Дело № 2-4465/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2010 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Ковалевой Н.В.,
с участием прокурора – Демидовой Е.С., действующей на основании удостоверения,
представителя ответчика Оглоблина Л.Л., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица – Елисеева А.С., действующего на основании приказа,
рассмотрев в открытом судебном заседании ... гражданское дело по иску прокурора ... к Управлению здравоохранения администрации ... о возложения обязанности обеспечить МУЗ «....» денежными средствами,
установил:
прокурор ... обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению здравоохранения администрации ... о возложении обязанности обеспечить МУЗ «...» денежными средствами, для устранения нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании ... ... и ... ....
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что МУЗ «....» является некоммерческой бюджетной организацией, созданной для осуществления целей, поставленных учредителем в соответствии с компетенцией последнего. Учредителем учреждения является администрация ... в лице Управления здравоохранения администрации .... Деятельность МУЗ «....» урегулирована Уставом учреждения, утвержденного приказом Управления здравоохранения администрации ... от ... Основной целью деятельности учреждения является охрана здоровья детского населения ... (п. 2.1 Устава). Для осуществления уставной деятельности учреждение в своем составе имеет обособленные объекты и структурные подразделения: стационар ..., ..., поликлиника ..., ..., .... В соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г., согласно п. 14 ст.8 Устава ..., утвержденного решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г. к вопросам местного значения относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Согласно п. 1.1. Положения «Об управлении здравоохранения администрации ...», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 222, Управление здравоохранения администрации ... является функциональным органом администрации .... В соответствии с п. 3.1., 3.3.3 Положения Управление здравоохранения осуществляет функции по организации мер по охране здоровья населения и оказания медицинской помощи населению в объеме программы государственных гарантий в рамках своих полномочий; осуществляет в установленном порядке финансирование и материально-техническое обеспечение муниципальных учреждений здравоохранения ..., утверждает сметы доходов и расходов муниципальных лечебно-профилактических учреждений, проводит экономический анализ их деятельности, формирует заявку потребности в бюджетных средствах на очередной финансовый год. На основании ст. 3 Положения о бюджете и бюджетном процессе в городе Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.08.2007 г. №185 распорядитель бюджетных средств ... - орган местного самоуправления, opган администрации ..., имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Таким образом, Управление здравоохранения администрации ... является распорядителем средств бюджета ..., предусмотренных на обеспечение деятельности по организации досуга, обеспечение жителей ... услуга организации культуры. На основании статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» 21.12.1994 г. №69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требован пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют, непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Однако в ходе проведенной проверки установлено, что не все требования пожарной безопасности соблюдаются в учреждении. ... ... ... и ... проведена проверка в зданиях МУЗ «....» по адресам места нахождения: ... (административное здание), ... (стационар), ... (стационар), ... (поликлиника ...), ... (поликлиника ...), ... (поликлиника ...), в ходе которой выявлено 87 нарушений требований пожарной безопасности. По данному факту вынесено предписание .... Срок исполнения был определен ... ... ... ... и ... проведена проверка исполнения предписания от ... В ходе ее проведения установлено, что нарушения требований пожарной безопасности устранены частично, 29 пунктов предписания ... не выполнены. По данному факту вынесено предписание ... с установлением срока устранения нарушений - ... Согласно пояснений главного врача МУЗ «...», нарушения, не требующие значительных финансовых вложений, устранены в установленные сроки. Мероприятия, направленные на устранение других нарушений, требуют значительных затрат, без дополнительного финансирования со стороны учредителя самостоятельно учреждением устранены быть не могут. Несмотря на то, что срок исполнения предписания органа государственного пожарного надзора ... определен ..., объем финансирования со стороны Управления здравоохранения администрации ... не позволит выполнить противопожарный мероприятия в срок. Согласно локальным сметным расчетам МУЗ «....» для исполнения предписания необходима сумма порядка ... рублей. Вместе с тем, согласно смете расходов учреждения на ... финансовый год, на услуги по содержанию имущества, текущий ремонт предусмотрена сумма в размере ... руб., на прочие услуги, в которые больница может включить расходы по исполнению предписаний контролирующих органов, - ... руб. На неоднократные обращения главного врача лечебного учреждения в ... г. ответчиком выделены средства в размере ... тыс. рублей, что намного меньше потребностей учреждения в финансировании устранения нарушений требований пожарной безопасности. Таким образом, в результате отсутствия достаточного финансирования затрат на исполнение предписаний МУЗ «....» не имеет возможности устранить нарушения правил пожарной безопасности, создать условия, гарантирующие благоприятные условия жизнеобеспечения для находящихся в зданиях больницы несовершеннолетних и работников. В связи с чем, прокурор просит обязать Управление здравоохранения администрации ... осуществить финансирование затрат, направленных на устранение нарушений МУЗ «...» правил пожарной безопасности в соответствии с предписанием ... Государственного пожарного надзора ... и ... ... от ... г.