о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-4672/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2010 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Баксановой Е.З..,

при секретаре Окуловой Т.Т.,

с участием представителя истца – Ченцовой Ю.П., действующей на основании поручения,

истца Дорошина Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску прокурора ... в интересах Дорошина Н.В. к администрации ..., Министерству финансов ... о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

... обратился в суд с иском в интересах Дорошина Н.В. о возложении обязанности на администрацию ... за счет средств, выделенных ... и предусмотренных на эти цели в бюджете ... Министерства финансов ... предоставить Дорошину Н.В. благоустроенное жилое помещение внеочередном порядке по договору социального найма, в черте ..., не ниже установленных социальных норм.

В обоснование заявленного иска указано, что в связи с обращением Дорошина Н.В., обладающего статусом лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к прокурору ..., последним проведена проверка, в ходе которой установлено, что заявитель – Дорошин Н.В. является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители – Дорошин В.Р. и Дорошина В.В. скончались ... и ... соответственно. Постановлением администрации ... от ... ... над Дорошиным Н.В. установлена опека, опекуном назначена Сыропятова В.В. На основании постановления администрации ... от ... Дорошин В.Н. поставлен на жилищный учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время Дорошин В.Н. жильем не обеспечен, временно проживает у своего опекуна, закрепленного за ним жилья, а также жилья в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является. В связи с изложенным, в соответствии с действующим законодательством, истец полагает, что ответчиками должно быть предоставлено Дорошину В.Н. жилое помещение вне очереди.

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Дорошин В.Н. в судебном заседании пояснил, что является лицом из числа детей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его отец и мать умерли, когда они с сестрой были маленькими. До переезда с матерью в ... проживали в .... После смерти родителей проживает с опекуном Сыропятовой В.В. – сестрой матери. Своего жилья никогда не имел, просит суд удовлетворить заявленные исковые требования и предоставить ему жилье во внеочередном порядке.

Ответчик – Администрация ... своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.60), направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представил письменные возражения на заявленные требования.

Ответчик – ... (далее по тексту – Правительство) своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем представил соответствующее заявление (л.д.62, 64), Ранее представил письменные возражения, где указал, что исковые требования не признает, поскольку, полагает, что истцом не представлены доказательства того, что Дорошин Н.В. не имеет на праве собственности или на ином праве жилые помещения, а также доказательства того, что данные права ему не были предоставлены по месту жительства его родителей. Полагает, что у Дорошина Н.В. права на обеспечение жильем вне очереди не возникло. Кроме того, считает, что в соответствии с установленным действующим законодательством порядком предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит только определение объема и порядка осуществление расходов из бюджета субъекта Российской на указанные цели, все действия по предоставлению жилых помещений таким лицам осуществляются органами местного самоуправления, Правительство такими функциями не обладает. Ежегодно в бюджете ... предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на строительство (приобретение) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей (л.д.44-46).

Ответчик – Министерство финансов ... своего представителя в судебное заседание также не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем представил соответствующее заявление (л.д. 63, 54), кроме того, указал, что исковые требования считает необоснованными и незаконными по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 27-28), а именно, считает, что Министерство финансов ... является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве финансов ..., утвержденного постановлением ..., распределение денежных средств на очередное финансовый год в пределах своих полномочий осуществляет Министерство социального развития ..., поскольку данное Министерство ведет учет лиц, вышеуказанной категории. В свою очередь, главным распорядителем денежных средств при приобретении жилья, его строительстве является Министерство ЖКХ .... В полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит только определение объема и порядка осуществление расходов из бюджета субъекта Российской на указанные цели, все действия по предоставлению жилых помещений таким лицам осуществляются органами местного самоуправления. Таким образом, предоставлением жилья истцу должна заниматься администрация .... При условии недостаточности указанных средств у администрации могут быть выделены дополнительные средства, при этом, решение данного вопроса находится в полномочиях главного распорядителя средств субсидий – Министерства ЖКХ .... Министерство финансов ... только формирует бюджет, вопросами по предоставлению жилья не занимается.

Выслушав истца, оценив доводы представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В судебном заседании установлено, что Дорошин Н.В. ... года рождения является сыном Дорошина В.Р. и Дорошиной В.В. (л.д.11). Отец – Дорошин В.Р. скончался ..., мать – Дорошина В.В. умерла ..., что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д.6-оборот). Постановлением администрации ... от ... ... Сыропятовой В.В. разрешена опека над племянником – Дорошиным Н.В. (л.д.7). Постановление главы администрации ... от ... Дорошин Н.В., находящийся под опекой Сыропятовой В.В. в связи со смертью родителей, принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учетный номер 132. (л.д.10). Согласно сведениям о количестве детей-сирот, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в муниципальном образовании «город Пермь» по состоянию на ... Дорошин Н.В. значится под № ... (л.д.14).

Согласно сведениям УФФМС по ... в ... Дорошин В.Р., Дорошина В.В., Дорошина Е.В., Дорошин Н.В. были зарегистрированы в ... по адресу: ... и сняты с регистрационного учета ...(л.д.71).

В соответствии с информацией, представленной Управлением Росреестра по ..., ГУП «... ...», Управлением Росреестра по ... за истцом, его родителями квартира, жильё в частном доме, какое-либо иное жилое помещение на праве собственности либо на ином праве в ..., а также в ... не зарегистрировано (л.д.20,65,70).

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также объяснениями опекуна Дорошина Н.В. – Сыропятовой В.В. (л.д.12 оборот), пояснившей при даче объяснений в прокуратуре ..., что квартира, в которой на данный момент зарегистрирован ее племянник, расположенной по адресу: ..., принадлежит на праве собственности ей и ее мужу, данную квартиру они планируют оставить в наследство своей дочери. У Дорошина Н.В. своего жилья нет.

Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются исследованными материалами дела и, фактически, не оспариваются сторонами.

Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец является лицом, оставшимися без попечения родителей, за которым какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином каком-то праве не числится.

Истец признан нуждающимся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, данное право истца ответчиками не оспорено. Следовательно, требования истца о предоставлении ему жилого помещения являются правомерными.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006г. норма предоставления определена в размере ... кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

На основании изложенного выше, суд считает, что истцу следует предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... кв.м. в черте ....

Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенными выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета .... Размеры выплат, установленных настоящим Законом, индексируются ежегодно в соответствии с законом о бюджете ... на очередной финансовый год.

В соответствии с положениями пунктов 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти ...», ..., являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти ..., возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти ... и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти ..., осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета ..., контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное ...; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 2-8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований ... и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, расходы на предоставление истцам жилого помещения являются расходными обязательствами ... как субъекта Российской Федерации, которые Министерством должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете ..., исполнение которого возложено на ..., а администрация ..., которой ... делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.

При этом, согласно пункту 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на администрацию ... обязанность за счет средств, выделенных ... предоставить Дорошину Н.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте ....

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ....

Председательствующий п/п Е.З.Баксанова

Копия верна. Судья: Е.З.Баксанова