о предоставлении жилого помещения



Дело № 2 – 1387/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Кобелевой И.В.,

с участием истцов Мелехина А.Г., Мелехина А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелехина А.Г., Мелехина Ал.Г. к Администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Мелехин А.Г., Мелехин А.Г. обратились в суд с иском Администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма из расчета 42 кв.м. на каждого члена семьи.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются лицами из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать истцов – Мелехина С.П. лишена родительских прав, их отец – Зыкин Г.В. умер ДД.ММ.ГГГГ. Мелехины состоят в Администрации <адрес> на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, не имеют на праве собственности, и по договору социального найма жилых помещений, в настоящее время проживают в квартире знакомых, где не приобрели права постоянного проживания. По месту жительства Мелехины зарегистрированы в Детском <адрес>.

В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме, выразили согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Администрация г. Перми в суд своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, мнение по иску не представила, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просила, о причинах его неявки суду не сообщила.

Правительство Пермского края о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом (л.д. 40), своего представителя в судебное заседание не направило. Из представленного ранее отзыва следует, что ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований Мелехиных, и считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Правительство Пермского края указывает, что истцами не представлено постановление органа местного самоуправления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также ответчик ссылается на ст. 71 Семейного кодекса РФ, и полагает, что за истцами на факте родства могло быть сохранено право собственности (пользования) на какое – либо жилое помещение. Кроме того, ответчик указывает, что предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. В соответствии с решением Пермской городской Думы «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» в г. Перми минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д. 41-44).

С учетом мнения истцов, суд считает возможным постановить по настоящему делу в отношении ответчиков заочное решение, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 233 ГПК РФ.

Выслушав пояснения истцов, оценив доводы ответчика, изложенные в отзыве, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Мелехин А.Г. родился ДД.ММ.ГГГГ, Мелехин Ал.Г. - ДД.ММ.ГГГГ (копии паспортов – л.д. 18, 19).

Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ мать истцов – Мелехина С.П. лишена родительских прав в отношении Мелехина А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Мелехина Ал.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мелехиной О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9).

Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт признания Зыкиным Г.В., умершим ДД.ММ.ГГГГ, своего отцовства в отношении родившихся у Мелехиной С.П. детей: сына А., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, сына Ал., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочери О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10-11).

Отец истцов – Зыкин Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти – л.д. 31).

Постановлением администрации Ленинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № Мелехин А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Мелехин А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определены в детский дом и за ними закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>21 (л.д. 46).

Согласно справки ГКОУ «Коррекционный детский <адрес>» <адрес> Мелехин А.Г. находится в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ, Мелехин Ал.Г. – с ДД.ММ.ГГГГ, выбыли ДД.ММ.ГГГГ в детский <адрес>. Согласно алфавитной книге прибытия – убытия детей за истцами закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>21 (л.д. 36).

Данное жилое помещение (барак) непригодно для проживания (л.д. 36), что не оспаривается сторонами и подтверждается материалами гражданского дела №г. Доказательств иного суду не представлено.

Поскольку помещение, закрепленное за истцами, непригодно для проживания, суд приходит к выводу о том, что надлежащее жилое помещение за Мелехиными закреплено не было.

Мелехин А.Г., Мелехин Ал.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывались в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Санаторный детский <адрес>» <адрес>, находились на полном государственном обеспечении, проживали по адресу: <адрес> (л.д. 4, 12). До настоящего времени Мелехины зарегистрированы по месту жительства в МОУ «Санаторный детский <адрес>» <адрес>.

Согласно сообщению Управления жилищных отношений администрации г. Перми истцы, приняты на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 13, 17, 29,30).

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю права Мелехина Ал.Г., Мелехина А.Г. на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы (л.д. 5).

Истцы не имеют недвижимости, принадлежащей им на праве собственности, в приватизации жилья не участвовали (ответы «Центра технической инвентаризации Пермского края» - л.д. 6, 16).

Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются пояснениями истцов, материалами дела. Доказательств иного суду на день рассмотрения дела не представлено.

Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцы являются лицами, оставшимся без попечения родителей, за которыми какие-либо жилые помещения на праве собственности либо на ином каком-то праве не числятся. Мелехины признаны нуждающимися в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечены. Право истцов на получение жилого помещения во внеочередном порядке по списку детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками фактически оспорено не было.

В соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Истцы до настоящего временны числятся зарегистрированными в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Санаторный детский <адрес>» <адрес> по адресу: <адрес> (л.д. 18, 19).

При этом суд учитывает пояснения истцов, данные в судебном заседании, о том, что настоящее время они проживают у знакомых по адресу: <адрес> без оформления соответствующего договора.

Из фактических обстоятельств дела следует, что истцы не приобрели права постоянного пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Следовательно, требования истцов о предоставлении им жилого помещения являются правомерными. При этом судом принято во внимание то обстоятельство, что истцы никогда не имели и не имеют в собственности жилых помещений, не приобрели право постоянного пользования каким – либо жилым помещением.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Судом установлено, что истцы с ДД.ММ.ГГГГ поставлены на учет как нуждающийся в получении жилья в органах местного самоуправления г. Перми, с рождения проживали на территории г. Перми. На основании изложенного истцам следует предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м. в черте г. Перми.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований Мелехиных в указанной выше части, суд признает несостоятельной ссылку представителя Правительства Пермского края на положения ст. 71 Семейного кодекса РФ.

Жилое помещение за истцами закреплено не было, что свидетельствует об отсутствии в собственности их родителей жилых помещений.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиками суду не представлено доказательств опровергающих доводы истцов и доказательства отсутствия у них права пользования каким – либо жилым помещением.

Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из положений ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений ст. 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, в соответствии с которыми расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области. Размеры выплат, установленных настоящим Законом, индексируются ежегодно в соответствии с законом о бюджете Пермской области на очередной финансовый год.

В соответствии с положениями п.п. 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п.п. 1.1. и 1.6. Положения о Министерстве финансов Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 г. № 8-п, Министерство финансов Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансов и бюджетного процесса в Пермском крае; выступает в суде в защиту государственных интересов: по средствам областного и краевого бюджета, казны Пермской области и Пермского края. Причем одной из задач данного Министерства является, в силу п. 2.2. названного Положения организация работы по составлению и составление проекта бюджета Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, в том числе управленческого бюджета, и представление его с необходимыми документами и материалами в Правительство Пермского края.

Пунктами 2-8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцам жилые помещения за счет выделенных на эти цели средств.

Из содержания Закона Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» также следует, что органы государственной власти в лице соответствующих органов субъекта РФ осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления, делегируя им право на заключение договоров социального найма на предоставляемые жилые помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Возложить на администрацию г. Перми обязанность предоставить Мелехину А.Г., Мелехину Ал.Г. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м. в черте г. Перми.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г. Перми.

Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)

<данные изъяты>Н. Рубан)