Дело № 2-4131/10 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2010 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Малышевой Н.В.
при секретаре Носовой О.В.
с участием истца Ярошенко В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярошенко В.И. к Администрации ..., Министерству финансов ... о предоставлении жилого помещения,
установил:
Ярошенко В.И. обратился в суд с иском к администрации ..., просит обязать администрацию ... предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте ..., во внеочередном порядке. Указав в обоснование иска, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во 2-ой половине ... г. его мать осуждена по ст. 159 УК РФ, отец участия в его воспитании не принимал, при проверке органами опеки и попечительства было вынесено решение об отправке его в дом малютки ... .... С ... и до настоящего времени он состоит на учете по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Управлении жилищных отношений. Очередность на ... - .... Свои требования истец обосновывает ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указом губернатора Пермской области от 22.-06.2000 г. № 170 об утверждении Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.
Судом в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчиков привлечены ..., Министерство финансов ... ( л.д. 1).
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивает в полном объеме, пояснил, что родился в ... г. в .... После ... месяцев оказался в детском .... После окончания первого класса был переведен в школу-интернат ..., где проживал с ... по ... г.г. В свидетельстве о рождении отец записан со слов матери (форма 4). Мать является без вести пропавшей. После ... г. проживал, где придется: снимал жилье, проживал, в основном, в .... В ... его прописали по ..., чтобы он был зарегистрированным. Дом деревянный, барак, фактически снесен. На момент его регистрации дом уже был нежилой. В настоящее время он снимает квартиру по ... ... по договору найма.
Представитель ответчика администрации ... в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия их представителя, исковые требования не признает, доводы, изложенные в отзыве, поддерживает. Исходя из письменного отзыва (л.д.) следует, что истец состоит на учете по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ..., под №21. В соответствии со ст.8 Федерального закона от ... №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419, реализация дополнительных гарантий для детей-сирот и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производятся органом исполнительной власти за счет средств бюджета .... Органом государственной власти на территории ... является .... Администрация ... органом государственной власти не является, относится к органам местного самоуправления, которые в систему органов государственной власти не входят (ст.12 Конституции РФ).
Представитель ответчика ... в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия их представителя, исковые требования не признает, доводы, изложенные в отзыве, поддерживает. Из содержания письменного отзыва (л.д.22-25, 35-38) следует, что Закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Нормой Закона № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий ..., как субъект РФ, в ст. 6 Закона области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона №2621-580). Ежегодно в бюджете ... предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета ... направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется помете поступления средств, которые ожидаются во втором полугодии ... ... не осуществляет функции по предоставлению жилья. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Ярошенко В.И. с ... состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. В материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления о постановке его на регистрационный учет. Не представлены документы, подтверждающие факт отсутствия у него, его родителей жилых помещений на праве собственности или пользования ( БТИ, ЦТИ, УФРС). При наличии права собственности или права пользования Ярошенко В.И. не имеет права на получение жилого помещения (ст. 71 СК РФ). Считает, что у истца не возникло право на внеочередное предоставление жилья. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика – Министерство финансов ... в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживая доводы, изложенные в отзыве ( л.д. 27-28). Согласно отзыву считает себя ненадлежащим ответчиком. Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Пермского края от 01.11.2008 N 334-ПК) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и .... В ... порядок обеспечения жилой площадью указанной категории регламентирован Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. Пунктом 2 Положения определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований ... и расходуются ими в пределах объема финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в порядке, установленном законодательством. На основании изложенного, поскольку полномочия по предоставлению жилья названной категории делегированы администрации ..., то названный орган при наличии правовых оснований, обязан предоставить истцу жилое помещение.
Оценив пояснения истца, исследовав материалы дела, суд считает требования Ярошенко В.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст.57 ЖК РФ).
На основании ст.1 Федерального закона от ... N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
В соответствии с абзацами 2 и 3 ч.1 ст.8 Федерального закона от ... N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Пермского края от 01.11.2008 N 334-ПК) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и ... (статья 6).