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, утверждая, что МУЗ «...» финансируется из двух основных источников. При этом из системы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) покрываются все расходы учреждения, кроме капитального ремонта и приобретения дорогостоящего оборудования, которые финансируются за счет городского бюджета. Управлением для учреждения утверждается только смета расходов за счет бюджета .... Одновременно с этим за счет этого источника могут быть профинансированы только работы в рамках капитального ремонта, который должен производится на основании соответствующей проектно-сметной документации. В настоящее время такой документации не существует, поэтому размер финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений не установлен. Не оспаривал, что руководитель учреждения неоднократно обращался в Управление здравоохранения администрации ... для выделение соответствующего финансирования, в связи с чем, в ... году учреждению, согласно смете, выделены денежные средства в размере ... рублей, за счет которых может быть произведена разработка проектно-сметной документации на выполнение ремонтных работ, после чего будут рассматриваться вопросы о размере требуемых средств и вариантах финансирования работ. Кроме того, на содержание зданий и текущий ремонт в помещениях МУЗ «....» в смете средств ОМС на ... год запланировано ... руб. ... коп. В рамках подготовки МУЗ «...» к лицензированию в смете учреждения на ... год предусмотрено ... рублей на капитальный ремонт. Считает, что Управление здравоохранения администрации ... в рамках реализации полномочий учредителя МУЗ «...» осуществляет финансирование учреждения в рамках выделенных Управлению (как главному распорядителю бюджетных средств) ассигнований из муниципального бюджета на всю отрасль «Здравоохранение». В муниципальную систему здравоохранения входят 47 муниципальных учреждений здравоохранения. По состоянию на ... год все выделенные в бюджете города на отрасль «Здравоохранение» средства распределены и уведомлениями Управления доведены в соответствующей части до каждого учреждения. В случае увеличения бюджетного финансирования отрасли размеры финансирования МУЗ «....» будут увеличены. В случае удовлетворения судом заявленных требований в данном деле, реальной возможности исполнить решении суда у Управления здравоохранения администрации ... не имеется, поскольку все средства, предусмотренные в бюджете на отрасль «Здравоохранение», уже распределены. Представитель ответчика также указал, что ст.154 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что исполнительно- распорядительные органы муниципальных образований, в нашем случае - Управление здравоохранения администрации ..., обеспечивают составление проекта бюджета и обеспечивают его исполнение. В соответствии с п.3 пп. 2 статьи 120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Таким законом в данном случае является Бюджетный кодекс РФ, в частности его статья 161, определяющая особенности правового положения бюджетных учреждений. Пунктом 6 ст. 161 БК РФ предусмотрено, что положения, установленные настоящим Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами. Таким образом, на Управление здравоохранения администрации ..., как функциональный орган администрации города, распространяются нормы Бюджетного кодекса РФ, в частности нормы статьи 162, определяющей бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в том числе норма, предоставляющая право принимать обязательства только в пределах бюджетных ассигнований. В связи с вышеизложенным, Управление здравоохранения администрации ..., являющееся главным распорядителем бюджетных средств, не имеет полномочий пересмотреть параметры бюджета и выделить какому-либо муниципальному учреждению дополнительные денежные средства, если это не предусмотрено бюджетом города. Кроме того, указал, что прокурором заявлено требование в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ. При этом права прокурора являются производными от прав тех лиц, в интересах которых он выступает. Вопросы взаимоотношений учредителя с учреждением, в том числе и в части финансирования учредителем деятельности учреждения, не затрагивают напрямую прав и интересов граждан, поэтому у жителей ..., в интересах которых в данном случае выступает прокурор, отсутствует право требовать от Управления здравоохранения администрации ... выделять какие-либо суммы созданному муниципальному учреждению. При таких обстоятельствах требование прокурора о возложении обязанности на Управление здравоохранения администрации ... профинансировать мероприятия по устранению МУЗ «...» нарушений правил пожарной безопасности, указанных в предписании ..., являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению судом.
