о предоставлении жилого помещения



Дело №­­ 2-4459/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2010 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Ковалевой Н.В.,

с участием прокурора Киселевой Т.В,

истца Сорокиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление прокурора Орджоникидзевского района г.Перми в интересах Сорокиной О.В. к администрации г.Перми, Министерству финансов Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности произвести оплату расходов,

установил:

Прокурор Орджоникидзевского района г.Перми в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Сорокиной Ольги Владимировны к администрации г.Перми, Министерству финансов <адрес> о предоставлении последней жилого помещения вне очереди площадью не менее 15 кв.м.

В обоснование заявленного иска прокурор указал, что Сорокина О.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации г.Перми, однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено. На основании изложенного, исходя из норм жилищного законодательства, Закона Пермской области № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией г.Перми Сорокиной О.В. должно быть предоставлено жилое помещение Сорокиной О.В. вне очереди общей площадью не менее 15 кв.м., а на Министерство финансов Пермского края возложена обязанность произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность (л.д.2-4).

В судебном заседании прокурор поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Сорокина О.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивала, дополнительно пояснив суду, что об обстоятельствах перехода ей права собственности на <данные изъяты> долю в праве на квартиру по адресу: <адрес> ей ничего не известно, право собственности на <данные изъяты> долю в праве на комнату в общежитии по адресу: <адрес>, пом.<данные изъяты> не оспаривала, однако считала, что не может проживать в данной комнате, поскольку в ней в настоящее время проживает ее брат, совместное проживание с которым она не допускает, предоставить суду сведения о настоящем месте жительства отказалась.

Ответчик – администрация г.Перми – своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии с ранее представленными письменными возражениями с заявленными исковыми требованиями не согласился, где также указал, что в соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004 г. реализация дополнительных гарантий и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производится органом исполнительной власти за счет средств бюджета Пермского края. Поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, администрация города Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края и с учетом требований нормативных актов субъектов Российской Федерации, поэтому, надлежащим ответчиком является Правительство Пермского края (л.д. 72-73).

Судом самостоятельно в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле привлечено Правительство Пермского края.

Ответчик - Правительство Пермского края (далее по тексту – Правительство) – своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, о чем представил соответствующее заявление. В соответствии с ранее представленными письменными возражениями исковые требования не признал, указав, что в материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления о постановке Сорокиной О.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, считает, что данное постановление не издавалось, что является нарушением требований действующего законодательства. Кроме того, из материалов дела следует, что Сорокина О.В. имеет в собственности жилое помещение, следовательно, не нуждается в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Представитель Правительства считает, что в соответствии с установленным действующим законодательством порядком предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является администрация г.Перми, так как в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит только определение объема и порядка осуществление расходов из бюджета субъекта Российской на указанные цели, все действия по предоставлению жилых помещений таким лицам осуществляются органами местного самоуправления, Правительство такими функциями не обладает. При этом, обязательства Правительства Пермского края в 2010 г. по распределению и перечислению средств бюджета Пермского края субсидий из федерального бюджета, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выполняются своевременно и в полном объеме (л.д.66-69, 164).

Ответчик – Министерство финансов Пермского края - также в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя. Согласно письменных возражений, с иском не согласен в полном объеме, считает себя ненадлежащим ответчиком. Министерство финансов Пермского края согласно ст. 152, 158 Бюджетного кодекса РФ, ст. 29 Закона 111-ПК является участником бюджетного процесса, осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006г. № 8-п. Финансирование приобретения, строительства или реконструкция жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов, относится к другим полномочиям органов государственной власти края. Бюджет Пермского края на 2010 год утвержден, все средства бюджета Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов распределены по направлениям расходования, в силу чего имеют строго целевой характер, любое изменение их целевого назначения должно осуществляться в порядке, установленном законом, т.е. бюджетным процессом. Поскольку вопросы обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей законодательно урегулированы, то выделение средств для приобретения жилья Сорокиной О.В. должно осуществляться в порядке, установленном Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п, а не путем обязания Министерства финансов Пермского края выделить необходимые денежные средства, такие требования противоречат закону (л.д. 55-57, 183).

При таких обстоятельствах, с учетом мнения прокурора, суд считает возможным постановить по настоящему делу в отношении ответчиков решение в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, оценив доводы истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Проанализировав положения ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд считает, что при рассмотрении настоящего дела к возникшим правоотношениям следует применять нормы Жилищного кодекса РФ, несмотря на то обстоятельство, что спорные правоотношения возникли до его введения в действие, поскольку из материалов дела следует, что правоотношения между сторонами по данному делу являются длящимися, жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено.

Исходя из характера установленных правоотношений, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего дела, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

Судом установлено, что Сорокина О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью Сорокина В.Н. и Сорокиной А.А. (л.д. 15).

Решением Орджоникидзевского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ г., вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Сорокин В.Н. был лишен родительских прав в отношении своих детей, в том числе и Сорокиной О.В. (л.д. 18-19).

Отец – Сорокин В.Н. – умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.11).

Мать – Сорокина А.А. – также скончалась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

Постановлением администрации Орджоникидзевского района г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Сорокиной О.В. был установлена опека, поскольку мать ребенка умерла, отец дал согласие на установление опеки (л.д. 6). Данным постановлением какое-либо жилое помещение за Сорокиной О.В. закреплено не было.

В соответствии с договором безвозмездной передачи жилого помещения в общежитии в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Сорокина О.В. является собственником <данные изъяты> доли в праве на комнату № в общежитии по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, в том числе жилой – <данные изъяты> кв. м, <данные изъяты> шкафами площадью <данные изъяты> кв.м (л.д. 12).

