Дело № 2-4964/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2010 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Баксановой Е.З.,
при секретаре Окуловой Т.Т.,
с участием прокурора Колотовой Л.А.,
с представителя истца – Башкурова А.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяткина А.И. к Министерству социального развития ..., Территориальному управлению Министерства социального развития ... по ... муниципальному району, Федеральной службе по труду и занятости о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Вяткин А.И. обратился в суд с иском к Министерству социального развития ... (далее – ...), Территориальному управлению Министерства социального развития ... по ... и ... муниципальным районам (далее – ТУ Минсоцразвития ... и ... муниципальных районов), Федеральной службе по труду и занятости, просит взыскивать с Министерства социального развития ... и Территориального управления ... по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам, начиная с ... года ежемесячную денежную компенсацию в размере ... руб. ... коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, а также взыскать в его пользу сумму в размере ... руб. ... коп. – за вред здоровью за период с ... года по ... года. Кроме того, просит взыскать с Министерства соцразвития ... и Территориального управления Минсоцразвития по ... и ... муниципальным районам расходы на оплату юридических услуг в сумме ... руб.
В обоснование заявленных требований Вяткин А.И. указал, что имеет статус инвалида ... группы бессрочно вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее по тексту – ЧАЭС) в период с ... по .... ... ему установлена ... группа инвалидности, впоследствии ... установлена ... группа инвалидности с потерей ... трудоспособности. В связи с воздействием радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, ему причинен вред здоровью, а компенсация в возмещение вреда здоровью выплачивается в меньшем размере, что влечет нарушение его прав. В связи с тем, что ему несвоевременно и необоснованно не произведена, предусмотренная законом ежегодная индексация ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, образовалась задолженность, которую он (истец) просит взыскать с ответчиков. В соответствии с Законом от ... за № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» установлен твердый размер денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, в зависимости от группы инвалидности. Вместе с тем, согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 05.04.2005г. № 7 и иных разъяснений, вышеуказанные выплаты должны быть проиндексированы с ... – ... раз, а именно: с ..., с ..., с ..., с ... с ..., с ..., с ..., с ..., с ... Истец считает, что он имеет право на индексацию сумм возмещения вреда с ... с учетом коэффициента, пропорционального увеличению минимальной заработной платы, с ... – с учетом роста величины прожиточного минимума, с ... – с учетом уровня инфляции. Также, истцом представлен расчет иска. Заявленные требования истец обосновывает положениями ст.ст. 15, 318, 1091 ГК РФ, ст.2 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ... с последующими изменениями, Постановлением Конституционного суда РФ № 11-П от 19.06.2002г., Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 5.04.2005г. № 7, Определением Конституционного Суда РФ от 04.10.2005г., Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 26 (л.д. 2-4).
В судебное заседание истец не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил провести судебное заседание без его участия, о чем представил в суд письменное заявление (л.д. 14, 21).
Представитель истца в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчиков – Территориального управления Министерства социального развития ... по ... муниципальному району, Федеральной службы по труду и занятости, Министерства социального развития ... – в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 16,17,18).
Представитель Министерства социального развития ... ранее представил в суд письменный отзыв по иску, указывая, что в ... году истец воспользовался своим правом, предусмотренным ст.2 ФЗ № 5-ФЗ от ... «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», ему установлена ежемесячная денежная компенсация в твердой денежной сумме, как более выгодная для него в тот момент – в сумме ... руб.. Решение органа социальной защиты населения о выплате возмещения вреда в твердой денежной сумме истцом в установленном законом порядке оспорено не было, в настоящее время законом не предусмотрена возможность перехода на прежний порядок выплаты возмещения вреда в процентном отношении к заработку. Федеральным законом от ... № 31-ФЗ в ч.3 ст. 5 базового закона внесены изменения. С ... по настоящее время размеры выплат гражданам, установленным базовым законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя их уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Таким образом, у судов не имеется правовых оснований для индексации сумм возмещения вреда с ... года по ... год по прожиточному минимуму. Кроме того, в расчетах истца имеются ошибки, которые привели к значительному превышению суммы единовременной задолженности и ежемесячной суммы единовременной денежной компенсации. Ответчик считает, что выплата сумм возмещения вреда истцу проводилась в полном объеме, никаких нарушений со стороны ответчика, приведших к задержкам или выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда в меньшем размере не было, индексация производилась органами социальной защиты населения в порядке, установленном действующим законодательством. В связи с чем, у оснований ля удовлетворения требований в части индексации сумм возмещения вреда с ... года по ... год на коэффициент величины прожиточного минимума уровня субъекта РФ, а с ... года по уровню инфляции, а также взыскании убытков, понесенных истцом в связи с невыплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать (л.д.28-32)
Представителем Территориального управления Министерства социального развития ... по ... муниципальному району представлены аналогичные письменные возражения по иску (л.д.22-26).
