о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-4462/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2010 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Ковалевой Н.В.,

с участием прокурора Киселевой Т.В.,

истца Адраева А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску прокурора ... в интересах Адраева М.М., Адраева А.М. к администрации ..., Министерству финансов ... о предоставлении жилого помещения,

установил:

прокурор ... в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в интересах Адраева М.М., Адраева А.М. в суд с иском к администрации ... о предоставлении жилого помещения Адраеву М.М., Адраеву А.М. общей площадью не менее ... кв.м., жилой площадью не менее ... кв.м.

В обоснование заявленного иска прокурор указал, что Адраев М.М., ... г.р., Адраев А.М., ... г.р. являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их мать Адраева Н.Л. была лишена родительских прав на основании решения ... ... от ..., умерла ... Отец – Адраев М.К. был лишен родительских прав на основании решения ... ... от ..., умер ... При устройстве Адраевых в организацию для детей-сирот за ними было закреплено жилое помещение по адресу: .... На основании акта обследования помещения от ... ... в ... признан аварийным. Адраевы состоят на жилищном учете по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение Адраевым не предоставлено, что нарушает их права и законные интересы. В соответствии со ст.ст. 52, 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ Адраевым администрацией ... должно быть предоставлено жилое помещение в указанной выше площади (л.д. 2-3).

В судебном заседании прокурор поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении исковых требований настаивал.

Адраев А.М. также просит предоставить жилое помещение ему и его брату.

Адраев М.М. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в ходе предварительного заседания на удовлетворении исковых требований настаивал.

Ответчик администрация ... в судебное заседание своего представителя не направила, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии с ранее предоставленными в суд письменными возражениями указала, что в соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004 г. реализация дополнительных гарантий и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производится органом исполнительной власти за счет средств бюджета .... Поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета ..., администрация ... исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета ... и с учетом требований нормативных актов субъектов Российской Федерации, поэтому, надлежащим ответчиком является ... (л.д.105).

В силу ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ..., Министерство финансов ....

Ответчик Правительство Пермского края в судебное заседание своего представителя также не направило, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом. В соответствии с представленными письменными возражениями, указало, что с исковыми требованиями не согласно, так как все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, следовательно, ... не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. Кроме того, считает, что в материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления, на основании которого Адраевы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Факт признания жилого помещения аварийным не является основанием для постановки Адраевых на учет по данной категории. В связи с чем, обязанность на обеспечение жилым помещением Адраевых как детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не имеется (л.д. 99-103).

Ответчик Министерство финансов ... в судебное заседание своего представителя не направило, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д.123). Из представленного ранее письменного возражения следует, что с исковыми требованиями ответчик не согласен, считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку Министерство финансов ... согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, ст. 29 Закона 111-ПК является участником бюджетного процесса, осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006г. № 8-п. Финансирование приобретения, строительства или реконструкция жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов, относится к другим полномочиям органов государственной власти края. ... на ... год утвержден, все средства бюджета ... на ... год и на плановый период ... и ... годов распределены по направлениям расходования, в силу чего имеют строго целевой характер, любое изменение их целевого назначения должно осуществляться в порядке, установленном законом, т.е. бюджетным процессом. Поскольку вопросы обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей законодательно урегулированы, то выделение средств для приобретения жилья Адраевым должно осуществляться в порядке, установленном Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п, а не путем обязания Министерства финансов ... выделить необходимые денежные средства, такие требования противоречат закону (л.д.92-94).

Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения прокурора, Адраева А.М., оценив позицию сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с пунктом 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Частями 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В судебном заседании установлено, что Адраев М.М., 1989 г.р., Адраев А.М., 1991 г.р. являются сыновьями Адраева М.К., Адраевой Н.Л. (л.д.9,11).

Решением ... ... от ..., и ... Адраева Н.Л., Адраев М.К. соответственно лишены родительских прав (л.д.12-14).

... Адраев М.К. умер (л.д.17), ... умерла Адраева Н.Л. (л.д.18).

Постановлениями администрации ... за ..., ... от ... в отношении Адраевых А.М., М.М. установлена опека, сохранено право на жилое помещение по адресу: ... (л.д. 15-16).

