администрация .... Требование прокурора об обязании Министерства финансов ... произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его истцу не соответствует закону, нарушает бюджетный процесс ... и бюджетные полномочия Министерства финансов пермского края. В ... порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот определен Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п. Положением определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований ... и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство, реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам и лицам, приравненных к ним, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленным законодательством.

В свою очередь, Министерство финансов ... согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ является участником бюджетного процесса, осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 года № 8-п. Обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов пермского края, относится к полномочиям других органов государственной власти края, какими могут являться Министерство социального развития ..., Министерство жилищно-коммунального хозяйства ... (л.д.

Правительство Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, мнение по иску не представило.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в порядке главы 22 ГПК РФ и постановить по делу заочное решение.

Суд, учитывая доводы, изложенные в исковом заявлении, возражения ответчиков, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Исходя из характера установленных правоотношений, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего дела, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 года № 170 "Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении", установившим, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа (далее - дети-сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения.

Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения (п. 3).

Жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) (п. 14).

Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья (п. 15).

Жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам, должно быть равноценно ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению, а также быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (п. 16)

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ... (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и (или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма (п. 1).

Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов ... (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства ... (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год (п. 2).

Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 (п. 3).

Министерство ЖКХ ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство финансов ... отчет об использовании средств, субсидий согласно приложению 4 к настоящему Постановлению (п. 4).

Законом Пермской области от 14ноября2005года N2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями ... по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан»,
государственные полномочия по поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления, при этом, органы местного самоуправления обязаны: самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области; своевременно и в полном объеме передавать бюджетные средства муниципальным учреждениям и иным организациям на возмещение расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям населения области в пределах предоставленных субвенций. Органы местного самоуправления имеют право: на своевременное и полное получение финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете для осуществления переданных им государственных полномочий (ст. 4).

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предусматриваются законом о бюджете ... на соответствующий год в составе регионального фонда компенсаций и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Расчет объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований для осуществления государственных полномочий, осуществляется на основании федеральных законов, законов ..., устанавливающих размер и виды социальной поддержки, социальной помощи и социального обслуживания граждан. Объем расходов на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий определяется в соответствии с Законом Пермской области "О Методике формирования бюджета ..." (ст. 6).

Судом установлено, что Тунева С.О., ... года рождения, уроженец ..., является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как ее мать Тунева Г.А. ... решением суда лишена родительских прав (решение л.д. 10). Согласно справке о рождении ... от ... (л.д. 9) отец Туневой С.О. записан со слов матери.

Постановлением администрации ... от ... ..., над несовершеннолетней Туневой С.О. установлена опека. Опекуном назначена Аристова В.П., жилое помещение за несовершеннолетней не закреплено.

С ... по ... истец постоянно проживала и была зарегистрирована у опекуна Аристовой В.П. по адресу: ..., ..., ... (л.д. 7).

Постановлением Главы администрации ... от ... ... (л.д. 12) за несовершеннолетней Туневой С.О. сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: ....

Вместе с тем, Постановлением администрации ... от ... ... в связи с тем, что Тунева С.О. никогда не проживала и не была зарегистрирована в ... по ... в ..., Постановление от ... признано утратившим силу (л.д. 13).

... Тунева С.О. принята на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (л.д. 14).

Таким образом, судом установлено, что какого-либо жилья за Туневой С.О. не закреплено; не имеет истец и жилья на праве собственности, в приватизации жилья не участвовал. С ... истец зарегистрирован по адресу: ..., ..., ..., ком. 87 (л.д. 7, оборот), которое предоставлено ему на основании договора найма жилого помещения в общежитии от ... (л.д. 19). Указанный договор заключен между истцом и Муниципальным бюджетным учреждением «...» на основании Распоряжения Управления жилищных отношений администрации ... от ... ... (л.д. 18). По условиям договора, Туневой С.О. передано для временного проживания и пользования до получения другого жилья жилое помещение, состоящее из комнаты в общежитии по адресу: ..., ..., ..., ком. ....

Доказательств обеспечения истца иным жилым помещением, суду не представлено и судом не исследовалось.

Проанализировав изложенное выше, суд считает, что иск Туневой С.О. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Суд считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию ..., поскольку пунктом 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

Кроме того, в собственности муниципального образования ... может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования ..., в случаях, установленных федеральными законами и законами ... (подп. 2 п. 1 ст. 18 Устава ...). Также именно органам местного самоуправления выделяются финансовые средства, предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации для осуществления переданных им государственных полномочий.

Доводы представителя ... о том, что надлежащим ответчиком является орган местного самоуправления – администрация ... суд считает заслуживающими внимание, вместе с тем, учитывая, что в силу ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, суд считает необходимым предоставить истцу жилое помещение счет средств, выделенных ... из бюджета на эти цели.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ Туневой С.О. должно быть предоставлено отдельное благоустроенное жилое помещение, находящееся в пределах ..., отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ... кв. м., исходя из нормы предоставления жилой площади, установленной Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", согласно которому утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере ... квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Учитывая положения пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу квартиры должно быть произведено во внеочередном порядке.

Иск рассмотрен в пределах заявленных требований на основании предоставленных суду доказательств.

Руководствуясь главой 22 ГПК РФ, ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

возложить обязанность на администрацию ... за счет средств, выделенных ... из бюджета на эти цели, предоставить Туневой С.О. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте ..., отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ... кв.м.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд ....

На заочное решение суда также может быть подана кассационная жалоба в ...вой суд через Ленинский районный суд ... в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: (Е.Г.Курнаева)