о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-4083/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2010 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Баксановой Е.З..,

при секретаре Окуловой Т.Т.,

с участием истца Зелениной А.А.,

представителя ответчика – администрации ... Зотиковой Е.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску Зелениной А.А. к администрации ... о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Зеленина А.А. обратилась в суд с иском к администрации ... о предоставлении ей жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм.

В обоснование заявленного иска истец указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители умерли. В период с ... по ... находилась под опекой, в настоящее время заканчивает обучение в ... ... ..., попечительство над ней прекращено в связи с достижением совершеннолетия. С ... состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из их числа, т.к. не имеет закрепленного, либо находящегося в собственности жилого помещения, номер в очереди – .... Считает, что ответчиками ей должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители умерли. Над ней была установлена опека, опекуном был ее брат – Зеленин Д.А.., который не справлялся с обязанностями опекуна, и опекуном стала его жена – Зорина Т.Ю. В настоящее время опека прекращена. Какое-либо жилье за ней не закреплено, до смерти мамы проживала в доме по ... вместе с сожителем матери – Зозулей А.А., свою квартиру мама продала, а новую не купила. Сейчас проживает в доме по ..., т.к. жить больше негде. Администрация не предоставляет жилье, жить ей негде, поэтому, просит предоставить жилье во внеочередном порядке.

Представитель ответчика – Администрации ... – в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы изложенные в отзыве на иск, а именно, что в соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004г. реализация дополнительных гарантий и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производится органом исполнительной власти за счет средств бюджета .... Поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета ..., администрация ... исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета ... и с учетом требований нормативных актов субъектов Российской Федерации, поэтому, надлежащим ответчиком является ... (л.д.34-35).

Ответчик – ... (далее по тексту – Правительство) – своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем представил соответствующее заявление (л.д. 42,58). Ранее представил письменные возражения, где указал, что исковые требования не признает, поскольку, истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что последняя была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке, предполагает, что постановление органа местного самоуправления о постановке на регистрационный учет истца не издавалось, что является нарушением требований действующего законодательства также не представлены данные родителей истца, подтверждающие факт отсутствия у них жилья на праве собственности или пользования. Кроме того, истцом заявлены требования о предоставлении вне очереди жилья не меньше ... кв.м., которые не основаны на законе, поскольку предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. Полагают, что в соответствии с установленным действующим законодательством порядком предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является администрация ..., так как в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит только определение объема и порядка осуществление расходов из бюджета субъекта Российской на указанные цели, все действия по предоставлению жилых помещений таким лицам осуществляются органами местного самоуправления, Правительство такими функциями не обладает, при этом, обязательства ... в ... год по распределению и перечислению средств бюджета ... субсидий из федерального бюджета, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выполнены ими своевременно и в полном объеме (л.д. 28-31, 39-42).

Выслушав истца, оценив доводы представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации#M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и ....

Судом в судебном заседании установлено, что Зеленина А.А., ... года рождения является дочерью Зеленина А.В. и Зелениной И.Ю. (л.д.5). Отец – Зеленин А.В. записан со слов матери, что подтверждается справкой ... ... (л.д.26). Брак между Лыхиным А.В. и Зелениной И.Ю. заключен ... (л.д.26), т. е. фактически отцом Зелениной А.А. является Лыхин А.В., который скончался ... (л.д.7), мать Зеленина (Лыхина) И.Ю. – умерла ... (л.д.6). Постановлением органа опеки и попечительства от ... за ... в отношении Зелениной А.А. установлена опека. Опекуном назначен Зеленин Д.А. (л.д.24). Распоряжением Главы администрации ... от ... Зеленин Д.А. освобожден от исполнения обязанностей попечителя несовершеннолетней Зелениной А.А., попечителем назначена Зорина Т.Ю. Местом жительства несовершеннолетней Зелениной А.А. определено совместно с попечителем Зориной Т.Ю. по адресу: ... (л.д.8). На основании заявления опекуна Зелениной А.А. (л.д.36) приказом и.о. Главы администрации ... от ... за ... Зеленина А.А. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.38).

Как следует из справки Управления жилищных отношений администрации ... номер Зелениной А.А. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ... – ... (л.д.9).

В соответствии с информацией, представленной УФРС по ..., ГУП «...» за истцом, а равно за ее родителями Лыхиным А.В. ... года рождения, Лыхиной И.Ю. ... года рождения какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином праве не зарегистрировано (л.д. 17, 62).

Судом также установлено, что домовладение по адресу: ... зарегистрировано на праве собственности за Байдаковым Е.В., Зозулей А.В., Кустаревой Д.А., Шориным В.А. (л.д.63), истец лишь зарегистрирована по данному адресу с ... (л.д.19).

Таким образом, Зеленина А.А. не имеет какой-либо закрепленной за ней жилой площади, проживала совместно с опекуном Зориной Т.Ю. на жилой площади сожителя матери – Зозули А.В.

Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются пояснениями истца, материалами дела и, фактически, не оспариваются сторонами.

Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец является лицом, оставшимися без попечения родителей, за которым какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином каком-то праве не числится.

Истец признана нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена, данное право истца ответчиками фактически оспорено не было. Следовательно, требования истца о предоставлении ему жилого помещения являются правомерными.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы ... от ... норма предоставления определена в размере ... кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

На основании изложенного выше, суд считает, что истцу следует предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... кв.м. в черте ....

Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета .... Размеры выплат, установленных настоящим Законом, индексируются ежегодно в соответствии с законом о бюджете ... на очередной финансовый год.

В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», ..., являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти ..., возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти ... и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти ..., осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета ..., контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное ...; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ..., законами ..., законами ... и законами ... к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 2-8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований ... и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, расходы на предоставление истцам жилого помещения являются расходными обязательствами ... как субъекта Российской Федерации, которые Министерством должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете ..., исполнение которого возложено на ..., а администрация ..., которой ... делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.

Ссылка ответчика на отсутствие бюджетных средств для предоставления жилья истцу также не является основанием для отказа истцу в иске.

При этом, согласно пункту 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на администрацию ... обязанность за счет средств, выделенных ... предоставить Зелениной А.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте ....

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий п/п Е.З.Баксанова

<данные изъяты>а