Дело № 2-4673/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2010 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Баксановой Е.З..,
при секретаре Ельцовой И.В.,
с участием представителя истца – Путиной М.В., действующей на основании поручения,
представителя Администрации г. Перми – Зотиковой Е.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах Борискина А.В. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края, министерству финансов Пермского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мотовилихинского района г.Перми обратился в суд с иском в интересах Борискина А.В., о возложении обязанности за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края Министерством финансов Пермского края, предоставить Борискину А.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г.Перми, отвечающего санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 15 кв.м.
В обоснование заявленного иска указано, что в связи с обращением Борискина А.В., обладающего статусом лица из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, т.к. его отец скончался, а мать лишена родительских прав, к прокурору Мотовилихинского района г.Перми, в связи с нарушением его прав на предоставление жилого помещения по достижению им совершеннолетнего возраста, установлено, что Борискин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на жилищном учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Перми в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено. Не предоставление Борискину А.В. жилого помещения нарушает его конституционные права, т.к. последний каким-либо жильем не обеспечен, своего жилья никогда не имеет, в период опеки периодически проживал у опекуна. В связи с изложенным, в соответствии с действующим законодательством, прокурор полагает, что ответчиками должно быть предоставлено Борискину А.В. жилое помещение вне очереди.
Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом (л.д.67) по имеющемуся в материалах дела адресу.
Представитель истца – прокурор Ленинского района г.Перми – в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации г.Перми – в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы изложенные в отзыве на иск, а именно, что в соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004г. реализация дополнительных гарантий и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производится органом исполнительной власти за счет средств бюджета Пермского края. Поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, администрация города Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края и с учетом требований нормативных актов субъектов Российской Федерации, поэтому, надлежащим ответчиком является Правительство Пермского края (л.д.40).
Ответчик – Правительство Пермского края (далее по тексту – Правительство) – своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем представил соответствующее заявление (л.д.73). Ранее представил письменные возражения, где указал, что исковые требования не признает, поскольку, в материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления, на основании которого истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предполагает, что данное постановление не издавалось, что является нарушением действующего законодательства. При этом, считает, что истцом не представлены доказательства того, что за ним не сохранено право на жилье, оставшееся после родителей, также полагает, что у Борискина А.В. права на обеспечение жильем вне очереди не возникло. Кроме того, считает, что в соответствии с установленным действующим законодательством порядком предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является администрация г.Перми, так как в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит только определение объема и порядка осуществление расходов из бюджета субъекта Российской на указанные цели, все действия по предоставлению жилых помещений таким лицам осуществляются органами местного самоуправления, Правительство такими функциями не обладает, при этом, обязательства Правительства Пермского края в 2009 году по распределению и перечислению средств бюджета Пермского края субсидий из федерального бюджета, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выполнены ими своевременно и в полном объеме (л.д. 36-38).
Ответчик – Министерство финансов Пермского края своего представителя в судебное заседание также не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем представил соответствующее заявление (л.д.66, 69), где, кроме того, указал, что исковые требования считает необоснованными и незаконными по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.42-44) в частности, считает, что Министерство финансов Пермского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве финансов Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края, распределение денежных средств на очередное финансовый год в пределах своих полномочий осуществляет Министерство социального развития Пермского края, поскольку данное Министерство ведет учет лиц, вышеуказанной категории. В свою очередь, главным распорядителем денежных средств при приобретении жилья, его строительстве является Министерство ЖКХ Пермского края. В полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит только определение объема и порядка осуществление расходов из бюджета субъекта Российской на указанные цели, все действия по предоставлению жилых помещений таким лицам осуществляются органами местного самоуправления. Таким образом, предоставлением жилья истцу должна заниматься администрация г.Перми. При условии недостаточности указанных средств у администрации могут быть выделены дополнительные средства, при этом, решение данного вопроса находится в полномочиях главного распорядителя средств субсидий – Министерства ЖКХ Пермского края. Министерство финансов Пермского края только формирует бюджет, вопросами по предоставлению жилья не занимается.
Выслушав мнение представителя истца, оценив доводы представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).
На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.
Судом в судебном заседании установлено, что Борискин А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном Борискина В.П. и Борискиной Т.Е. (л.д.6 оборот). Отец – Борискин А.В. скончался ДД.ММ.ГГГГ, мать – Борискина Т.Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д.9). До своей смерти Борискина Т.Е. решением Кунгурского городского суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8 оборот) лишена родительских прав в отношении детей, в том числе в отношении сына Борискина А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением администрации Мотовилихинского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № Калашниковой В.М. разрешена опека над внуками – Борискиным А., Борискиным А., Борискиным И. и Борискиной Н. (л.д.9 оборот). Приказом Управления жилищных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Борискин А.В., ДД.ММ.ГГГГг.р., принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.10).
Как следует из справки Управления жилищных отношений администрации г.Перми номер Борискина А.В. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> (л.д.16-17).
В соответствии с информацией, представленной Управлением Росреестра по Пермскому краю, ГУП «ЦТИ по Пермскому краю», Управлением Росреестра по Республике <данные изъяты>, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике <данные изъяты>, за истцом, его родителями квартира, жильё в частном доме, какое-либо иное жилое помещение на праве собственности либо на ином праве в г.Перми, Пермском крае, а также в <данные изъяты> не зарегистрировано (л.д.12,12 оборот,70,71).
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также объяснениями опекуна Калашниковой В.М., пояснившей при даче объяснений в прокуратуре Мотовилихинского района г.Перми, что стала опекуном Борискина А.В. после смерти его матери – ее дочери –Борискиной Т.Е. Собственного жилья у внука нет и не было, потому что его родители также никогда не имели своего жилья. Ранее семья дочери проживала в республике <данные изъяты>, после смерти мужа ее дочь с детьми переехала к ней, была лишена родительских прав в отношении детей.
Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются исследованными материалами дела и, фактически, не оспариваются сторонами.
Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец является лицом, оставшимися без попечения родителей, за которым какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином каком-то праве не числится.
Истец признан нуждающимся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, данное право истца ответчиками не оспорено. Следовательно, требования истца о предоставлении ему жилого помещения являются правомерными.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.
На основании изложенного выше, суд считает, что истцу следует предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г. Перми.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенными выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области. Размеры выплат, установленных настоящим Законом, индексируются ежегодно в соответствии с законом о бюджете Пермской области на очередной финансовый год.
В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 2-8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, расходы на предоставление истцам жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
При этом, согласно пункту 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию г. Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края предоставить Борискину А.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г.Перми.
В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Пермского края о возложении обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Борискину А.В. отказать.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий п/п Е.З.Баксанова
<данные изъяты>а