о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-4331/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2010 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре Вандышевой Е.А.,

с участием прокурора ... Денисовой А.Б.,

истца Тарасова А.С.,

представителя ответчика – администрации ... - Зотиковой Е.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску прокурора ... в интересах Тарасова А.С. к администрации ..., Министерству финансов ... о предоставлении жилого помещения,

установил:

... обратился в суд в интересах Тарасова А.С. с иском к администрации ..., Министерству финансов РФ, просит возложить на администрацию ... обязанность предоставить ему жилье вне очереди за счет средств бюджета ... выделенных на эти цели общей площадью не менее ... кв.м.; возложить обязанность на Министерство финансов ... произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований указано, что Тарасов А.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением ... от ... мать Тарасова А.С. – Тарасова Т.А. лишена родительских прав в отношении истца. ... в отношении Тарасова А.С. установлено попечительство без закрепления за ним жилого помещения. В настоящее время Тарасов А.С. проживает в общежитии по адресу: ..., в котором также зарегистрированы и проживают его мать – Тарасова Т.А. и сестра - Тарасова К.С. Собственником указного жилого помещения является иное лицо. По договору социального найма данное жилое помещение истцу не предоставлялось. Тарасов А.С. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в соответствии с ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и подп.2 п.2 ст. 57 ЖК РФ. Полагает, что Министерство финансов ... обязано произвести оплату расходов на приобретение жилья в муниципальную собственность на основании Положения о Министерстве финансов ..., утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006г. №8-п.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 40 ГПК РФ судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ....

Истец в судебном заседании на доводах, изложенных в исковом заявлении настаивал, пояснил, что с ... проживает совместно с матерью и сестрой по адресу: .... В настоящее время комната ... имеет номер .... После лишения матери в отношении него родительских прав он проживал сначала у бабушки, затем у знакомых. В настоящее время проживает с бабушкой по адресу: ..., каких-либо прав в отношении указного жилого помещения не имеет. Проживание носит временный характер, до предоставления ему жилого помещения. С ... проживал у друзей без регистрации.

... в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, просит предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ... кв.м. Тарасов А.С. иного жилого помещения не имеет, проживает временно с бабушкой по адресу: ...... Зарегистрирован истец по адресу: ... (ранее 81). Однако, собственником указанного жилого помещения истец не является.

Представитель ответчика - администрации ... исковые требования не признала. Считает, что администрация ... является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на .... Не оспаривает то обстоятельство, что истец является нуждающимся в жилом помещении.

Ответчики – ... и Министерство финансов ..., представителей в суд не направили о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. ... возражения по иску не представило. Из ранее представленного суд письменного отзыва на иск Министерства финансов ... следует, что Министерство финансов ... иск не признает, просит суд в иске отказать по следующим основаниям. Министерство финансов ... является ненадлежащим ответчиком по делу. Считает, что ответчиком должна быть признана администрация .... Возложение обязанности на Министерства финансов ... произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его истцу не соответствует закону, нарушает бюджетный процесс ... и бюджетные полномочия Министерства финансов .... В ... порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот определен Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением ... от ... ...-... определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований ... и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство, реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам и лицам, приравненных к ним, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленным законодательством. В свою очередь, Министерство финансов ... согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ является участником бюджетного процесса, осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Постановлением ... от ... ...-... жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов пермского края, относится к полномочиям других органов государственной власти края, какими могут являться Министерство социального развития ..., Министерство жилищно-коммунального хозяйства ... (л.д.34-37).

Заслушав истца, прокурора, представителя ответчика администрации ..., учитывая возражения представителя Министерства финансов ..., исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего дела, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 года № 170 "Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении", установившим, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа (далее - дети-сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения.

Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения (п. 3).

Жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) (п. 14).

Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья (п. 15).

Жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам, должно быть равноценно ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению, а также быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (п. 16)

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ... (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и (или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма (п. 1).

Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов ... (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства ... (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год (п. 2).

Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 (п. 3).

Министерство ЖКХ ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство финансов ... отчет об использовании средств, субсидий согласно приложению 4 к настоящему Постановлению (п. 4).

