о предоставлении жилого помещения



Дело №­­ 2-5599/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2010 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Ковалевой Н.В.,

с участием представителя истца – Бублика А.В., действующего на основании ордера,

представителя ответчиков – Напариной Д.Т., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Сараниной Е.Е. к администрации г.Перми, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о возложении обязанности, включении в список,

установил:

Истец обратилась в суд с иском к администрации г.Перми о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что является участником и ветераном Великой Отечественной войны, не имеет на праве собственности либо на ином праве какого-либо жилого помещения. На момент обращения в суд проживает у своих родственников по адресу: <адрес>, 11-15. В июне 2010 г. истец обратилась в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с распоряжением Управления жилищных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в принятии на учет. С данным распоряжением истец не согласна, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим иском.

Судом в порядке ст. 40 ГПК РФ для участия в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищных отношений администрации г.Перми, поскольку последнее является самостоятельным юридическим лицом.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена судом надлежащим образом, об отложении дела, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просила, о причинах неявки суд не известила, какие-либо дополнительно доказательства по делу не представила.

Представитель истца поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчиков с заявленными исковыми требованиями не согласилась, считая, что исковые требования к администрации г.Перми истцом заявлены необоснованны, поскольку обязанность по принятию решения о признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на жилищный учет в соответствии с решением Пермской городской Думы №213 от 12.09.2006 г. возложена на Управление жилищных отношений администрации г.Перми (л.д.34). В соответствии с позицией, изложенной в письменных возражениях Управлением жилищных отношений администрации г.Перми, последнее также считает исковые требования истца необоснованными. Согласно представленным истцом документам, последняя с составом семьи из пяти человек зарегистрирована в 3-комнатной квартире по адресу: <адрес>, 11-15. Общая площадь квартиры составляет 41 кв. метр. Ранее истец проживала и была постоянно зарегистрирована в муниципальной квартире по адресу: <адрес> общей площадью 24 кв. метров. Истец снялась с регистрационного учета и расторгла договор найма ДД.ММ.ГГГГ, ухудшив тем самым свои жилищные условия. Таким образом, при принятии решения Управлением жилищных отношений администрации г.Перми были приняты во внимание положения ст. 54 Жилищного кодекса РФ. В связи с чем, распоряжение №898 от 08.06.2010 г., в соответствии с которым истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включении в список, является законным и обоснованным, а исковые требования истца удовлетворению не подлежат (л.д.36-37).

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии истца, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Оценив доводы сторон, а также представленные суду доказательства, суд считает, что требования истца являются законными и обоснованными, подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом «О ветеранах».

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

Перечень мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны содержится в ст. 14, 15 указанного закона.

Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», согласно ч.1 которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

При этом в силу ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

ветеранов боевых действий;

членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены в ст.51 Жилищного кодекса РФ, согласно ч.1 которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч.3 ст. 52 Федерального закона «О ветеранах» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.4 ст. 52 ЖК РФ).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч.5 ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии с ч.6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в порядке, предусмотренном ст. 54 Жилищного кодекса РФ в случае, если:

1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

В соответствии с материалами учетного дела судом установлены следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о принятии ее на жилищный учет в качестве нуждающейся в получении жилого посещения как ветерана Великой Отечественной войны.

В качестве последнего своего места жительства истец указала 3-комнатную квартиру по адресу: <адрес>, 11-15, где совместно с истцом также проживают Мкртичян М.В., Мкртичян К.И., Мкртичян М.И., Мкртичян И.К.. Данное жилое помещение на момент рассмотрения дела указанные лица занимают на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ

Общая площадь указанного выше жилого помещения составляет 41 кв. метр.

Согласно сведений УФМС России по Пермскому краю, администрации Юксеевского сельского поселения, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была постоянно зарегистрирована по месту жительства в квартире, ставшей впоследствии муниципальной собственностью, в пос. <адрес>. Общая площадь данного жилого помещения составляла 24 кв. метров. Истцом был расторгнут договор социального найма в связи с выездом истца на постоянное место жительство в <адрес>.

В соответствии со сведениями, представленными ГУП «ЦТИ по пермскому краю», Управлением Росреестра по Пермскому краю, ни истец, ни совместно с ним проживающие члены семьи на праве собственности либо на ином праве объекты недвижимости не имеют.

Согласно представленных суду документов, истец является ветераном-участником Великой Отечественной воны, имеет право и льготы, установленные ст.ст. 14, 15 Федерального закона «О ветеранах», инвалид 2 группы.

Доказательств обратного суду на момент рассмотрения дела не представлено.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми за №898 от 08.07.2010 г. истцу в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных отношений было отказано ввиду умышленного ухудшения жилищных условий при снятии с регистрационного учета в <адрес>.

Судом также установлено, что переезд истца в г.Пермь обусловлен возрастом истца, которая является 1923 года рождения, нетрудоспособна, проживает в 3-комнатной квартире по адресу: <адрес>, 11-15 у свое дочери.

Проанализировав представленные суду доказательства, а также действующее законодательство, суд считает, что распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми за № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене.

Суд считает, что Управлением жилищных отношений администрации г.Перми не представлены суду бесспорные доказательства, свидетельствующие об умышленном ухудшении истцом жилищных условий с целью дальнейшей постановки на жилищный учет. При этом судом приняты во внимание возраст истца, его состояние здоровья, отсутствии возможности трудиться в силу состояния здоровья, проживание в квартире дочери, которая может осуществить за истцом должный уход

Данный вывод суда согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении №-О-О от ДД.ММ.ГГГГ, Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №-ВОЗ-49.

В связи с чем, доводы представителя ответчика Управления жилищных отношений администрации г.Перми являются несостоятельными.

Одновременно с этим суд не может согласиться с позицией истца о том, что ответчиком по настоящему гражданскому делу является администрация г.Перми, так как обязанность по принятию решения о признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на жилищный учет в соответствии с решением Пермской городской Думы №213 от 12.09.2006 г. возложена на Управление жилищных отношений администрации г.Перми. Таким образом, требования истца к администрации г.Перми являются необоснованными.

На основании изложенного выше, суд считает необходимым исковые требования Сараниной Е.Е. к администрации г.Перми, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о возложении обязанности, включении в список – удовлетворить частично: обязать Управление жилищных отношений администрации г.Перми принять Саранину Е.Е. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях; в удовлетворении исковых требований к администрации г.Перми Сараниной Е.Е. - отказать.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сараниной Е.Е. к администрации г.Перми, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о возложении обязанности, включении в список – удовлетворить частично.

Обязать Управление жилищных отношений администрации г.Перми принять Саранину Е.Е. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях.

В удовлетворении исковых требований к администрации г.Перми ФИО3 отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)

<данные изъяты>)