Дело № 2-5113/2010 Мотивированное решение изготовлено ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2010 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Выдриной Ю.Г.,
при секретаре Орабинской Е.К.,
с участием истца – Чернавина Ю.С.,
представителя ответчика – Напариной Д.Т., действующей на основании доверенности,
третьего лица – Вершининой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску Чернавина Ю.С. к Управлению жилищных отношений администрации ... о предоставлении жилого помещения либо предоставлении сертификата на приобретение жилого помещения,
установил:
Чернавин Ю.С. обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации ... о предоставлении ему, истцу, однокомнатной квартиры либо сертификата на приобретение такой квартиры.
В обоснование предъявленных требований истец указал, что является участником Великой Отечественной войны, инвалидом ... группы; ... он обратился в администрацию ... с заявлением о предоставлении ему жилого помещения либо сертификата на приобретение жилья, поскольку он, Чернавин, проживает в плохих условиях в квартире, принадлежащей на праве собственности его сыну – Чернавину Э.Ю., и расположенной по адресу: ...; в данной квартире он проживает более ... лет, в комнате ... кв. метра; письмом Управления жилищных отношений администрации ... от ... ему отказано в постановке на жилищный учет по тому основанию, что с учетом положений решения ... от ... за ... он, Чернавин, не является нуждающимся в улучшении жилищных условий; вместе с тем, положения данного решения не распространяются на участников Великой Отечественной войны; истец считает, что при определении размера жилого помещения, находящегося в его, Чернавина, пользовании, сотрудниками Управления необоснованно принимается во внимание вся площадь квартиры по адресу: ..., равная ... кв. метра, т.е. по ... кв. метра на одного человека; вместе с тем, в спорном жилом помещении фактически проживают восемь человек, соответственно, на каждого из них приходится по ... кв. метра; кроме того, он, истец, снимает комнату площадью ... кв. метра вышеуказанной квартиры, в которой он проживает вместе с женой (Вершининой М.С.).
Истец и третье лицо Вершинина М.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, считают, что в соответствии с действующим законодательством все ветераны Великой Отечественной войны должны быть обеспечены отдельными квартирами. При этом, определяя нуждаемость в улучшении жилищных условий таких ветеранов, следует учитывать только те жилые помещения, которые находятся у них в собственности.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском Чернавина Ю.С. не согласна по тем основаниям, что истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечен жильем в соответствии с учетной нормой; в связи с чем, оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ не имеется.
Оценив доводы истца, представителя ответчика, третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Чернавина Ю.С. удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом «О ветеранах».
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
Перечень мер социальной поддержки инвалидов войны содержится в положениях ст. 14 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 4 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» государство гарантировало обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ..., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ..., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Аналогичные положения о предоставлении социальных гарантий и мер поддержки содержатся в пункте 3 части 1 ст. 15 данного Федерального закона.
Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», согласно части 1 которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ..., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
При этом в силу части 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ... по ... не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
ветеранов боевых действий;
членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно части 1 которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с части 3 ст. 52 Федерального закона «О ветеранах» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 6 ст. 52 Жилищного кодекса РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в порядке, предусмотренном ст. 54 Жилищного кодекса РФ в случае, если:
1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ срок.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года за № 714 предусмотрено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:
Чернавин Ю.С. является инвалидом ... группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны (л.д. 8),
с ... Чернавин Ю.С. зарегистрирован по месту жительства и фактически проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: ... (л.д. 9, 12-14),
также в данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают Чернавин Э.Ю. (сын), Вершинина М.С. (жена), Чернавин А.Э. (внук) (л.д. 29, 33, 34, 37),
данное жилое помещение является трехкомнатной квартирой, общей площадью ... кв. метра (л.д. 39-42),
при этом, на основании договора приватизации от ... Чернавин Ю.С. являлся собственником ... доли в праве собственности вышеуказанной квартиры (л.д. 19, 28, 38, 52),
согласно договору дарения от ..., Чернавин Ю.С. подарил Чернавину Э.Ю. принадлежащие ему ... доли в праве собственности спорной квартиры (л.д. 30, 31, 58),
в настоящее время Чернавин Ю.С. собственником каких-либо жилых помещений не является (л.д. 43, 44, 45),
... Чернавин Ю.С. обратился в Управление жилищных отношений администрации ... с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшение жилищных условий для получения жилого помещения на условиях договора социального найма, на семью, состоящую из двух человек (л.д. 27)
распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации ... от ... за ... Чернавину Ю.С. отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 10, 17),
письмом Управления жилищных отношений администрации ... от ... за ... Чернавин Ю.С. уведомлен об отказе в принятии на жилищный учет по тому основанию, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», меры социальной поддержки предоставляются только ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на жилищном учете; вместе с тем, согласно представленным документам, истец и члены его семьи (четыре человека) проживают в 3-х комнатной квартире, общей площадью ... кв. метра, расположенной по адресу: ...; соответственно, обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет ... кв. метра на каждого из членов семьи, что превышает учетную норму (л.д. 5,6).
Таким образом, из материалов настоящего дела следует, что Чернавин Ю.С. являлся собственником ... доли жилого помещения площадью ... кв. метра (по адресу: ...), в данную квартиру он вселился в установленном законом порядке с ..., фактически проживает в ней до настоящего времени, зарегистрирован постоянно по месту жительства;
при этом, Чернавин Ю.С. не признавался и не признан не приобретшим (утратившим) право на данное жилое помещение, требования о его выселении собственником квартиры в установленном законом порядке не заявлены,
в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства также три члена семьи Чернавина Ю.С. (жена, сын, внук),
соответственно, на каждого из лиц, приобретших право пользования данной квартирой в установленном законом порядке (т.е. проживающих в спорном жилом помещении и зарегистрированных по месту жительства), приходится по ... кв. метра (расчет (...).