В соответствии со сведениями, представленными прокурором и Сорокиной О.В., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в указанном жилом помещении зарегистрированы Сорокина О.В., ее брат Сорокин Д.В., отец Сорокин В.Н., в настоящее время Сорокина О.В. и Сорокин Д.В. (л.д.14, 21,

Судом также установлено, что на момент рассмотрения дела какие-либо объекты за родителями Сорокиной О.В. на праве собственности либо на ином праве не зарегистрированы (л.д. 34).

Сорокина О.В., наоборот, согласно данным Управления Росреестра, является собственником <данные изъяты> доли в праве на комнату № в общежитии по адресу: <адрес>, а также <данные изъяты> доли в праве на <данные изъяты>-комнатную квартиру по адресу: <адрес>, перешедшую к ней в порядке наследования (л.д. 35-37, 168-172).

В соответствии с информацией, представленной ГУП «ЦТИ по Пермскому краю», за Сорокиной О.В. какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином праве на момент рассмотрения дела не зарегистрировано. Сведения, представленные в отношении других Сорокиных, какое-либо правовое значение для настоящего гражданского дела не имеют и судом не учитываются.

Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются пояснениями самой Сорокиной О.В., материалами дела, сторонами не оспариваются.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Сорокина О.В.является ребенком-сиротой, поскольку оба ее родителя умерли.

Исходя из анализа действующего законодательства, само это обстоятельство не может являться безусловным основанием для предоставления Сорокиной О.В. во внеочередном порядке жилого помещения, так как суд должен проверить ее нуждаемость в предоставлении такого жилого помещения, то есть учесть требования ст.ст. 51, 53, 57 ЖК РФ.

Судом установлено, что жилое помещение (комната в общежитии), где у истца имеется <данные изъяты> доля в праве собственности, имеет общую площадь <данные изъяты> кв. м, из которых <данные изъяты> кв. м – жилая площадь, а <данные изъяты> кв. м - <данные изъяты> шкафа площадью по <данные изъяты> кв. м каждый.

Судом также установлено, Сорокиной О.В. не оспаривается, что в данной комнате в общежитии отсутствуют вспомогательные помещения (туалет, ванна, кухня), общая площадь здания общежития составляет <данные изъяты> кв.м, общая площадь комнат – <данные изъяты> кв. м., жилая – <данные изъяты> кв. м

Поскольку Сорокина О.В. вправе пользоваться иными вспомогательными помещениями, ее право на общую площадь прямо производно от ее прав на жилое помещение – комнату, то суд следующим образом производит расчет общей площади, находящейся в пользовании Сорокиной О.В.:

<данные изъяты> кв.м (общая площадь комнат) : <данные изъяты> кв. м (жилая площадь) = <данные изъяты> кв. м (приходиться общей площади на 1 кв. м жилой) х <данные изъяты> кв.м (жилая площадь комнаты) : 2 = <данные изъяты> кв. м (общая площадь на долю Сорокиной О.В.).

Кроме того, судом учитывается и то, что Сорокина О.В. является собственником <данные изъяты> доли в праве на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. м.

Таким образом, на долю Сорокиной О.В. приходится <данные изъяты> кв. м. из расчета: <данные изъяты> :<данные изъяты>.

В соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Исходя из буквального толкования закона, общая площадь всех жилых помещений, на которые Сорокина О.В. обладает правами, составляет <данные изъяты> кв. м.

Таким образом, оснований для предоставления Сорокиной О.В. жилого помещения в соответствии с заявленными прокурором основаниями не имеется, так как Сорокина О.В. обеспечена жилыми помещениями общей площадью более учетной нормы, установленной решением Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ г. в размере <данные изъяты> кв. м.

Доводы Сорокиной О.В. о том, что при определении ее нуждаемости в соответствии с учетной нормой не должны учитываться вспомогательные помещения общежития суд признает несостоятельными, так как такая позиция противоречит ст.30 ЖК РФ, которая, по мнению суда, применима к сходным отношениям в связи с отсутствием специальной нормы.

Необоснованны доводы Сорокиной О.В. и том, что комнату в общежитии занимает ее брат, что не позволяет ей пользоваться комнатой и проживать в ней, так как Сорокина О.В. не лишена права устранить препятствия как собственник части жилого помещения.

Суд отвергает за несостоятельностью доводы Сорокиной О.В. о том, что наличие долей в праве на жилые помещения, расположенные в различных местах, не должно учитываться при установлении нуждаемости, поскольку в случае реализации своего права как собственника жилых помещений Сорокина О.В. имеет возможность приобрести иное жилое помещение либо воспользоваться своими правами и проживать в одном из них.

При этом суд не может согласиться с позицией Сорокиной О.В., отвергающую ее знание о наличии доли в праве на квартиру, перешедшую в порядке наследования, так как само то обстоятельство, что Сорокина О.В. не знала о таком имуществе не лишает ее права долевой собственности на него.

Таким образом, прокурору Орджоникидзевского района г.Перми в удовлетворении исковых требований в интересах Сорокиной О.В. к администрации г.Перми, Министерству финансов Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности произвести оплату расходов следует отказать.

Суд считает, что исковые требования прокурора к Министерству финансов Пермского края не подлежат удовлетворению в том числе и по доводам, изложенным в письменных возражениях ответчика.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Прокурору Орджоникидзевского района г.Перми в удовлетворении исковых требований в интересах Сорокиной О.В. к администрации г.Перми, Министерству финансов Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности произвести оплату расходов - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)

<данные изъяты>