Дело № 2-4615/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2010 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Малышевой Н.В.,
при секретаре Носовой О.В.,
с участием представителя ответчика Левашиной С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдула Р.Г. к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ... о возложении обязанности отменить приказ, взыскании компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л :
Абдула Р.Г. обратилась в суд с иском о возложении на руководителя Территориального управления Росфиннадзора в ... П. обязанности отменить приказ от ... ... «О прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...», как противоречащий абз. 3 п. 14 ст. 81 Трудового кодекса РФ. На основании ст. 237 ТК РФ просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме ... руб. (л.д. 2 - 4).
В обоснование заявленных требований истица указала, что ... ее ознакомили с приказом от ... ... «О прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...». Решение о прекращении деятельности указанного подразделения принято в связи с сокращением численности бюджетополучателей в Чусовском регионе, изменением периодичности проведения контрольных мероприятий, а также отсутствием в должном объеме средств на командировочные расходы. Ее уведомили о том, что исполнять должностные обязанности по замещаемой должности ей предстоит по месту дислокации отдела в ..., а в случае несогласия с изменением условий служебной деятельности, служебный контракт будет расторгнут по истечении двух месяцев, т.е. ... Считает, что экономических оснований для прекращения деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...» не имелось, соответствующий анализ, расчет и обоснования о прекращении ей не представлены. Приказ от ... противоречит абз. 3 п. 14 ст. 81 ТК РФ, так как в случае прекращения деятельности обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения должно проводиться по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации. Кроме того, исполняющий обязанности руководителя Управления не вправе решать организационно - штатные вопросы. Своими неправомерными действиями, в части необоснованного и незаконного издания приказа и.о. руководителя Управления К. причинил ей душевные страдания и переживания того, что она может остаться без работы и средств к существованию, в связи с чем просит на основании ст. 237 ТК РФ взыскать в ТУ Росфиннадзора в ... компенсацию за моральный вред.
Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении иска настаивает.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала. Поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. Из отзыва следует, что правовые, организационные и финансово - экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены ФЗ от ... № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ФЗ от ... № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ». Территориальное управление осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральной службе финансово бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от ... ...; Положения о Территориальных органах Федеральной службы финансово бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина РФ от ... ...; Положения о Территориальных управлениях Федеральной службы финансово - бюджетного надзора, утвержденного приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от ... .... Приказ о прекращении деятельности представительства отдела в ... издан исполняющим обязанности руководителя Территориального управления в целях эффективности управления контрольно ревизионной деятельностью и оптимизации расходования бюджетных средств. Абдула Р.Г. назначена на должность государственной гражданской службы РФ приказом руководителя ТУ ... ..., на основании которого заключен служебный контракт от ... .... На основании приказа от ... ... истец назначена на государственную гражданскую должность старшего специалиста 1 разряда отдела взаимодействия и финансового контроля в правоохранительных органах и судебной системе ТУ. Ст. 29 Закона ... ФЗ предусмотрено, что в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения. Уведомлением от ... Абдула Р.Г. была извещена об изменении существенных условий служебной деятельности и предложено исполнять должностные обязанности по замещаемой должности в .... С приказом от ... ... и уведомлением истец была ознакомлена ... под роспись. Ссылка истца на требования ст. 81 ТК РФ не подлежат применению, так как отношения между истцом и ответчиком регулируются нормами ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Положением о Территориальных управлениях Федеральной службы финансово бюджетного надзора, утвержденным приказом Федеральной службы финансово бюджетного надзора от ... ... руководитель Территориального управления наделен полномочиями по утверждению его организационной структуры, штатного расписания, и положения о структурных подразделениях. Должностным регламентом государственного гражданского служащего предусмотрено, что на заместителя руководителя Территориального управления может быть возложено исполнение обязанностей руководителя на время его отсутствия. Поэтому приказ о прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...» издан правомочным лицом. Оснований для удовлетворения требований истицы о взыскании с ответчика компенсации морального вреда не имеется, так как приказ соответствует требованиям законодательства, и истцом не представлено доказательств подтверждающих причинение ей физических и нравственных страданий (л.д. 16-19).
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий) являются предметом регулирования Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ст. 2 ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также -должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской
Федерации ";
3) настоящим Федеральным законом;
4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами,
регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
5) указами Президента Российской Федерации;
6) постановлениями Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
9) нормативными правовыми актами государственных органов.
Трудовые отношения гражданских служащих регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, применяемыми к отношениям, связанным с гражданской службой.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.
Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.
В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части I статьи 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона) является одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Согласно ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" нормы трудового права, содержащиеся в федеральных законах, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным Федеральным законом.
В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.
... между Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ... и Абдула Р.Г. (гражданский служащий) заключен служебный контракт ... (л.д. 25-27, 28-31).
По настоящему служебному контракту гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации (п. 1.1.).
Гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности ... отдела взаимодействия и финансового контроля в правоохранительных органах и судебной системе (п. 1.2.).
Приказом руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в ... от ... ... истец назначена на государственную гражданскую должность ... отдела взаимодействия и финансового контроля в правоохранительных органах и судебной системе, освобождена от должности государственного инспектора того же отдела (л.д. 20).
Должностной регламент государственного гражданского служащего ... отдела взаимодействия и финансового контроля в правоохранительных органах и судебной системе, утвержден руководителем Территориального управления Росфиннадзора в ... ... Абдула Р.Г. ознакомлена с данным регламентом (л.д. 21-24).