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования Вяткина А.И. удовлетворению не подлежат, поскольку истец избрал способ получения денежной компенсации в твердом денежном выражении, следовательно, основания для индексации данной суммы не имеется.
Суд приходит к данному выводу на основании следующего.
В соответствии с пунктом 25 части 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.1,2 ч.1 ст.13 настоящего закона гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ (указанная редакция п.25 ч. 1 ст.14 действовала на период выплат с ... по ...).
С 15.02.2001г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии со ст. 2 которого гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае установления факта недостоверности сведений, представленных для исчисления денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, размер ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 и пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Порядок установления факта недостоверности сведений, представленных для исчисления денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, определяется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 25 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ, действующего в период спорных правоотношений) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах:
инвалидам I группы - ... рублей;
инвалидам II группы - ... рублей;
инвалидам III группы - ... рублей.
Согласно пункту 15 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004, действующего в период спорных правоотношений и на момент рассмотрения настоящего дела), гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:
ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:
инвалидам I группы - ... рублей;
инвалидам II группы - ... рублей;
инвалидам III группы ... рублей.
Таким образом, с ... вступил в действие Федеральный закон, устанавливающий твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в зависимости о группы инвалидности.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиками в письменных отзывах, представленных ими в суд, Вяткин А.И., являющийся инвалидом вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, в соответствии с вышеназванными нормами закона, что подтверждается удостоверением, справкой МСЭ об установлении инвалидности, справками по расчету компенсации в возмещение вреда (л.д.7-оборот, 8); при этом, истцу с ... по ... установлена третья группа инвалидности со степенью утраты трудоспособности ..., с ... по ... установлена вторая группа инвалидности со степенью утраты трудоспособности ..., с ... по ..., а с ... бессрочно установлена третья группа инвалидности со степенью утраты трудоспособности ....
Кроме того, судом установлено, что истцу ежемесячно выплачивались суммы в возмещение вреда здоровью, в том числе:
с ... – ... руб.,
с ... – ... руб.,
с ... – ... руб.
с ... – ... руб.
с ... – ... руб.
с ... – ... руб.
с ... – ....
с ... – ... руб.
с ... – ... руб.
с ... – ....
с ... – ... руб. (л.д. 8 оборот ).
Указанные суммы ежемесячной денежной компенсации индексировались с ..., исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) и выплачивались истцу своевременно и в порядке, установленном соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 25.02.2005г. № 326 «О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат в период с ... по ... гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в ... годах недополученных сумм»,
от 09.08.2005г. № 496 (в редакции от 03.03.2007г. № 143) «Об индексации в ... году ежемесячных денежных выплат в повышенном размере пенсий и пособий не работающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
от 25.04.2006г. № 246 «Об индексации в ... году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию катастрофа Чернобыльской АЭС»,
от 21.03.2007г. № 171 «Об индексации в ... году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
от 21.12.2007г. № 914 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 17.03.2008г. № 181, от 03.09.2008г. № 655, от 24.12.2008г. № 992) «Об индексации в ... годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Таким образом, на момент обращения Вяткина А.И. в суд и рассмотрения настоящего заявления, законодателем установлен иной порядок выплаты и индексации ежемесячной денежной компенсации.
Указанный порядок выплат в отношении Вяткина А.И. ответчиками соблюден.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Вяткина А.И. следует отказать, поскольку нарушение его прав на индексацию и выплату ежемесячной денежной компенсации в соответствии с действующим порядком правового регулирования отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска Вяткина А.И. к Министерству социального развития ..., Территориальному управлению Министерства социального развития ... по ... и ... муниципальному району, Федеральной службе по труду и занятости о взыскании суммы денежной компенсации – отказать.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ....
Председательствующий: п/п Е.З.Баксанова
Копия верна. Судья: Е.З.Баксанова