о взыскании задолженности



Дело № 2-4309/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2010 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Баксановой Е.З.,

при секретаре Окуловой Т.Т.,

с участием представителя ответчика – Федоровой М.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобец В.Н. к Военному комиссариату Пермского края о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Кобец В.Н.П. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Пермского края, просит взыскивать с ответчика, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячную денежную компенсацию в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., с последующей ее индексацией в соответствии с действующим законодательством, сумму в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за счет средств федерального бюджета, расходы на оплату юридических услуг в сумме <данные изъяты> руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что имеет статус инвалида <данные изъяты> группы бессрочно и 60% потери трудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее по тексту – ЧАЭС), где истец выполнял служебные обязанности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В связи с воздействием радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, ему причинен вред здоровью. Компенсация в возмещение вреда здоровью выплачивается в меньшем размере, что влечет нарушение его прав. В связи с тем, что ему несвоевременно и необоснованно не произведена предусмотренная законом ежегодная индексация ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, образовалась задолженность, которую он (истец) и просит взыскать с ответчиков. В соответствии с Законом от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» установлен твердый размер денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в зависимости от группы инвалидности. Вместе с тем, согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 05.04.2005г. № 7 и иным разъяснениям, вышеуказанные выплаты должны быть проиндексированы с 01.07.2000г. – 9 раз, а именно: с 01.07.2000г., с 01.01.2001г., с 01.01.2002г., с 01.01.2003г., с 01.06.2004г., с 01.01.2005г., с 01.01.2006г., с 01.01.2007г., с 01.01.2008г. Истец считает, что он имеет право на индексацию сумм возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ – с учетом коэффициента, пропорционального увеличению минимальной заработной платы, с ДД.ММ.ГГГГ с учетом роста величины прожиточного минимума, с ДД.ММ.ГГГГ – с учетом уровня инфляции. Также, истцом представлен расчет иска. Заявленные требования истец обосновывал положениями ст.ст. 15, 318, 1091 ГК РФ, ст.2 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. с последующими изменениями, Постановлением Конституционного суда РФ № 11-П от 19.06.2002г., Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 5.04.2005г. № 7, Определением Конституционного Суда РФ от 04.10.2005г., Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 26 (л.д. 2-3).

В судебное заседание истец не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ранее просил провести судебное заседание без его участия (л.д. 3-оборот, 25).

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, настаивала на доводах, изложенных в отзыве на исковые требования, согласно которому Кобец В.Н. является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в ДД.ММ.ГГГГ году. Законом № 1244-1 от 15.05.1991г. предусматривалось исчисление денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и возмещение вреда здоровью, исходя из минимального размере оплаты труда, впоследствии, после внесения соответствующих изменений пособия и иные социальные выплаты, исчисляемые в зависимости от минимального размера оплаты труда были установлены в твердых размерах, исходя из базовой суммы в <данные изъяты> руб. Данные компенсации отнесены к обязательным социальным выплатам, сумма которых является самостоятельной и их индексация производится специально принимаемыми законами. Правовых оснований для индексации начисленной суммы денежных компенсаций не имелось. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 847; от 07.05.2005г. № 292; от 25.04.2006г. № 246; от 21.03.2007г. № 171; от 21.12.2007г. № 914 утверждены Правила индексации с 2004 года по 2010 год размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Истцу ежемесячная денежная компенсация установлена в твердой денежной сумме в размере <данные изъяты> руб. с ДД.ММ.ГГГГ, установлением данной выплаты в твердой денежной сумме положение истца не ухудшено. Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.05.2005г. № 326 индексация и возврат недополученной суммы ежемесячной денежной суммы граждан осуществляется на основании их заявлений: за 2002-2003 годы в срок до 01.12.2005г.; за 2004 год – в срок до 01.12.2006г. Истец же с подобными заявлениями в Военный комиссариат не обращался, соответственно, в удовлетворении требований истцу следует отказать (л.д.27-28).

Исследовав материалы дела, в том числе личное дело Кобец В.Н. №, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Суд приходит к данному выводу на основании следующего.

В соответствии с пунктом 25 части 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.1,2 ч.1 ст.13 настоящего закона гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ (указанная редакция п. 25 ч. 1 ст. 14 действовала на период выплат с 01.04.1999 г. по 15.02.2001г.).

С 15.02.2001г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии со ст. 2 которого гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае установления факта недостоверности сведений, представленных для исчисления денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, размер ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 и пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Порядок установления факта недостоверности сведений, представленных для исчисления денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, определяется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 25 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 12.02.2001г. N 5-ФЗ, действующего в период спорных правоотношений) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5000 рублей;

инвалидам II группы - 2500 рублей;

инвалидам III группы - 1000 рублей.

Согласно пункту 15 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004, действующего в период спорных правоотношений и на момент рассмотрения настоящего дела), гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5 000 рублей;

инвалидам II группы - 2 500 рублей;

инвалидам III группы - 1 000 рублей.

Таким образом, с 15 февраля 2001 года вступил в действие Федеральный закон, устанавливающий твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в зависимости о группы инвалидности.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, истцу в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС, ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> группа инвалидности с утратой трудоспособности 50 %. ДД.ММ.ГГГГ повторным переосвидетельствованием истцу установлена <данные изъяты> группа инвалидности бессрочно с утратой трудоспособности 60 %, что подтверждается удостоверением, извещением о заключении Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, (л.д.9, 10, 13). Последнему назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, что подтверждается справкой (л.д.8).

Согласно заявлению истца, имеющемуся в материалах пенсионного дела №, исследованного в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ года Кобец В.Н. просит выплачивать компенсацию за вред здоровью, причиненный вследствие ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в сумме <данные изъяты> руб.

Таким образом, судом установлено, что истцу ежемесячно выплачивались суммы в возмещение вреда здоровью, в том числе:

с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.

с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.

с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.

с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.

с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.

с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.

с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.

с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.

с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.

с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.

с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.

с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб.

Указанные суммы ежемесячной денежной компенсации индексировались с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты туда».

Таким образом, ответчиком соблюден порядок выплаты и индексации Кобец В.Н. ежемесячной денежной компенсации.

Суд принимает во внимание, что выбранная истцом выплата в твёрдой денежной сумме значительно превышает размер пособия, начисленного, исходя из размера заработной платы истца.

Суд принимает во внимание, что истец в исковом заявлении указывает на нарушение его прав не Военным комиссариатом Пермского края, а территориальным управлением министерства социального развития Пермского края по г. Перми.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Кобец В.Н. следует отказать, поскольку истцу произведены все индексации сумм возмещения вреда здоровью в соответствии с действующим законодательством в полном объеме. Нарушение его прав на индексацию и выплату ежемесячной денежной компенсации в соответствии с действующим порядком правового регулирования, отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска Кобец В.Н. Военному комиссариату Пермского края о взыскании суммы денежной компенсации – отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: п/п Е.З.Баксанова

<данные изъяты>а