Постановлением администрации ... ... от ... за Адраевыми по-прежнему сохранено жилое помещение по адресу: ... (л.д.74).

Согласно данных Управления Росреестра по ..., ГУП «...» за Адраевыми А.М., М.М. каких-либо жилых помещений на праве собственности либо ином праве не зарегистривованы (л.д.37, 58-60).

Приказом Управления жилищных отношений администрации ... ...-ж от ... Адраевы А.М., М.М. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (л.д. 63).

Судом также установлено, что с ... г. Адраевы А.М. и М.М. занимают жилое помещение по указанному выше адресу на условиях договора социального найма (л.д. 109).

В соответствии с актом межведомственной комиссии обследования муниципального жилого дома, а также заключения от ... жилой ... в ... отнесен к категории аварийного и подлежащего сносу (л.д. 19-20).

Из материалов дела также следует, что Адраевы М.М., А.М. на момент рассмотрения настоящего гражданского дела имеют постоянную регистрацию по адресу: ...12 (л.д.36 оборот).

Кроме того, в материалах дела имеются сведения об отсутствии у Адраева М.М. на праве собственности либо на ином праве жилых помещений в ... и ... в связи с его обучением в военном институте ... (л.д. 84-85, 96).

Проанализировав собранные по делу доказательства и действующее законодательство, суд считает, что исковые требования прокурора о внеочередном предоставлении жилых помещений подлежат удовлетворению, поскольку жилой дом, в котором проживают Адраевы, находится в аварийном состоянии и непригоден для дальнейшего в нем проживания. Суд также считает, что Адраевы вправе требовать предоставление им другого жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в силу п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ из муниципального жилищного фонда, так как жилые помещения, которые они занимают, были предоставлены им по договору социального найма, являются муниципальной собственностью.

Оснований для предоставления жилого помещения по иным основаниям суд не усматривает, так как общая площадь жилого помещения, которое занимают Адраевы, составляет ... кв. метров, что превышает учетную норму по ....

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Поскольку за Адраевыми закреплено жилое помещение, общая площадь которого соответствует учетной норме на 1 человека, то оснований для предоставления Адраевым А.М. и М.М. жилого помещения потому, что последние относятся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, не имеется.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия, и части 6 статьи 57 данного Кодекса, по смыслу которой комната по договору социального найма может быть предоставлена только в случае ее освобождения в коммунальной квартире.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно п. 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. Указанные критерии являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо.

В частности, среди предъявляемых к жилому помещению требований есть требование о том, что объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (п. 20 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). Это приобретает особое значение в случае, когда предметом первоначального договора социального найма являлась комната как разновидность жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ), предназначенного для использования в качестве места непосредственного проживания.

Вместе с тем внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 г. за №1368-О-О.

Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК Российской Федерации, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК Российской Федерации).

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

В связи с этим суд считает, что положения ст. 89 ЖК РФ лишь в самом общем виде определяют критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения. Суд вправе исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Таким образом, предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде комнат предполагает равнозначность не только в соотношении общей площади, но и жилой площади помещения, вместе составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения.

Таким образом, Адраеву М.М., Адраеву А.М. должно быть предоставлено в пределах ... жилое помещение в виде комнаты общей площадью не менее ... кв. метров.

В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В связи с чем, Адраеву А.М., М.М. должно быть предоставлено жилое помещение в виде комнаты общей площадью не менее 28,72 кв. метров.

Суд считает, что предоставление жилого помещения в соответствии с указанными выше параметрами равнозначно ранее занимаемому помещению и гарантирует Адраевым А.М., М.М. условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, соответствует требованиям ч.3 ст. 196 ГПК РФ.

Поскольку жилое помещение, в которых проживают истцы является муниципальной собственностью, то обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение должно быть возложено на администрацию ....

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора ... в интересах Адраева М.М., Адраева А.М. к администрации ..., Министерству финансов ... о предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично.

Возложить на администрацию ... обязанность предоставить Адраеву М.М., Адраеву А.М. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте ..., отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства по ..., общей площадью не менее ... кв.м.

В удовлетворении исковых требований к ..., Министерству финансов ... прокурору ... – отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ....

Председательствующий – подпись – (Е.И. Гачегова)

Копия верна. Судья: (Е.И. Гачегова)