Дело № 2-4620/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2010 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Малышевой Н.В.
при секретаре Носовой О.В.
с участием представителя истца Путиной М.В.,
истца Кармашовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах Кармашовой М.А. к Администрации ..., третье лицо - Министерство социального развития ... о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор, действующий в интересах Кармашовой М.А., обратился в суд с иском к администрации ..., третье лицо - Министерство социального развития ..., просит возложить на администрацию ... обязанность за счет средств бюджета ..., выделенных на эти цели, предоставить истцу с учетом наличия у нее двоих малолетних детей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... кв.м. в пределах .... В обоснование иска прокурор указал, что Кармашова М.А., ... года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации ... от ... ... над Кармашовой М.А. была установлена опека со стороны Фуфаревой В.Г., т.к. мать Кармашовой М.А. была лишена родительских прав. С момента установлении опеки Мария проживала в квартире у опекуна в ..., которая принадлежит Фуфаревой на праве собственности. Семья Кармашовых проживала без регистрации по адресу: .... Кармашова М.А. не имеет прав собственности или пользования на жилое помещение. Постановлением главы администрации ... от ... ... она была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот под № .... ... Кармашова М.А. достигла совершеннолетия, но вынуждена проживать в квартире бывшего опекуна. На иждивении у Кармашовой М.А. находятся двое малолетних детей Кармашовы К.А., ... года рождения, и С.А., ... года рождения, которые также не имеют в собственности либо на прав пользования другого жилого помещения. Свои требования прокурор обосновывает ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ, ст. ст. 1, 5, 8, 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 50 ч.ч. 1, 2, 53, 69 ЖК РФ, Решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 № 103.
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Истец показала, что после лишения матери родительских прав находилась в детдоме ..., обучалась в школе-интернате .... В ... г. над ней была установлена опека Фуфаревой В.Г. До этого она проживала с братьями, сестрами и матерью в доме барачного типа без регистрации по .... В настоящее время вместе с детьми К. и С. зарегистрирована у опекуна по ...98. В ... г. она окончила колледж по специальности швея, состоит на учете нуждающихся по списку детей-сирот с ... г. В приватизации она не участвовала, жилья в собственности не имеет, жилье за ней не закреплялось.
Представитель ответчика администрации ... в судебное заседание не явился, представив отзыв. Исходя из письменного отзыва, следует, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419, реализация дополнительных гарантий для детей-сирот и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производятся органом исполнительной власти за счет средств бюджета .... Органом государственной власти на территории ... является .... Администрация ... органом государственной власти не является, относится к органам местного самоуправления, которые в систему органов государственной власти не входят (ст.12 Конституции РФ). Считает надлежащим ответчиком ....
Представитель третьего лица - Министерство социального развития ... в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил возражения, в которых просит рассмотреть дело без участия их представителя. Из содержания письменного отзыва следует, что Закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Нормой Закона № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий ..., как субъект РФ, в ст. 6 Закона области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями ... по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и ... (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №2621-580). Ежегодно в бюджете ... предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета ... направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перчисление федеральных средств по муниципальным районам и городским округам ожидается во втором полугодии 2010 ... не осуществляет функции по предоставлению жилья. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Кармашова М.А. с ... состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. В материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления о постановке ее на регистрационный учет. Не представлены документы, подтверждающие факт отсутствия у нее, ее родителей жилых помещений на праве собственности или пользования ( БТИ, ЦТИ, УФРС). ФЗ-159 направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет соответствующие объемы финансирования. Наличие на иждивении малолетнего ребенка не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям. Предоставление жилого помещения Кармашовой М.А. с учетом членов семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. Считает, что у истца не возникло право на внеочередное предоставление жилья. Просит в иске отказать.
Оценив пояснения сторон, опросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст.57 ЖК РФ).
На основании ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
В соответствии с абзацами 2 и 3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Пермского края от 01.11.2008 N 334-ПК) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и ... (статья 6).
В судебном заседании установлено, что Кармашова М.А., ... года рождения, является лицом из числа детей-сирот, так как ее мать Кармашова Н.А. лишена в отношении ее родительских прав решением ... ... от ...; сведения об отце отсутствуют.