Из служебной записки заместителя руководителя управления руководителю Территориального управления Росфиннадзора в ... от ... следует, что анализ загруженности работой сотрудников представительства управления показал следующее. В период с ... по ... года с учетом фонда рабочего времени и количества запланированных проверок сотрудники представительства не будут обеспечены работой 153 чел. дня. Указанная ситуация вызвана сокращением количества бюджетополучателей, уменьшением средств на командировочные расходы в ... году. Как правило, ревизии и проверки, проводимые сотрудниками представительства в ..., нерезультативны. В ... году проведено 24 ревизии и проверки, из них нерезультативных - 20 (выявлено финансовых нарушений на сумму ... тыс. руб.); в ... году проведено 10 проверок и ревизий, из них нерезультативных 6 (выявлено финансовых нарушений на сумму ... тыс. руб.). В то же время в связи с большим количеством централизованных заданий Росфиннадзора, недостаточно ревизоров, привлекаемых к проведению контрольных мероприятий в .... Учитывая изложенное, предложено ликвидировать представительство в ... и пересмотреть рабочие места в ... (служебная записка - л.д. 35).
В соответствии с п.п. 8.2., 8.З., 8.5., 8.6., 8.7. Положения о Территориальном управлении Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в ..., утвержденного Приказом руководителя Федеральной службы финансово - бюджетного надзора ... от ..., руководитель территориального управления
утверждает организационную структуру территориального управления;
утверждает штатное расписание территориального управления на основании действующей организационной структуры и в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда;
утверждает положения о структурных подразделениях территориального управления и должностные регламенты;
назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников территориального управления;
решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в территориальном управлении (л.д. 43 - 45).
Приказом от ... руководителю Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в ... П. предоставлен отпуск (л.д. 35).
Согласно п. 1.5. Должностного регламента государственного гражданского служащего заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в ..., на заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово -бюджетного надзора в ... может быть возложено исполнение обязанностей руководителя на время его отсутствия (л.д. 40-43).
Приказом от ... временное исполнение обязанностей руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в ... возложено на заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в ... К.л.д. 39).
... исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в ... издан приказ ... «О прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...» которым деятельность указанного обособленного подразделения прекращена с ... (л.д. 32).
... исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в ... издан приказ ... «О проведении организационных мероприятий по прекращению деятельности обособленного подразделения «Представительство отдела в ...», в соответствии с которым следует:
1. ознакомить работников Представительства отдела в ... Шакирову Г.В.,
Муравьеву И.В., Абдула Р.Г. с приказом ... от ...;
2. предупредить работников Представительства до ... о
предстоящем изменении условий служебной деятельности с ...;
3. предупредить работников Представительства в случае отказа от изменения существенных условий служебного контракта об увольнении с ...;
4. осуществить в установленном порядке передачу материальных ценностей с обязательств Представительства;
5. контроль за исполнением приказа возложить на руководителя управления (л.д. 33).
В отношении истца требования пунктов 1, 2, 3 приказа ... от ... исполнены ..., что подтверждается уведомлением (л.д. 31).
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования Абдула Р.Г. о возложении на руководителя Территориального управления Росфиннадзора в ... обязанности отменить приказ ... от ... и о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
К полномочиям руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в ... в числе прочих относятся утверждение организационной структуры территориального управления, утверждение штатного расписания территориального управления, утверждение положения о структурных подразделениях территориального управления и должностных регламентов, назначение в установленном порядке на должность и освобождение от должности работников территориального управления, решение в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросов, связанных с прохождением федеральной государственной службы в территориальном управлении.
Согласно п. 1.5. Должностного регламента государственного гражданского
служащего заместителя руководителя Территориального управления Федеральной
службы финансово бюджетного надзора в ..., на заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово бюджетного надзора в ... может быть возложено исполнение обязанностей руководителя на время его отсутствия.
В связи с отпуском руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в ... П. ( л.д. 38) временное исполнение его обязанностей было возложено на заместителя - К., которым и был впоследствии издан приказ о прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...».
Решение организационно-штатных вопросов отнесено к компетенции руководителя территориального управления, обязанности которого временно исполнял К.., что подтверждается соответствующими приказами.
Таким образом, довод истца о том, что К. не вправе был издавать оспариваемый ею приказ, суд признает несостоятельным.
Довод истицы о том, что в приказе ... от ... должна быть ссылка на ст. 81 ТК РФ, на законе не основан.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ являются предметом регулирования Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.
Нормы Трудового Кодекса Российской Федерации применяются к указанным правоотношениям лишь в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.
Вместе с тем, последствия изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя без изменения должностных обязанностей гражданского служащего урегулированы статьями 29 и 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.
Требования данных норм Закона ответчиком в отношении истца соблюдены, что ею фактически не оспаривается.
Довод истца о том, что не имелось экономических оснований для прекращения деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...», и ей не представлен соответствующий анализ, расчет и обоснования, не является основанием для возложения на ответчика обязанности отменить приказ ... от ...
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора входит в структуру Министерства финансов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии Конституцией Российской Федерации, одним из принципов деятельности является самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Действующим законодательством предусмотрено, что полномочия по установлению системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся к их компетенции, так как устанавливаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Анализируя содержание вышеуказанной правовой нормы, суд полагает, что решение вопросов о прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора находится в ведении соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не входит в компетенцию судебных органов.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для возложения на руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово бюджетного надзора в ... обязанности отменить приказ ... от ... «О прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...», поскольку фактически заявитель просит суд обязать ответчика принять ненормативный правовой акт по данному вопросу; в то время как принятие ненормативных правовых актов находится в исключительной компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а вмешательство в деятельность и ограничение прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не допускается в силу закона.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку судом не установлено неправомерных действий или бездействий работодателя, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает иск в пределах заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Абдула Р.Г.о возложении на ответчика обязанности отменить приказ « О прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...» ... от ..., взыскании компенсации морального вреда следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Абдула Р.Г. к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ... о возложении обязанности отменить приказ от ... ... «О прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...», взыскании компенсации морального вреда в размере ... рублей отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ... в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись.
..., судья - (Н.В. Малышева)