Представитель третьего лица - МУЗ «...» - в судебном заседании указал, что с исковыми требованиями не согласен. Дополнительно пояснив суду, что по результатам проверки (предписание ...) был составлен план устранения нарушений и сделана заявка учредителю (Управление здравоохранения администрации ...) о выделении финансовых средств, необходимых для устранения нарушений. Ряд нарушений, не требующих значительных финансовых вложений, были устранены в установленные в предписании сроки. Однако, те нарушения, устранение которых требует значительных затрат, до настоящего времени не выполнены, поскольку финансирование на их устранение отсутствует. До настоящего времени остались неустраненными нарушения указанные в пунктах 5, 11, 13, 15, 21, 31, 33, 45, 54, 55, 61, 62, 65, 66, 67, 68, 69, 71, 75, 77, 84 предписания, в связи с тем, что учреждение не получило в необходимом объеме денежные средства на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В ... г. учредителем выделено ... руб. на устранение нарушений пожарной безопасности, которые будут направлены на демонтаж и замену сгораемых перегородок (п.65) и частично на замену электропроводки (п.61).
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами (ст. 120 ГК РФ).
В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом.
Нарушение бюджетным учреждением требований настоящей статьи при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
В случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.
Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.
Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются.
Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы).
Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
МУЗ «....» (далее – Учреждение) создано на основании распоряжения начальника Управления здравоохранения администрации ... ... от ..., а также в результате произведенной реорганизации (п.1.1 Устава).
Учредителем Учреждения выступает Управление здравоохранения администрации ... (п.1.2 Устава).
В соответствии с учредительными документами Учреждение является некоммерческой бюджетной организацией, финансируемой за счет бюджетных средств, средств обязательного медицинского страхования, средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Целью деятельности Учреждения является охрана здоровья детского населения ..., предметом деятельности Учреждения является оказание первичной медико-санитарной помощи детям в виде лечения наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний, медицинской профилактики важнейших заболеваний, санитарно-гигиенического образования и воспитания, проведения других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи детям в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях, в условиях стационара дневного пребывания, а также иных видов медицинской помощи в соответствии с заданиями учредителя, утвержденными стандартами и полученными лицензиями (п.2.1-2.2 Устава).
Финансирование Учреждения осуществляется из городского бюджета на основе сметы доходов и расходов, а также иных источников, не запрещенных действующим законодательством РФ.
В ходе проверки, проведенной в период с ... по ... ... по ... и ..., установлено, что при осуществлении своей деятельности МУЗ «....» допускаются нарушения правил пожарной безопасности, а эксплуатируемые здания не отвечают требованиям закона. В связи с чем, руководителю Учреждения ... органами пожарного надзора было внесено предписание ... по устранению нарушений требований пожарной безопасности с установлением срока их исполнения до ... года, а также возбуждено административное дело по ч.1 ст. 20. 4 КоАП РФ.
Судом также установлено, сторонами не оспаривается, что в связи с выявленными нарушениями руководителем Учреждения в адрес начальника Управления здравоохранения администрации ... направлялись требования о выделении дополнительного финансирования.
В ходе повторной проверки ... по ... и ... установлено, что большая часть нарушений, указанных в предписании ..., не устранена. В связи с чем, руководителю Учреждения вновь внесено предписание ....
Согласно пояснений руководителя Учреждения, невыполнение требований надзорного органа связано с отсутствием необходимого для этих целей финансирования. При этом собственные ресурсы (денежные средства) Учреждение исчерпало.
В соответствии с решением Городской Думы ... от ... Управление здравоохранения администрации ... является функциональным органом администрации ....
В силу п.3.3.11 Положения о муниципальном Управлении здравоохранения администрации ... выполняет функции администратора поступлений в бюджет города в соответствии с решением Пермской городской Думы о бюджете на текущий финансовый год. Обеспечивает контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием платежей в бюджет, выполнением утвержденного плана по администрируемым доходным источникам в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, правовыми актами города и заключенными договорами.
