Дело № 2-3369/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2010 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Малышевой Н.В.
при секретаре Носовой О.В.
с участием представителя ответчика Зотиковой Е.С., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Кайсиной Л.Р., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКОУ «... ... ...» ... к Управлению жилищных отношений администрации ... о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа,
установил:
ГКОУ «... ... ...» ... обратилось в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации ..., третье лицо – Территориальное управление Министерства социального развития ... о возложении обязанности принять Кытманова Н.О., ... года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В обоснование иска истец указал, что в их учреждении с ... на полном государственном обеспечении находится Кытманов Н.О., 1993 года рождения. Его мать Кытманова С.В. умерла ... Отец - Кытманов О.И. лишен родительских прав ... ... ... Постановлением администрации ... от ... ... за Кытмановым Н.О. закреплено жилое помещение по адресу: ..., ул. ..., .... Проживание в данном доме невозможно, так как находится в аварийном состоянии. В администрацию ... сделан запрос от ... ... о планах ремонта дома. Получен ответ от ... ..., что сроки ремонтных работ будут сообщены после утверждения плана ремонта. Вновь отправлен запрос от ... ... в администрацию ... о проведение ремонтных работ. Получен ответ от ... ..., что ремонтные работы в жилом помещении по адресу: ..., ул. ..., ... проводиться не будут. Направлен запрос от ... ... Главе администрации ... о постановке на жилищный учет Кытманова Н. ... направила запрос в Управление жилищных Отношений о постановке на жилищный учет Кытманова Н. Из Управление жилищных Отношений пришел приказ об отказе в принятии Кытманова Н.О. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. ... от ... предоставила акт обследования комнаты ... в доме по адресу: ..., ул. ..., ..., из которого следует, что комната на момент обследования непригодна для проживания, но может быть приведена в удовлетворительное состояние после проведения капитального ремонта комнаты и дома в целом. В администрацию ... направлено письмо от ... ... об оказании помощи в решение вопроса по жилому помещению Кытманова Н. Администрация ... ответили от ... ..., чтобы наше учреждение обратилось в Государственную инспекцию вневедомственного контроля .... Нашим учреждением направлено письмо от ... ... в Государственную инспекцию вневедомственного контроля ... о помощи в решение жилищного вопроса Кытманова Н. Государственная инспекция вневедомственного контроля ... направили письмо от ... ...-е заместителю главы администрации С. о принятие мер по жилому помещению несовершеннолетнего. Заместитель главы администрации ... направил письмо от ... №И-..., что ремонт жилого помещения по адресу: ..., ул. ..., ... произведен быть не может.
В судебное заседание истец не явился, своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, поданный иск поддерживает.
Представитель ответчика администрации ... в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве ( л.д. 34). Из отзыва следует, что в соответствии со ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Согласно п.3 Указа Губернатора Пермской области от 22.06.200 №170 «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении» обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Согласно п.4 ст.71 Семейного кодекса РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. Кытманов Н.О. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ... ..., проживал с родителями. В настоящее время ... переулок не признан непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу. Таким образом, оснований постановки Кытманова Н.О. на учет как ребенка-сироты не имеется. Приказом УЖО администрации ... от ... ...-ж отказано ГКОУ в принятии Кытманова Н.О. на учет детей-сирот ввиду наличия закрепленного жилого помещения по адресу: ... ....
Представитель третьего лица поддержала исковые требования и доводы, изложенные в отзыве. Согласно отзыву просит исковые требования удовлетворить. За Кытмановым Н.О. закреплено жилое помещение по адресу: ..., ул. ..., ... на основании постановления главы администрации ... «Об определении в детский дом несовершеннолетнего Кытманова Н.» ... от ... В соответствии с приложенными документами установлено, что проживание в данном доме невозможно, так как он находится в аварийном состоянии. Жилое помещение находится в муниципальной собственности. Непосредственный балансодержатель - ... .... Необходимо проведение капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатация характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями. Из ответа заместителя главы администрации ... следует, что ремонт данного жилого помещения произведен быть не может. В итоге несовершеннолетний Кытманов Н.О. остался без жилого помещение и после выпуска из детского дома ему проживать будет негде. Для осуществления защиты жилищных прав Кытманова Н.О. необходимо поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оценив пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В силу ст. 49 ч.ч.1, 3, 4 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 52 ч.2 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно Закону Пермской области от 30.11.2005 года № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту жительства граждан органом местного самоуправления. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право: малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде; иные определенные федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в государственном жилищном фонде ( ст.1). Отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( ст. 7).
Согласно Правилам учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных указом губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 г., дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа (далее - дети-сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещении ( п. 2). Постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего указа. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, ведется по отдельному списку ( п. 11).