Постановлением главы администрации ... от ... ... над несовершеннолетней Кармашовой М.А. была установлена опека, опекуном назначена Фуфарева В.Г.
Постановлением главы администрации ... от ... ... Кармашова М.А. поставлена на учет для улучшения жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, учетный номер ..., по общему списку - ...
Вышеуказанные обстоятельства установлены судом и подтверждаются материалами дела: паспортом, решением суда, постановлениями администрации ... (л.д. 7, 8-9, 10, 11, 12, 13).
Кроме того, в деле имеются сведения о том, что Кармашова М.А. с ... зарегистрирована по адресу: ...98 ( л.д. 7). В указанном жилом помещении помимо нее зарегистрированы Фуфарева В.Г., опекун, дети Кармашовой М.А. - Кармашова К.А., ... года рождения, Кармашова с.А., ... года рождения. Указанное жилое помещение принадлежит Фуфаревой В.Г. на праве собственности ( л.д. 10, 14, 15, 16, 17, 18, 19-21, 26).
Сведения о том, что за Кармашовой М.А. закреплялось какое-либо жилье, передавалось ей в собственность либо за ней признавалось право постоянного пользования им, в материалах дела отсутствуют.
Согласно сведениям, представленным ГУП «...» и УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по ..., Кармашова М.А. не имеет в ... квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности, в приватизации жилья не участвовала, в Едином государственном реестре прав права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы (л.д. 22).
Кроме того, в судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена Фуфарева В.Г., которая показала, что мать Марии была лишена родительских прав в отношении детей. Семья Кармашовых проживала в "запущенном" доме по .... В ... г. она установила опека над Кармашовой М.А., которая приходится ей внучатой племянницей. Сначала они проживали по ..., затем .... Указанная квартира принадлежит ей на праве собственности. С ... г. М. поставлена на жилищный учет. Имеет двоих детей, проживают в ее квартире. Жилое помещение за Кармашовой М.А. не закреплялось, в ... г. она выпустилась из образовательного учреждения.
Доказательств обратного на день рассмотрения иска суду не представлено.
Проанализировав нормы действующего законодательства, оценив в совокупности исследованные доказательства, суд считает, что иск прокурора ... в интересах Кармашовой М.А. является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на жилищном учете, закрепленного жилья не имеет, жилой площадью не обеспечена, право пользования каким-либо жилым помещением не приобрела. Доказательствами об иных местах жительства, регистрации истца суд не располагает. Следовательно, истец имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. Данное право Кармашовой М.А. ответчиком не оспорено.
Решая вопрос о размере жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Пунктом 2 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере ... кв. м общей площади на одного члена семьи.
В силу положений ст.69 Жилищного кодекса РФ Кармашова К.А., Кармашова С.А. являются членами семьи Кармашовой М.А. Как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, несовершеннолетние дети истца также подлежат обеспечению жилой площадью по установленным нормам.
Таким образом, Кармашовой М.А. на семью из 3-х человек должно быть предоставлено жилое помещение не менее ... кв. метров общей площади.
При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию ... за счет средств, предусмотренных в бюджете ... на эти цели.
При этом, решая вопрос о возложении обязанности именно на администрацию ..., суд также учитывает, что п.14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 №170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктами 2-8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований ... и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Кроме того, в собственности муниципального образования ... может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования ..., в случаях, установленных федеральными законами и законами ... (п.п. 2 п. 1 ст.18 Устава ...).
Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами ... как субъекта Российской Федерации, которые Министерством должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете ..., исполнение которого возложено на ..., а администрация ..., которой ... делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилые помещения за счет выделенных на эти цели средств.
Учитывая положения п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу жилого помещения должно быть произведено во внеочередном порядке.
В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ иск прокурора рассмотрен в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию ... за счет средств, выделенных ... из бюджета на эти цели, предоставить Кармашовой М.А. на ее семью в составе трех человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте ..., общей площадью не менее ... кв. метров.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ....
Председательствующий-