Дело № 2-4518/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2010 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Ковалевой Н.В.,
с участием прокурора Киселевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску прокурора ... в интересах Федотовой О.А. к администрации ..., Министерству финансов ... о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
... в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Федотовой О.А. к администрации ..., Министерству финансов ... о предоставлении Федотовой О.А. жилого помещения вне очереди площадью не менее ... кв.м.
В обоснование заявленного иска прокурор указал, что Федотова О.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец Федотов А.В. умер в ..., а мать Аушева Л.И. на основании решения Индустриального районного суда ... от ... была лишена родительских прав, в настоящее время ее место нахождения не известно, поскольку после отбытия наказания Аушева Л.И. выбыла в ... .... Прокурор также указала, что Федотова О.А. родилась ... в следственном изоляторе ... .... На основании путевки ... от ... Федотова О.А. была направлена в дом ребенка ... ..., на основании постановления администрации ... от ... за ... ей была выделена путевка ... от ... в детский дом №, ... переведена в детский дом №, где находилась до выпуска из образовательного учреждения, то есть до ... В соответствии с постановлением администрации ... от ... за ... Федотова О.А. была переведена на воспитание патронатному воспитателю на длительный срок. В соответствии с представленной прокурором информации жилых помещений в собственности Федотовой О.А. и ее родителей не имеется, в наследственные права последняя не вступала, своего жилья не имеет, проживает временно без каких-либо прав в жилом помещении патронатного воспитателя Кониной Т.М. Федотова О.А. включена администрацией ... в список лиц, нуждающихся в получении жилых помещений из числа лиц, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного, исходя из норм жилищного законодательства, ... ... «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответчиками должно быть предоставлено жилое помещение Федотовой О.А. вне очереди, общей площадью не менее ... кв.м.
В судебном заседании прокурор поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, не возражала против постановления по делу заочного решения.
Федотова О.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом в предыдущем судебном заседании, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в предварительном судебном заседании поддержала доводы прокурора (88-89).
Ответчик – администрация ... – своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.90). В соответствии с ранее представленными письменными возражениями с заявленными исковыми требованиями не согласился, где также указал, что в соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от ... реализация дополнительных гарантий и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производится органом исполнительной власти за счет средств бюджета .... Поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета ..., администрация ... исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета ... и с учетом требований нормативных актов субъектов Российской Федерации, поэтому, надлежащим ответчиком является ... (л.д. 86).
Ответчик - ... (далее по тексту – Правительство) – своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, о чем представил соответствующее заявление. В соответствии с ранее представленными письменными возражениями исковые требования не признал, указав, что в материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления о постановке Федотовой О.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, считает, что данное постановление не издавалось, что является нарушением требований действующего законодательства. Кроме того, из материалов дела следует, что мать Федотовой О.А. имеет регистрацию по адресу: .... В силу действующего законодательства ребенок сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями. В таком случае, при наличии права собственности или пользования жилым помещением у истца, он не имеет права на обеспечение вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, ответчик считает, что прокурором не представлена информация на Федотову О.А. и ее родителей об отсутствии права пользования или собственности жилым помещением на территории .... Представитель Правительства считает, что в соответствии с установленным действующим законодательством порядком предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является администрация ..., так как в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит только определение объема и порядка осуществление расходов из бюджета субъекта Российской на указанные цели, все действия по предоставлению жилых помещений таким лицам осуществляются органами местного самоуправления, Правительство такими функциями не обладает. При этом, обязательства ... в ... г. по распределению и перечислению средств бюджета ... субсидий из федерального бюджета, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выполнены своевременно и в полном объеме (л.д.81-84).
Ответчик – Министерство финансов ... - также в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Согласно письменных возражений, с иском не согласен в полном объеме, считает себя ненадлежащим ответчиком. Министерство финансов ... согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, ст. 29 Закона 111-ПК является участником бюджетного процесса, осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006г. № 8-п. Финансирование приобретения, строительства или реконструкция жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов, относится к другим полномочиям органов государственной власти края. ... на ... год утвержден, все средства бюджета ... на ... год и на плановый период ... и ... годов распределены по направлениям расходования, в силу чего имеют строго целевой характер, любое изменение их целевого назначения должно осуществляться в порядке, установленном законом, т.е. бюджетным процессом. Поскольку вопросы обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей законодательно урегулированы, то выделение средств для приобретения жилья Федотовой О.А. должно осуществляться в порядке, установленном Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п, а не путем обязания Министерства финансов ... выделить необходимые денежные средства, такие требования противоречат закону (л.д. 74-76).