На основании ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии с абзацами 2 и 3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Кытманов Н.О., родившийся ..., является лицом из числа детей-сирот, так как его родители Кытманова С.В. и Кытманов О.И. решением ... ... от ... лишены родительских прав в отношении сына.
Постановлением главы администрации ... от ... ... несовершеннолетний Кытманов Н.О. признан лицом, нуждающимся в государственной поддержке, за ним закреплена комната жилой площадью ... кв.м по адресу: ..., ....
На основании путевки ... от ... Кытманов Н.О. был направлен в ... ....
... Кытманова С.В. умерла, о чем имеется свидетельство о смерти.
Согласно справке ГКОУ «... ... ...» ... от ... Кытманов Н.О. находится на полном государственном обеспечении с ... по настоящее время.
Вышеуказанные обстоятельства установлены судом и подтверждаются материалами дела: свидетельством о рождении ( л.д. 5), паспортом ( л.д.6), постановлением администрации ( л.д. 7), путевкой ( л.д.8), решением ( л.д. свидетельством о смерти ( л.д.10), справками ( л.д.11)., паспортом, уведомлением о постановке на учет (л.д.8,9,10,11,12,13, 14-15, 30).
Кроме того, в деле имеются сведения о том, что по адресу: ..., ..., зарегистрированы : Кытманова С.В. ( мать), Кытманова Е.О. ( дочь), Кытманов Н.О.( сын), Кытманов К.О. (сын) ( справка ... ...» от ... л.д. 12).
Согласно сообщению Управления жилищных отношений администрации ..., приказу УЖО от ... ... ж, уведомлению в постановке Кытманова Н.О. на жилищный учет граждан нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, было отказано, т.к. за ним закреплено жилое помещение по адресу: ..., ... ( л.д. 19, 20, 20 об.)
Согласно акту обследования комнаты ... в ... от ..., составленному комиссией администрации ..., комната ... непригодна для проживания, но может быть приведена в пригодное для проживания состояние после проведения капитального ремонта комнаты и дома в целом. Комната расположена на первом этаже, несколько лет назад в ней произошел пожар. На момент осмотра в комнате отсутствуют: электропроводка, штукатурка на стенах, остекленение на окнах ( окна забиты фанерой), частично деревянные полы, входные двери, срезаны батареи отопления ( л.д. 21, 21 об.).
Из акта обследования дома по адресу: ..., ... ... от ... межведомственной комиссией установлено, что на момент обследования жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, стены дома имеют повреждения, ухудшающие их несущую способность и не обеспечивающие безопасное проживание граждан, инженерное оборудование дома требует замены. В доме необходимо проведение капитального ремонта ( л.д. 23).
О состоянии закрепленного жилого помещения законным представителем несовершеннолетнего неоднократно сообщалось в администрацию ... в ... г., ... г., ... г., в администрацию ..., в государственную инспекцию вневедомственного контроля, получены ответы ( л.д. 14, 15, 16, 17, 18, 24, 26, 27, 28).
Согласно акту проверки сохранности жилья от ..., составленного социальным педагогом школы-интерната ... в жилом помещении требуется капитальный ремонт. Комната расположена в доме коридорного типа на 1 этаже. Дом с выгоревшими квартирами, окна заколочены досками, в подъезде прогнувшийся пол. В комнате грязь, потолок и стены осыпаются, вторые рамы отсутствуют. В доме стоит сильный запах, проживают лица без определенного места жительства, бродячие собаки. На второй этаж лестницы местами отсутствуют ( л.д. 13).
Согласно сведениям, представленным ГУП «... ...» и УФРС по ... Кытманов Н.О. не имеет в ... квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ему на праве собственности, в приватизации жилья не участвовал, в Едином государственном реестре прав права на объекты недвижимого имущества за ним не зарегистрированы ( сообщения от ..., ...).
По информации Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации ... от ..., представленной по запросу суда, многоквартирный ... по ... на ... г. не включен в перечень объектов капитального ремонта и в муниципальную адресную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в ....
Доказательств обратного на день рассмотрения иска суду не представлено.
Проанализировав нормы действующего законодательства, оценив в совокупности исследованные доказательства, суд считает, что иск ГКОУ «... ... ...» ... в интересах Кытманова Н.О. о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что истец является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Хотя за ним формально в ... г. и закреплено жилое помещение, однако ко дню рассмотрения иска оно фактически является непригодным для проживания, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в перечень объектов капитального ремонта и в муниципальную адресную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в ... указанный жилой дом не включен, следовательно, Кытманов Н.О., является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а, поскольку он является лицом, оставшимся без попечения родителей, то он должен быть поставлен на жилищный учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оснований к отказу в иске суд не усматривает.
Доводы, изложенные представителем ответчика в обоснование возражений по иску, суд отвергает за несостоятельностью в силу изложенного выше.
В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ иск рассмотрен в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Управление жилищных отношений администрации ... принять Кытманова Н.О., ... года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ....
Председательствующий-