Законом Пермской области от 14ноября2005года N2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями ... по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», государственные полномочия по поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления, при этом, органы местного самоуправления обязаны: самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и ...; своевременно и в полном объеме передавать бюджетные средства муниципальным учреждениям и иным организациям на возмещение расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям населения области в пределах предоставленных субвенций. Органы местного самоуправления имеют право: на своевременное и полное получение финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете для осуществления переданных им государственных полномочий (ст. 4).

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предусматриваются законом о бюджете ... на соответствующий год в составе регионального фонда компенсаций и передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Расчет объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований для осуществления государственных полномочий, осуществляется на основании федеральных законов, законов ..., устанавливающих размер и виды социальной поддержки, социальной помощи и социального обслуживания граждан. Объем расходов на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий определяется в соответствии с ... "О Методике формирования бюджета ..." (ст. 6).

Судом установлено, что Тарасов А.С., ... года рождения, уроженец ..., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Тарасова Т.А. решением ... от ... лишена родительских прав (л.д.8-9 копия паспорта, л.д.10 – свидетельство, л.д.11 - решение); отец Тарасов О.С. в свидетельстве о его рождении записан со слов матери (л.д.14 справка о рождении).

Постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц от ... ... над несовершеннолетним Тарасовым А.С. установлено попечительство и определено место жительство совместно с опекуном П. по адресу: ... (л.д.12).

Постановлением Главы администрации ... от ... ... Тарасов А.С., ... года рождения, не имеющий закрепленного жилья, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 89).

С ... истец зарегистрирован по адресу: ... (л.д. 8-9 копия паспорта, справка).

По сведениям ГУП «...», Управления Росреестра по ..., Тарасов А.С. в приватизации жилья не участвовал, жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д. 13, 88).

Жилое помещение по адресу: ... (ранее 81) принадлежит на праве собственности Романовой Е.В. на основании договору купли-продажи от ... (л.д. справка, договор купли-продажи).

Ранее собственниками указанного жилого помещения являлись ОАО «...», Пьянков М.П., Крей Д.Д. (справка л.д.75, договора купли-продажи л.д.80-82, 83, 85).

Согласно п.4.1 договора купли-продажи от ..., заключенного между Крей Д.Д. и Романовой Е.В. Тарасова Т.А., Тарасов А.С. и Тарасова К.О. в соответствии с законом сохраняют право найма комнатой ... в ... в ... до ... (л.д. 84).

Таким образом, судом установлено, что какого-либо жилья за Тарасовым А.С. не закреплено; истец жилья на праве собственности не имеет, в приватизации жилья не участвовал. Ответчиками, сведений о закреплении за несовершеннолетним какого-либо жилого помещения суду на день рассмотрения дела не представлено.

Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности с вышеназванными нормами закона, суд считает, что иск Тарасова А.С. является обоснованным, поскольку в судебном заседании установлено, что истец является лицом из числа детей-сирот, своевременно встал на жилищный учет в администрации ..., однако, до настоящего времени жильем не обеспечен.

Суд считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию ..., поскольку пунктом 14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

Кроме того, в собственности муниципального образования ... может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования ..., в случаях, установленных федеральными законами и законами ... (подп. 2 п. 1 ст. 18 Устава ...). Также именно органам местного самоуправления выделяются финансовые средства, предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации для осуществления переданных им государственных полномочий.

Учитывая, что в силу ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, суд считает необходимым предоставить истцу жилое помещение счет средств, выделенных ... из бюджета на эти цели.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ Тарасову А.С. должно быть предоставлено отдельное благоустроенное жилое помещение, находящееся в пределах ..., отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ... кв. м., исходя из нормы предоставления жилой площади, установленной Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", согласно которому утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере ... квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Учитывая положения пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу квартиры должно быть произведено во внеочередном порядке.

Оснований для возложения на Министерство финансов ... обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его по договору социального найма Тарасову А.С. не имеется, поскольку в соответствии с вышеназванными нормами перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов ... осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства ... в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год.

Таким образом, возложение на Министерство финансов ... указной выше обязанности приведет к нарушению бюджетного процесса, следовательно, в удовлетворении требований истца о возложении на Министерство финансов ... обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его по договору социального найма, следует отказать.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

возложить обязанность на администрацию ... за счет средств, выделенных ... из бюджета на эти цели, предоставить Тарасову А.С. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте ..., отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ... кв.м.

Решение суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано сторонами в ...вой суд через Ленинский районный суд ....

Председательствующий: (Е.Г. Курнаева)