Дело №2-5499/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 декабря 2010 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Вандышевой Е.А.,
с участием прокурора Ченцовой Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушакова Е.И. к Министерству социального развития ..., Территориальному управлению Министерства социального развития ..., Федеральной службе по труду и занятости о взыскании суммы,
установил:
Ушаков Е.И. обратился в суд с иском к Министерству социального развития ..., Территориальному управлению Министерства социального развития ... (далее Терруправление), Федеральной службе по труду и занятости, просит взыскивать с Территориального управления Министерства социального развития ... и Министерства социального развития ... ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ... в размере ... руб. ... коп., взыскать с Территориального управления Министерства социального развития ... и Министерства социального развития ... за счет средств федерального бюджета задолженность за период с .... по ...., с учетом индексации по .... в размере ... руб. ... коп., расходы по оплате юридической помощи в размере ... руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ... ему впервые установлена ..., заболевание, связанное с непосредственным участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции (далее по тексту – ЧАЭС); с ... ему подтверждена вторая группа инвалидности бессрочно. В соответствии со ст. 14 Закона «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему положена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью. Терруправлением производились выплаты и расчет сумм возмещения вреда с нарушением действующего законодательства, чем нарушены его права, предусмотренные ст.14 Постановления Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. №4214, п.3.2,Постановления Конституционного суда РФ от 19.06.2002г. В связи с тем, что ему (истцу) несвоевременно и необоснованно не произведена, предусмотренная законом ежегодная индексация ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, образовалась задолженность, которую он (истец) и просит взыскать с ответчиков. Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 05.04.2005 г. №7 и иных разъяснений, вышеуказанные выплаты должны быть проиндексированы с ... – с учетом коэффициента, пропорционального увеличению минимальной заработной платы, с ... с учетом роста величины прожиточного минимума, с ... – с учетом уровня инфляции. Также, истцом представлен расчет иска. Заявленные требования истец обосновывал ст. 15 ГК РФ, положениями Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ... с последующими изменениями, Постановлением Конституционного суда РФ № 11-П от 19.06.2000 г., Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 5.04.2005 г. № 7, Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 11.05.2007г. №23, Определением Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 года №364-О, Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 года № 35. Также истец просит проиндексировать сумму задолженности за период с ... по ... по индексам инфляции в соответствии с Постановлением Правительства РФ №35 от 14.12.2000г. (в редакции Постановления Пленума Верховного суда РФ №7 от 05.04.2005г.).
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, о чем представил соответствующее заявление.
Ответчики представителей в суд не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.16, 17, 18, 19).
Представитель Министерства социального развития ... ранее представил в суд письменный отзыв по иску, указывая, что Ушакову Е.И. ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью впервые назначена в .... в твердой денежной сумме ... руб. в соответствии с пунктом 15 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Считает требования истца об индексации сумм в возмещение вреда здоровью пропорционально минимальному размеру оплаты труда и изменению прожиточного минимума в субъекте РФ не основанными на нормах федерального законодательства, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения. На момент обращения истца с настоящим иском законодателем установлен иной порядок индексации сумм в возмещение вреда здоровью. Указанные выплаты в соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2004 года за № 31-ФЗ с ... индексируются исходя из уровня инфляции, в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства ... от ... утверждены Правила индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ... по ... гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Далее порядок индексации названных сумм в возмещение вреда здоровью устанавливается Постановлениями Правительства РФ, с учетом уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете на соответствующий год». Правовых оснований для удовлетворения требований истца об индексации сумм в возмещение вреда здоровью, в соответствии с п. 16 постановления Пленума ВС РФ, с учетом индекса потребительских цен, поскольку в данном случае определенная задолженность образовалась не в связи с отказом в индексации ежемесячных сумм и не по причине выплаты их в меньшем размере, чем предусмотрено законом. Также представитель ответчика указал, что истец должен доказать разумность понесенных расходов на оплату услуг представителя. Считает, что заявленная ко взысканию сумма на оплату услуг представителя является чрезмерной. Просит в иске отказать в полном объеме.
Представитель Территориального управления Министерства социального развития ... в письменных возражениях на иск указал, что Теруправление с заявленными требованиями не согласно по следующим основаниям. ... Ушакову Е.И. установлена вторая группа инвалидности, в связи с увечьем связанным с аварией на Чернобыльской АЭС. На момент назначения истцу ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью действовал п.25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию На основании Федерального закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ, а также личного заявления истца от ..., Ушакову Е.И. установлен размер возмещения вреда как инвалиду второй группы в размере 2500 руб. Индексация сумм в возмещение вреда здоровью производилась истцу во исполнение Закона от 29.04.2004г. №31-ФЗ в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004г. №847, 7 мая 2005 года за № 292, от 25 апреля 2006г. №246, от 21 марта 2007 года за № 171, от 21 декабря 2007 года № 914, от 16 декабря 2009г. №1024 с учетом уровня инфляции, установленного ФЗ «О федеральном бюджете на соответствующий год». В связи с отсутствием оснований для взыскания задолженности, считает, что не имеется оснований для взыскания расходов на оплату юридических услуг. Просит в удовлетворении требований отказать.
