о признании противолречащим федеральному законодательству распоряжения губернатора



Дело № 2-6077/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2010 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Хариной Н.В.,

с участием представителя заявителя – заместителя прокурора ... – Масленниковой И.А.,

представителя заинтересованного лица – губернатора ... – Бурлаковой Ж.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в ... дело по заявлению заместителя прокурора ... о признании незаконным действия губернатора ... по изданию распоряжения от 9 августа 2010 г. № 117-р «Об утверждении Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в ...»,

установил:

заместитель прокурора ... (далее по тексту – прокурор) обратился в суд с заявлением о признании незаконным действия губернатора ... (далее по тексту – губернатор) по изданию распоряжения от 9 августа 2010 г. № 117-р «Об утверждении Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в ...».

В обоснование своего заявления прокурор указал, что данным распоряжением регламентирован порядок действий должностных лиц Администрации губернатора, ... при согласовании кандидатуры для назначения на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в ...; тем самым определены основные правила поведения для лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, а также условия назначения на государственные должности Российской Федерации. Данное распоряжение имеет признаки нормативно-правового акта, поскольку оно рассчитано на неоднократное применение, распространяется на неопределенный круг лиц, так как любой гражданин Российской Федерации вправе занимать должности, указанные в распоряжении. При этом прокурор, не оспаривая правомочность данного распоряжения губернатора, полагает, что при его издании не соблюдена форма акта, так как данный акт должен был быть издан в форме Указа губернатора. Поэтому, по мнению прокурора, действия губернатора по изданию нормативного правового акта в ненадлежащей форме нарушает законные интересы неопределенного круга лиц – граждан, имеющих право занимать должности, указанные в распоряжении (л.д. 23-25).

В судебном заседании представитель прокурора на заявлении настаивает.

Губернатор о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 14, 15), направил в суд своего представителя, который с заявлением не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 18-21). При этом представитель губернатора полагает, что данным распоряжением регламентирована внутренняя организация деятельности по согласованию губернатором кандидатур по соответствующим должностям.

Выслушав представителя прокурора и представителя губернатора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о правомерности требования прокурора в силу следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании положений ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из положений ч. 4 ст. 258 ГПК РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В силу положений ч. 1 ст. ..., губернатор ... возглавляет исполнительную власть в ... и несет ответственность за обеспечение исполнения высшим исполнительным органом государственной власти ... действующего законодательства.

Как установлено судом, и не оспаривается сторонами, 9 августа 2010 г. губернатором издано распоряжение за № 117-р (л.д. 8) об утверждении Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в ... (далее по тексту – Порядок) (л.д. 9-12), которым установлена процедура согласования губернатором кандидатуры на указанную должность руководителя.

При этом из содержания Порядка усматривается, что он направлен на неоднократное применение, что в нем присутствуют правовые нормы (правила поведения), обязательные для кандидатов, претендующих на назначение на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в ...; перечень этих территориальных органов в Порядке не индивидуализирован и круг кандидатов данным Порядком также не определяется; при согласовании кандидатуры руководителя такого территориального органа Порядок регулирует отношения между федеральным министром, губернатором, Администрацией губернатора (в лице руководителя и заместителя руководителя, осуществляющим общее руководство департаментом государственного управления Администрации губернатора), заместителем председателя и председателем ..., редактором отдела правовых актов управления документационного обеспечения Аппарата ... и самим кандидатом.

Следовательно, исходя из признаков нормативного правового акта, изложенных в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд приходит к выводу о том, что сам Порядок, утвержденный указанным выше распоряжением, имеет существенные признаки нормативного правового акта.

Суд соглашается с прокурором о несоблюдении губернатором формы нормативного правового акта.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

Часть 1 ст. 20 Устава Пермского края определяет, что нормативное правовое регулирование осуществляется органами государственной власти ... и высшим должностным лицом ... в целях установления гарантий защиты прав и свобод граждан на основе Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и в целях создания и роста природного, социального, экономического и инфраструктурного потенциала ....

Систему нормативных правовых актов Пермского края составляют: Устав Пермского края, законы Пермского края, указы губернатора Пермского края, постановления Правительства Пермского края, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Пермского края.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 9 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти ...» губернатор ... на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа издает указы и распоряжения.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме указов губернатора .... Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений губернатора ....

Пунктом 1.2. Порядка подготовки проектов актов губернатора Пермского края, утвержденного Указом губернатора Пермского края от 26.09.2006 г. № 164, предусмотрено, что указ губернатора ... – правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Пункт 1.3. Порядка подготовки проектов актов губернатора ... устанавливает, что распоряжение губернатора ... – правовой акт, издаваемый для разрешения управленческих задач по организационным, кадровым и оперативным вопросам. Распоряжения не должны содержать предписаний нормативного характера.

Поскольку Порядок согласования кандидатуры для назначения на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в ... по существу является актом, носящим нормативный характер (имеет существенные признаки нормативного правового акта), не касается оперативных и иных текущих вопросов, не имеющих нормативного характера, то при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что форма акта при утверждении Порядка актом в виде распоряжения губернатором не соблюдена, так как в данном случае должен быть издаваться указ.

При таких обстоятельствах суд признает обоснованным заявление прокурора в этой части.

Также суд соглашается с прокурором и в той части, что оспариваемое им действие губернатора нарушает права неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы является равный доступ граждан к государственной службе.

Таким образом, любой гражданин Российской Федерации вправе занимать должности руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти в ....

Поскольку губернатором не соблюдена надлежащая форма издания нормативного правового акта, то действие губернатора по изданию распоряжения от 9 августа 2010 г. № 117-р «Об утверждении Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в ...» нельзя признать законным.

Возражения представителя губернатора о том, что этот Порядок определяет только внутреннюю организацию деятельности по согласованию губернатором кандидатуры на замещение должности, что Порядок распространяется на определенный круг лиц, судом отвергаются на основании изложенного выше.

В связи с тем, что распоряжение № 117-р от 09.08.2010 г. и утвержденный им Порядок не опубликованы, то судом дело рассмотрено по правилам главы 25 ГПК РФ (л.д. 1).

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление заместителя прокурора ... удовлетворить –

признать незаконным действие губернатора ... по изданию распоряжения от 9 августа 2010 г. № 117-р «Об утверждении Порядка согласования кандидатуры для назначения на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в ...».

Решение может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ... в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись (О.В. Бузмакова)

.... Судья - (О.В. Бузмакова)