В судебном заседании установлено, что Ярошенко В.И., ... года рождения, уроженец ... ( л.д. 6), является лицом из числа детей-сирот. Отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери (справка о рождении ... формы ...).
Из справки ГКОУ «... ...» ... от ... ... установлено, что Ярошенко В.И. находился на полном государственном обеспечении в ... ..., поступил из дома ребенка ... ..., выбыл ... в .... Согласно справке Управления образования администрации ... муниципального района от ... следует, что Ярошенко В.И. в период с ... по ... проживал в МОУ «... ... и находился на полном государственном обеспечении ( л.д. 9).
Согласно сообщению Управления жилищных отношений администрации ... Ярошенко В.И. состоит на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа с ... (постановление администрации ... л.д.8), очередь на ... - ... (.д. 7).
Вышеуказанные обстоятельства установлены судом и подтверждаются материалами дела.
В деле также имеются сведения о том, что Ярошенко В.И. был зарегистрирован с ... до ... по адресу: ... (л.д.18). Объект по адресу: ..., снят с государственного технического учета объектов капитального строительства в ... ввиду его сноса в ... г. ( справка ... филиала ... отедла ГУП «ЦТИ ...» от ... ...). Согласно адресного листка убытия истец снят с регистрационного учета по данному адресу ... В настоящее время Ярошенко В.И. проживает по адресу: ..., снимает жилье по договору найма от ... с Таракановой Н.А. (наймодатель).
Согласно сведениям, представленным ГУП «...», ... филиала ... отдела ЦТИ, УФРС по ..., ... отдела Росреестра истец не имеет в ... квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ему на праве собственности, в приватизации жилья не участвовал, в Едином государственном реестре прав права на объекты недвижимого имущества за ним не зарегистрированы (л.д. 15, 17, справки от ...., ...г.).
Иных доказательств на день рассмотрения суду не представлено.
На основании изложенного, суд считает, что иск Ярошенко В.И. является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, длительное время состоит на жилищном учете, воспитывался в детских домах, находился на полном государственном обеспечении, закрепленного жилья не имел, однако, не обеспечен жилой площадью после окончания пребывания в специализированном детском учреждении. Следовательно, истец имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. Судом не установлено, а ответчиками не доказано, что истцу принадлежит на праве собственности либо ином праве какое-либо жилое помещение.
Решая вопрос о размере жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего.
Пунктом 2 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере ... кв. м общей площади на одного члена семьи.
Таким образом, Ярошенко В.И. должно быть предоставлено жилое помещение не менее ... кв. м. общей площади.
При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию ... за счет средств, предусмотренных в бюджете ... на эти цели.
При этом, решая вопрос о возложении обязанности именно на администрацию ..., суд также учитывает, что п.14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 №170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).
Кроме того, в собственности муниципального образования ... может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования ..., в случаях, установленных федеральными законами и законами ... (п.п. 2 п. 1 ст.18 Устава ...).
Учитывая положения п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу жилого помещения должно быть произведено во внеочередном порядке.
Суд считает Министерство финансов ... ненадлежащим ответчиком, поскольку порядок обеспечения жилой площадью указанной категории лиц регламентирован Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. Пунктами 2-8 Положения определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований ... и расходуются ими в пределах объема финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся. Пунктом 9 Положения прямо предусмотрено, что средства субсидий могут быть использованы на исполнение судебных решений. ... согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным Правительством Пермского края от 24.07.2006 г. № 8-п. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, не входит в полномочия Министерства финансов. Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство социального развития и Министерство ЖКХ .... На основании изложенного, Минфин единолично, самостоятельно выделить запрашиваемые денежные средства не вправе. При таких обстоятельствах в иске к Министерству финансов ... следует отказать.
В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ иск Ярошенко В.И. рассмотрен в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию ... за счет средств, выделенных ... из бюджета на эти цели, предоставить Ярошенко В.И. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте ..., общей площадью не менее ... кв. метров.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ....
Председательствующий- подпись.
...: судья -