При таких обстоятельствах, с учетом мнения прокурора, суд считает возможным постановить по настоящему делу в отношении ответчиков решение в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, оценив доводы истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично в силу следующего.
Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Проанализировав положения ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд считает, что при рассмотрении настоящего дела к возникшим правоотношениям следует применять нормы Жилищного кодекса РФ, несмотря на то обстоятельство, что спорные правоотношения возникли до его введения в действие, поскольку из материалов дела следует, что правоотношения между сторонами по данному делу являются длящимися, жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено.
Исходя из характера установленных правоотношений, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего дела, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).
На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.
Судом установлено, что Федотова О.А., ... года рождения, является дочерью Федотова А.В. и Аушевой Л.И. (л.д.20).
Отец – Федотов А.В. - скончался ..., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.18 оборот).
Мать - Аушева Л.И. – решением Индустриального районного суда ... от ... лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери – Федотовой О.А., ... года рождения. Решение суда вступило в законную силу ... (л.д.19 оборот, 24 оборот).
В соответствии с путевкой ... Федотова О.А. была направлена в дом ребенка ... (л.д.38 оборот).
В соответствии с путевкой ..., выданной Пермским городским отделом народного образования ..., Федотова О.А. переведена в детский ... (л.д. 39, оборот).
Согласно постановления администрации ... от ... за ... Федотова О.А. была передана на патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя Кониной Т.М. (л.д.27).
Постановлением органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Комитета по образованию и науке администрации ... ... от ... срок устройства Федотовой О.А. был продлен до ... (л.д. 25).
Согласно извещению ... от ... администрации ... Федотова О.А. постановлением главы администрации района ... от ... взята на жилищный учет по внеочередному списку (л.д.15).
В соответствии с информацией, представленной УФРС по ..., ГУП «ЦТИ по ...» за Федотовой О.А., Аушевой О.А. какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином праве на момент рассмотрения дела не зарегистрировано (л.д. 53,54).
Судом также установлено, что на момент подачи искового заявления Федотова О.А. имела временную регистрацию в общежитии в ... до ... (л.д.56).
Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются пояснениями истца, материалами дела и не оспариваются сторонами.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец является лицом, оставшимися без попечения родителей, за которым какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином каком-то праве не числится.
Истец признан нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен. Данное право истца ответчиками фактически оспорено не было. Следовательно, требования прокурора о предоставлении Федотовой О.А. жилого помещения являются правомерными.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Пермской городской Думы №103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере ... кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.
Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда ... по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами ... не установлено иное) составляет ... кв. м – для одиноких граждан.
Действие данного ..., согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.
Следовательно, Федотовой О.А. должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... кв.м..
В то же время, суду не представлено доказательств того, что Федотова О.А. является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п. При этом, как следует из содержания искового заявления, истец выбрала способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, в связи с чем размер площади жилого помещения, определенного Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (... кв.м.), судом также не применяется.
Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено.
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета ....
В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти ...», ..., являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти ..., возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти ... и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти ..., осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета ..., контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в ... ...; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований ... и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами ... как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете ..., исполнение которого возложено на ..., а администрация ..., которой ... делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
Ссылка ответчика на отсутствие бюджетных средств для предоставления жилья истцу также не является основанием для отказа истцу в иске.
При этом, согласно пункту 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.
Таким образом, на администрацию ... должна быть возложена обязанность за счет средств, выделенных ... из бюджета на эти цели, предоставить Федотовой О.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... кв.м. в черте ..., в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов ... следует отказать в соответствии с доводами ответчика, а также позицией кассационной инстанции ...вого суда, изложенной по гражданскому делу ... (л.д. 103-104).
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию ... обязанность за счет средств, выделенных ... из бюджета на эти цели, предоставить Федотовой О.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... кв.м. в черте ....
В удовлетворении остальной части исковых требований в части исковых требований к Министерству финансов ..., а также в части размера общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Федотовой О.А., прокурору ... - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ... в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий (Е.И. Гачегова)