Дело № 2-4457/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2010 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Баксановой Е.З..,
при секретаре Окуловой Т.Т.,
с участием представителя истца – Путиной М.В., действующей на основании поручения,
истца – Лапина В.В.,
представителя Администрации г. Перми – Зотиковой Е.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах Лапина В.В. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края, министерству финансов Пермского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орджоникидзевского района г.Перми обратился в суд с иском в интересах Лапина В.В. о возложении обязанности на администрацию г.Перми предоставить Лапину В.В. во внеочередном порядке жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г.Перми, возложить обязанность на Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилья в муниципальную собственность в целях предоставления его Лапину В.В.
В обоснование заявленного истец указал, что в связи с проведением проверки по обращению Лапина В.В., обладающего статусом лица из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к прокурору Орджоникидзевского района г.Перми, о нарушении его прав на предоставление жилого помещения по достижению им совершеннолетнего возраста, установлено, что Лапин В.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Перми в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено. Согласно сведениям Управления жилищных отношений администрации г. Перми по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер Лапина В.В. в очереди – №, жилое помещение ему будет предоставлено в порядке очередности по мере поступления средств из бюджета Пермского края. Не предоставление Лапину В.В. жилого помещения нарушает его конституционные права, т.к. Лапин В.В. жильем не обеспечен, В связи с изложенным, в соответствии с действующим законодательством, истец полагает, что ответчиками должно быть предоставлено Лапину В.В. жилое помещение вне очереди. Прокурор в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
К участию в деле судом привлечено в качестве ответчика Правительство Пермского края.
Истец в судебном заседании пояснил, что является лицом из числа детей-сирот. Мать умерла в ДД.ММ.ГГГГ, отец умер в ДД.ММ.ГГГГ. Опекуном в ДД.ММ.ГГГГ назначена его бабушка – Вилисова М.К., которая поживает по адресу: <адрес> Дом является аварийным. В настоящее время также проживает у бабушки, при этом, стоит в очереди на получение жилья по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья в собственности не имеет, просит суд удовлетворить заявленные исковые требования и предоставить ему жилье во внеочередном порядке.
Представитель истца – прокурор Ленинского района г.Перми – подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, также просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика Администрации г.Перми в судебном заседании настаивала на доводах, изложенных в отзыве на исковое заявление (л.д.54), указав, что согласно ст.6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004г. «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация дополнительных гарантий для детей-сирот и финансирование мер социальной поддержи детей-сирот производится органом исполнительной власти за счет средств бюджета Пермского края. Органом государственной власти на территории г.Перми является Правительство Пермского края. Администрация г.Перми органом государственной власти не является, относится к органам местного самоуправления. Финансирование мероприятий, связанных с обеспечением граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, администрация г.Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края и с учетом требований нормативных актов субъекта РФ, полагает, что администрация является ненадлежащим ответчиком по данным исковым требованиям.
Ответчик Правительство Пермского края (далее по тексту – Правительство) своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем представил соответствующее заявление (л.д. 68,81). Ранее представил письменные возражения, в которых указал, что исковые требования не признает, поскольку, истцом не представлены доказательства того, что Лапин В.В. не имеет на праве собственности или на ином праве жилые помещения, а также доказательства того, что данные права им не были представлены по месту жительства его родителей. Также предполагает, что постановление органа местного самоуправления о постановке на регистрационный учет истца не издавалось, что является нарушением требований действующего законодательства. Представитель Правительства считает, что в соответствии с установленным действующим законодательством порядком предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является администрация г.Перми, так как в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит только определение объема и порядка осуществление расходов из бюджета субъекта Российской на указанные цели, все действия по предоставлению жилых помещений таким лицам осуществляются органами местного самоуправления, Правительство такими функциями не обладает, при этом, обязательства Правительства Пермского края в 2009 году по распределению и перечислению средств бюджета Пермского края субсидий из федерального бюджета, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выполнены ими своевременно и в полном объеме. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Распределение федеральных средств по муниципальным районам и городским округам ожидается во втором полугодии 2010 года. Полагают, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация г.Перми
Ответчик Министерство финансов Пермского края своего представителя в судебное заседание также не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем представил соответствующее заявление (л.д. 67,80), в котором указал, что считает себя ненадлежащим ответчиком, исковые требования находит необоснованными и незаконными по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.27-28), в частности, считает, что Министерство финансов Пермского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, что согласуется с определением Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве финансов Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края, распределение денежных средств на очередное финансовый год в пределах своих полномочий осуществляет Министерство социального развития Пермского края, поскольку данное Министерство ведет учет лиц, вышеуказанной категории. В свою очередь, главным распорядителем денежных средств при приобретении жилья, его строительстве является Министерство ЖКХ Пермского края. В полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит только определение объема и порядка осуществление расходов из бюджета субъекта Российской на указанные цели, все действия по предоставлению жилых помещений таким лицам осуществляются органами местного самоуправления.