Таким образом, принимая во внимание суммарную площадь всех жилых помещений, находящихся в пользовании членов семьи Чернавина Ю.С. на момент обращения истца с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, семья Чернавиных не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку общая площадь занимаемых ими жилых помещений превышает учетную норму, установленную решением ... от ... за ... «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» и равную ... кв. метра на каждого человека.
Доводы истца о том, что в квартире по адресу: ..., фактически проживает восемь человек, следовательно, на каждого из них приходится по ... кв. метра жилой площади, и поэтому семья относится к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд не может принять во внимание, поскольку истцом на день рассмотрения настоящего дела не представлены объективные и бесспорные доказательства того, что все указанные лица вселены в данное жилое помещение в установленном законом порядке (т.е. с согласия собственника жилья и лиц, проживающих в квартире, приобретших право пользования ею) и зарегистрированы постоянно по месту жительства
Ссылка истца на то, что он, Чернавин, с женой Вершининой М.С. фактически занимают и пользуются только комнатой площадью ... кв. метра, также не состоятельна, поскольку, как указано выше, на каждого их проживающих в квартире и приобретших право на нее лиц, приходится по ... кв. метра; при этом, на день рассмотрения дела истцом не представлены объективные и бесспорные доказательства того, что между Чернавиным Э.Ю. (собственником жилого помещения) и лицами, проживающими в нем, в установленном законом порядке когда-либо было достигнуто соглашение об ином порядке пользования квартирой, по которому за Чернавиным Ю.С. закреплялась только комната площадью ... кв. метра.
Суд считает несостоятельными и доводы истца о том, что при рассмотрения вопроса о его нуждаемости в улучшении жилищных условий следует принимать во внимание только ту общую площадь жилого помещения, которая приходится на его долю, поскольку судом установлено, что истец проживает в указанном выше жилом помещении совместно с членами своей семьи, наравне с ними пользуется всем жилым помещением. Кроме того, такая позиция истца противоречит требованиям ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой при определении нуждаемости учитываются все жилые помещения, на которые истец имеет право (право собственности или иное право).
Не может суд согласиться с доводами истца и том, что Федеральным законом «О ветеранах», а также Указом Президента РФ ... от ... государством гарантировано право истца на получении отдельного жилого помещения без учета его нуждаемости в улучшении жилищных условий, так как из содержания данных нормативно-правовых актов такие выводы не следуют.
Суд считает несостоятельными выводы истца и о том, что Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны ... гг.» (в редакции от 09.01.2010 г.) органы местного самоуправления обязаны предоставить всем ветеранам ВОВ отдельное жилое помещение, так как данный Указ не регулирует порядок признания граждан нуждающимися в жилом помещении, носит распорядительный характер для государственных органов исполнительной власти, не вступает в противоречия со ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Доводы истца о том, что изменения, внесенные в Федеральный закон «О ветеранах», возлагают на администрацию ... безусловную обязанность предоставить жилое помещение при любых обстоятельствах суд считает ошибочными, так как в отличии от другой категории граждан при обращении для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветераны Великовой отечественной войны не подтверждают свое имущественное положение – статус малоимущего.
Доводы истца о том, что спорное помещение находится в плохом состоянии, не пригодном для проживания, суд отвергает как несостоятельные, поскольку согласно сообщению первого заместителя главы администрации ... от ..., обследование межведомственной комиссией жилого ..., не проводилось (л.д. 61); объективные, бесспорные и неопровержимые доказательства нахождения вышеуказанного дома в аварийном, ветхом состоянии или состоянии, не пригодном для постоянного проживания, суду на день рассмотрения дела истцом не представлены.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для признания семьи Чернавина Ю.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно, а также основания для возложения на администрацию ... обязанности предоставить истцу жилое помещение либо сертификат для последующего приобретения жилья по указываемым им основаниям.
Более того, суд учитывает, что в течение последних пяти лет, а именно – ... – Чернавиным Ю.С. заключена гражданско-правовая сделка с принадлежащим ему жилым помещением по адресу: ... (договор дарения), совершение которой, безусловно, привело к уменьшению размера жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать в полном объеме.
Разрешая заявленные требования, суд также считает необходимым отметить следующее:
В соответствии с пунктами 3.1., 3.3. Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением правительства Пермского края от 2 марта 2007 года за № 21-п, органы местного самоуправления Пермского края осуществляют лишь постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством.
В свою очередь, Министерство социального развития ... в течение 30 дней на основании представленных органами местного самоуправления списков и копий документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, формирует сводные списки граждан отдельно по категориям, указанным в пунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего Порядка, а также готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований ... на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденным законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размера предоставляемой субсидии (единовременной денежной выплаты).
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по выплате предоставляемой субсидии на приобретение жилья.
При таких обстоятельствах, администрация ... и управление жилищных отношений администрации ... не являются надлежащими ответчиками по предъявленным Чернавиным Ю.С. требованиям о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении иска Чернавина Ю.С. к управлению жилищных отношений администрации ... о предоставлении жилого помещения.
Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ....
Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина)
.... Судья: (Ю.Г. Выдрина)