Оценив доводы искового заявления, учитывая возражения ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, личного дела ..., заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования Ушакова Е.И. удовлетворению не подлежат, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 25 части 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.1,2 ч.1 ст.13 настоящего закона гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством РФ (указанная редакция п.25 ч. 1 ст.14 действовала на период выплат с ... по ...).
С 15.02.2001 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии со ст. 2 которого гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае установления факта недостоверности сведений, представленных для исчисления денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, размер ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 и пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Порядок установления факта недостоверности сведений, представленных для исчисления денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, определяется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 25 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ, действующего в период спорных правоотношений) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах:
инвалидам I группы - 5000 рублей;
инвалидам II группы - 2500 рублей;
инвалидам III группы - 1000 рублей.
Согласно пункту 15 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004, действующего в период спорных правоотношений и на момент рассмотрения настоящего дела), гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:
ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:
инвалидам I группы - 5 000 рублей;
инвалидам II группы - 2 500 рублей;
инвалидам III группы - 1 000 рублей.
Таким образом, с 15 февраля 2001 года вступил в действие Федеральный закон, устанавливающий твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в зависимости о группы инвалидности.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось истцом в иске и ответчиками в письменных отзывах, представленных ими в суд, Ушаков Е.И. являющийся с ... инвалидом второй группы вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с ... имеет право на получение ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, в соответствии с вышеназванными нормами закона, что подтверждается удостоверением, справкой МСЭ, расчетом (л.д. 8, 9, 10-11, личное дело).
... истец обратился в Комитет социальной защиты населения с заявлением о выплате компенсации в возмещение вреда здоровью (личное дело).
Кроме того, судом установлено, что истцу ежемесячно выплачивались суммы в возмещение вреда здоровью, в том числе:
с ... – ... рублей,
с ... – ... рублей,
с ... – ... рублей,
с ... – ... рублей,
с ... – ... рублей,
с ... – ... рублей,
с ... – ... рублей,
с ... – ... рублей
с ... – ... рублей,
с ... – ... рублей (л.д. 10-11).
Указанные суммы ежемесячной денежной компенсации индексировались с ..., исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) и выплачивались истцу своевременно и в порядке, установленном соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 25.05.2005 г. № 326 «О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат в период с ... г. по ... гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в ... годах недополученных сумм»,
от 27.12.2004г. №847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
от 07 мая 2005г. №292 (в редакции от 03.03.2007 г. № 143) «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
от 09.08.2006 г. № 496 (в редакции от 03.03.2007 г. № 143) «Об индексации в 2005 году ежемесячных денежных выплат в повышенном размере пенсий и пособий не работающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
от 25.04.2006 г. № 246 (в редакции от 03.03.2007 г. № 143) «Об индексации в 2006 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию катастрофа Чернобыльской АЭС»,
от 21.03.2007 г. № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
от 21.12.2007 г. № 914 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 17.03.2008 г. № 181, от 03.09.2008 г. № 655, от 24.12.2008 г. № 992) «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Доводы истца о возможности индексации назначенных ему в твердой денежной сумме в соответствии с Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причиненного в результате участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС исходя из индекса минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, являются неверными в силу следующего.
Как установлено судом, указанные выплаты индексируются с ... исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ... по ... гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в ... годах недополученных сумм, которые предусматривают, в частности, размер выплат для ... с ... по ... – ... руб., с 1 июля по ... – ... руб., с ... - ... руб., а с ... - ... руб.
В дальнейшем, порядок индексации названных сумм, также устанавливается Постановлениями Правительства РФ, с учетом уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете" на соответствующий год.
Таким образом, доводы истца относительно необходимости индексации назначенных ему ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку, впервые ... и такие суммы установлены истцу в ... году, на момент его обращения с заявлением о назначении сумм в возмещение вреда здоровью и на момент обращения в суд с настоящим иском законодателем установлен порядок индексации. Кроме того, как усматривается из материалов дела, ответчиком производилась индексация назначенных сумм возмещения вреда здоровью своевременно, исходя из порядка, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. Нарушения прав истца за оспариваемый период судом не установлено. В связи с чем, в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности в возмещение вреда здоровью следует отказать, поскольку они (требования) основаны на неверном толковании и применении норм материального права.
Поскольку в удовлетворении требований истца о взыскании сумм отказано, соответственно, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Ушакова Е.И. к Министерству социального развития ..., Территориальному управлению Министерства социального развития ..., Федеральной службе по труду и занятости о взыскании суммы, расходов по оплате услуг представителя – отказать.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ....
Председательствующий: (Е.Г. Курнаева)