В целях реализации своих целей и задач имеет право осуществлять функции муниципального заказчика при размещении муниципальных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд в пределах своей компетенции (п.4.1.7 Положения), обязано своевременно и в полном объеме представлять в департамент финансов администрации ... отчеты, предусмотренные законодательством и правовыми актами города, и иные сведения, необходимые для формирования бюджета и составления перспективного финансового плана города, поквартальной информации об исполнении бюджета города (п.4.2.5 Положения), вести бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность, представлять в органы государственной власти, органы городского самоуправления необходимую информацию в установленном порядке (п.4.2.9 Положения).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в отношении Учреждения выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности с установлением срока его исполнения, который на момент обращения прокурора в суд уже истек.
Судом установлено, доказательств обратного суду не представлено, причиной неисполнения предписания контролирующего органа в полном объеме стало недостаточное финансирование Учреждения.
Таким образом, суд считает, что Управлением здравоохранения администрации ... допущено бездействие по данному вопросу в силу следующего.
Судом установлено, что на день обращения в суд оставались не устраненными нарушения правил пожарной безопасности зданий, выявленные контролирующими органами.
Суду представлена переписка Учреждения с Управлением о необходимости дополнительного финансирования Учреждения на устранение упомянутого выше предписания.
Согласно пояснений представителя Управления, на момент рассмотрения дела в суде Учреждению выделено финансирование в сумме ... рублей, за счет которых должна быть произведена разработка проектно-сметной документации на выполнение ремонтных работ, после чего будут рассматриваться вопросы о размере требуемых средств и вариантах их финансирования.
Таким образом, фактически денежные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности ответчиком третьему лицу не выделено.
Как установлено в судебном заседании ответчик обязан выделить финансовые средства для устранения предписаний контролирующих органов с целью обеспечения предоставления Учреждением услуг населению, в том числе в рамках ОМС, обеспечить условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья граждан, находящимся в таком Учреждении.
Вместе с тем, поскольку суду не представлено доказательств принятия всех мер в пределах полномочий, предоставленных Управлению здравоохранения администрации ..., в том числе и при финансировании на ... г., по перераспределению бюджетных средств для выделения их Учреждению, отсутствия возможности изыскать дополнительные денежные средства, сверх установленных лимитов, а также совершения Управлением в период с ... года по день рассмотрения дела в суде каких-либо действий и принятия каких-либо решений, направленных на выделение финансирования для устранения нарушений требований пожарной безопасности в установленные в предписании ... сроки, поэтому факт бездействия Управления, в его правовом понимании, суд считает установленным.
При этом доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными по изложенным выше основаниям, а также еще и потому, что суд считает не имеющими правового значения ссылки представителя ответчика на невозможность расходования больше бюджетных средств, чем заложено в соответствующем бюджете на данное Учреждение, поскольку, признавая установленным факт бездействия со стороны Управления, суд исходит из целей и задач его деятельности, имеющихся у функционального органа полномочий, как участника бюджетного процесса, его права и обязанности.
Несостоятельны доводы представителя ответчика и об отсутствии у прокурора оснований для обращения в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, поскольку суд считает, что заявленные прокурором требования заявлены последним в интересах неопределенного круга лиц, а не самого лечебного учреждения, которое самостоятельно, так как является юридическим лицом. При этом доводы прокурора, изложенные при мотивации оснований предъявления иска, по мнению суда, являются убедительными, соответствуют действующему законодательству, полностью охватываются надзорной деятельностью прокуратуры, а также целям и задачам, поставленным перед ней.
Таким образом, суд считает требования прокурора о возложении обязанности на Управление здравоохранения администрации ... осуществить финансирование затрат, направленных на устранение нарушений МУЗ «...» правил пожарной безопасности в соответствии с предписанием ... Государственного пожарного надзора ... и ... ... от ... г. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление здравоохранения администрации ... осуществить финансирование затрат, направленных на устранение нарушений МУЗ «....» правил пожарной безопасности в соответствии с предписанием ... Государственного пожарного надзора ... и ... ... от ... г.
Решение суда может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ... в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)
.... Судья: (Е.И. Гачегова)