Министерство финансов Пермского края согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, ст. 29 Закона 111-ПК является участником бюджетного процесса, осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006г. № 8-п. Финансирование приобретения, строительства или реконструкция жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов, относится к другим полномочиям органов государственной власти края. Бюджет Пермского края на 2010 год утвержден, все средства бюджета Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов распределены по направлениям расходования, в силу чего имеют строго целевой характер, любое изменение их целевого назначения должно осуществляться в порядке, установленном законом, т.е. бюджетным процессом. Поскольку вопросы обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей законодательно урегулированы, то выделение средств для приобретения жилья Лапину В.В. должно осуществляться в порядке, установленном Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п, а не путем возложения обязанности на Министерство финансов Пермского края выделить необходимые денежные средства, т.к. данные требования противоречат закону (л.д. 26-27).
Выслушав истца, его представителя, оценив доводы представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).
На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.
В судебном заседании установлено, что Лапин В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Лапиной О.В. (л.д.14). Отец – Лапин В.Н. записан в свидетельство о рождении со слов матери (л.д. 76), мать – Лапина О.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.15). Постановлением администрации Орджоникидзевского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном несовершеннолетнего Лапина В.В. и его сестры Лапиной Е.В. назначена Вилисова М.К., о чем последней выдано соответствующее удостоверение (л.д.10,59). ДД.ММ.ГГГГ опекун обратилась в Администрацию Орджоникидевского района г.Перми в интересах Лапина В.В. и Лапиной Е.В. с заявлением о постановке несовершеннолетних на учет для получения жилой площади, т.к. дом, в котором она проживает с внуками является ветхим, неблагоустроенным, какой-либо другой жилой площади, в том числе жилья в собственности не имеют (л.д.9). Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Лапин В.В. поставлен на учет по списку детей-сирот, как нуждающийся во внеочередном предоставлении жилья (л.д.11). Согласно сообщению УЖО администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № Лапин В.В. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Перми с ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, номер в очередности по общегородскому списку – № (л.д.8). В настоящее время Лапин В.В. проживает с опекуном в доме по <адрес> в г.Перми, который признан непригодным для проживания на основании акта межведомственной комиссии при администрации Орджоникидзевского района г.Перми и включен в «Перечень многоквартирных домов, имеющих высокую степень физического износа» (л.д.7). В соответствии с информацией, представленной Управлением Росреестра по Пермскому краю, ГУП ЦТИ по Пермскому краю, Управлением Росреестра по Костромской области за истцом, его родителями квартира, жильё в частном доме, какое-либо иное жилое помещение на праве собственности либо на ином праве в г.Перми, Пермском крае, Костромской области не зарегистрировано (л.д. 21,22,47,53,71,72).
Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются исследованными материалами дела и, фактически, не оспариваются сторонами.
Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец является лицом, оставшимися без попечения родителей, за которым какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином праве не числится.
Истец признан нуждающимся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, данное право истца ответчиками не оспорено. Следовательно, требования истца о предоставлении ему жилого помещения являются правомерными.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006г. норма предоставления определена в размере <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.
На основании изложенного выше, суд считает, что истцу следует предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г. Перми.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенными выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области. Размеры выплат, установленных настоящим Законом, индексируются ежегодно в соответствии с законом о бюджете Пермской области на очередной финансовый год.
В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 2-8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, расходы на предоставление истцам жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
При этом, согласно пункту 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.
Таким образом, на администрацию г. Перми должна быть возложена обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Лапину В.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г.Перми, в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Пермского края следует отказать в соответствии с доводами ответчика, а также позицией кассационной инстанции Пермского краевого суда, изложенной по гражданскому делу № (л.д. 28-29).
С учётом вышеизложенного Министерство финансов Пермского края надлежащим ответчиком по делу не является, в связи с чем, исковые требования к указанному ответчику удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию г. Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края предоставить Лапину В.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г.Перми.
В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Пермского края о возложении обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Лапину В.В. отказать.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий Е.З.Баксанова