Дело № 2-2400/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2010 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А.
при секретаре Цилинской Ю.А.
с участием истца Олюнина К.А., представителя истца Шестакова С.Л.,
представителей ответчиков Пирожковой О.В., Патракеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олюнина К.А. к Государственному краевому учреждению культуры «Пермский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета им П.И. Чайковского», Правительству Пермского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Олюнин К.А. обратился в суд с иском к Государственному краевому учреждению культуры «Пермский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета им П.И. Чайковского» (далее Учреждение), Правительству Пермского края о признании за ним права собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу ..., ... указав, что является нанимателем указанного жилого помещения, предоставленного в связи с трудовыми отношениями на основании ордера. В настоящее время здание ... находится в собственности Пермского края и принадлежит на праве оперативного управления Учреждению, в установленном законом порядке специализированный правовой режим использования жилым помещениям в данном здании не присваивался. Считает, что фактическое назначение помещения не препятствует его приватизации. Здание общежития относится к жилищному фонду, в связи с чем подлежало передаче в муниципальную собственность ... в порядке предусмотренном п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991г. В собственности субъекта РФ в силу ФЗ от 6 октября 1999г. № 184 могут находиться только служебные жилые помещения. Объекты жилищного фонда, необходимые для жизнеобеспечения населения, в обязательном порядке подлежат передаче муниципальному образованию, поскольку имеют особый режим приватизации. Считает, что к его правоотношениям с собственником общежития подлежит применению ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» и в случае соблюдения действующего законодательства, истец имел бы право на приватизацию занимаемого им жилого помещения. Сохранение последнего в собственности субъекта РФ лишает истца права на его приватизацию.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Пермского края, в качестве третьего лица привлечено Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Пермского края л.д. 185).
В судебном заседании истец и его представитель настаивали на доводах, изложенных в иске, дополнив, что здание старое, не было построено специально под общежитие и не является таковым. Не допускается изменение правового режима помещения на общежитие. Здание подлежало передаче в муниципальную собственность, как и весь жилищный фонд, независимо от того, у кого ранее находилось. Жилое помещение не соответствует признакам общежития.
Представитель ответчика Учреждения иск не признал, указав, что общежитие по ул. Сибирской, 5 выделено для нужд работников Учреждения на период их работы, соответствует признакам общежития, поскольку расходы по оплате уборщицы, содержанию здания, затраты по содержанию мест общего пользования несет Учреждение, в здании отсутствует лишь вахтер в связи с сокращением бюджета.
Представитель ответчика Правительства Пермского края, одновременно представляющая третье лицо ..., иск не признала, указав в возражениях на иск, что спорное общежитие находится в собственности Пермского края и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления в порядке реализации полномочий по поддержке учреждений культуры и искусства. Предоставление под общежития переоборудованных для этих целей жилых домов допускалось ст. 109 ЖК РСФСР. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Вселение истца в общежитие произведено на основании договора найма жилого помещения в общежитии, не в порядке очередности, а в связи с принятием на работу. Здание по адресу: ... используется в качестве общежития, поскольку укомплектовано мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, в нем имеется специализированный персонал. В статье ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 идет речь о государственных и муниципальных учреждениях при переходе их в иную форму собственности или при ликвидации. Учреждение находилось и находится в государственной собственности Пермского края. Следовательно, общежитие законно находится в собственности Пермского края, не должно быть передано в муниципальную собственность. В соответствии со ст. 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитии относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Государственный жилищный фонд подразделяется на федеральный и фонд субъекта РФ. Таким образом, в собственности субъекта РФ может находиться общежитие. Общежитие по адресу: ..., в соответствии с распоряжением губернатора ... от ... ...р относится к памятнику истории и культуры регионального значения. Согласно охранному обязательству от ... данное здание в целях его дальнейшего сохранения как памятника архитектуры необходимо использовать исключительно в качестве общежития. Передача жилого помещения в собственность истца повлечет за собой нарушение данного охранного обязательства и нарушение разрешенного режима его использования л.д. 59-61).
Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.
...г. ответчик предоставил Олюнину К.А. в связи с трудовыми отношениями жилую площадь в индивидуальное пользование в виде комнаты по адресу ..., ... (копия ордерал.д. 7). Указанное лицо проживает в жилом помещении до настоящего времени (справкал.д. 8), в приватизации участия не принимал (справкил.д. 12, 13).
Здание общежития гостиничного типа по адресу ..., ... находится в оперативном управлении ...», ограничения права не зарегистрированы (копия свидетельствал.д. 38, выпискал.д. 14, 33, справкал.д. 26), указанный объект является государственной собственностью Пермского края в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 г. (ответ Агентства по Управлению имуществом Пермского краял.д. 33).
Здание по адресу: ..., ..., в части жилых помещений имеет статус общежития, что подтверждается справками ЦТИ по ... л.д. 26) и выпиской из реестра государственной собственности Пермского края л.д. 33), свидетельством о государственной регистрации права л.д. 38).
В силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Суд приходит к выводу, что приватизация спорного жилого помещения, находящегося в общежитии невозможна в силу прямого запрета закона. Жилое помещение предоставлено истцу как общежитие (ордерл.д. 7) в связи с трудовыми отношениями с Учреждением (копия трудовой книжкил.д. 9-11). Истец зарегистрирован в жилом помещении по месту пребывания (копии журналал.д.63, свидетельствал.д. 76). Исходя из этого, правоотношения сторон носят временный характер, свойственный отношениям по пользованию жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, отличный от содержания социального найма.
Доводы истца, что здание, в котором находится жилое помещение не является общежитием, поскольку в нем не имеется пропускного режима, он сам приобретал мебель в свою комнату, несостоятельны, поскольку перечисленные обстоятельства не определяют характер правоотношений сторон по поводу пользования жилым помещением.
Ссылка истца на ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" необоснованна.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Здание, в котором находится спорное жилое помещение, является общежитием, при этом в ведение органов местного самоуправления не передавалось, и не подлежало передаче, в связи с чем отношения по поводу жилого помещения между собственником общежития и истцом не могли приобрести характера социального найма.
Ссылки истца на Постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991г. несостоятельны.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991г. объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В п. 1 Приложения 3 к названному Постановлению в числе объектов государственной собственности, расположенных на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, названы жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Здание общежития по адресу: ..., ... ... не находилось, в связи с чем отсутствуют основания для передачи его в муниципальную собственность ... в порядке предусмотренном п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991г.
Ссылки истца на обязательное распространение на все общежития особого режима приватизации, как на объекты, необходимые для жизнеобеспечения населения несостоятельны, поскольку противоречат закрепленному ст. 92 ЖК РФ праву государственных учреждений иметь специализированный жилищный фонд, в том числе общежития. В силу ч. 3 ст. 92 ЖК РФ помещения из этого фонда не подлежат отчуждению. Согласно технической документации и правоустанавливающих документов спорное здание отнесено к категории общежитий до вступления в силу специального порядка, закрепленного ч. 2 ст. 92 ЖК РФ.
Предусмотренные пп. 26 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999г. № 184 полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению служебных жилых помещений не исключают нахождения в собственности ответчика здания общежития, как имущества, необходимого для обеспечения деятельности работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 26.11 названного ФЗ).
Наличие иных собственников нежилых помещений (выпискил.д. 100-101) не дает оснований для удовлетворения исковых требований Олюнина К.А.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Олюнина К.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении требований Олюнина К.А. к Государственному краевому учреждению культуры «Пермский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета им П.И. Чайковского», Правительству Пермского края о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу ..., ....
Решение может быть обжаловано в ...вой суд через ... суд ... в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: