о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-850/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Малышевой Н.В.

при секретаре Носовой О.В.,

с участием истца Пешкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пешкова А.В. к Администрации города Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

Пешков А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Перми, просит обязать администрацию г.Перми предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Перми, во внеочередном порядке, площадью 18 кв.м. Указав в обоснование иска, что он, Пешков А.В., 1989 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец - Пешков В.И. умер в 1995 году, мать – Пешкова Л.А. лишена родительских прав, в 2005 году умерла. В настоящее время проживает с опекуном Теплоуховой Л.И. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ за истцом и его сестрой, Пешковой К.В., 1990 года рождения, закреплено неблагоустроенное жилое помещение, комната 20 кв.м. по адресу: <адрес>, 1-20, которая в 2003 году сгорела, что подтверждается справкой противопожарной службы № от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования управления по образованию администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки закрепленного жилья органами опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем, с 2003 г. поставлен Управлением жилищных отношений администрации г.Перми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Впоследствии, истец отказался от исковых требований в части предоставления ему жилого помещения общей площадью 18 кв.м., данный отказ принят судом (л.д.38), просит предоставить ему жилое помещение общей площадью 15 кв.м.

Истец в судебном заседании на своих требованиях настаивает, просит обязать администрацию г.Перми предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Перми, во внеочередном порядке, площадью 15 кв.м. Пояснил, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители умерли. За ним закреплено неблагоустроенное жилое помещение - комната по адресу: <адрес>, 1-20, которая сгорела в 2003 году. С 2001 года и по настоящее время проживает с опекуном Теплоуховой Л.И. по адресу: <адрес>А-77, в данной квартире проживают: опекун, муж опекуна, бабушка, сын опекуна со своей женой и дочерью, истец и его сестра с ребенком, право пользования данным жилым помещением он не приобрел. Состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2003 г., на праве собственности никаких жилых помещений не имеет. До установления опеки был зарегистрирован по адресу: <адрес>, 1-20. Истец в настоящее время работает, а также обучается платно на заочном отделении в ГОУ ВПО «РГТЭУ».

Представитель ответчика администрации города Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д.39), ранее в судебном заседании требования истца не признал. Исходя из письменного отзыва (л.д.32) следует, что за Пешковым А.В. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>. Актом обследования указанного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ дом не признан подлежащим сносу, а указано на необходимость проведения капитального ремонта. В соответствии с абз.2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п.3 указа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Так как за истцом закреплено жилое помещение, обязанность по предоставлению жилого помещения у Администрации г.Перми отсутствует. Кроме того, истец просит предоставить жилое помещение общей площадью 18 кв.м., ссылаясь при этом, на нормы Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». Однако, Администрация г.Перми не имеет полномочий по распоряжению государственным жилищным фондом. Согласно ст.50 ЖК РФ, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением Пермской городской Дымы № 103 от 30.05.2006 г. установлена норма предоставления в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи. Таким образом, истцу может быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419, реализация дополнительных гарантий для детей-сирот и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производятся органом исполнительной власти за счет средств бюджета Пермского края. Органом государственной власти на территории г.Перми является Правительство Пермского края. Администрация г.Перми органом государственной власти не является, относится к органам местного самоуправления, которые в систему органов государственной власти не входят (ст.12 Конституции РФ). Считает надлежащим ответчиком Правительство Пермского края.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Пермского края. Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Из содержания письменного отзыва (л.д.27-30) следует, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Считает, что на основании данной нормы закона, обеспечение жилой площадью гарантировано только самим детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Аналогичная норма содержится в Законе Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419. В силу ст.ст.5,8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п.4 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 №16-п. В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580, государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Таким образом, Правительство исполняет свои обязательства своевременно и полном объеме. Из искового заявления следует, что Пешков А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с 24.04.2003 г. В материалах дела отсутствует постановление, на основании которого он был поставлен на регистрационный учет для получения жилого помещения. Постановлением администрации Кировского района г.Перми от 19.06.1995 № 435 «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними детьми: Пешковым Антоном, Пешковой Ксении» за Пешковым А.В. закреплена жилая площадь по адресу: г.Пермь, ул.Бетонный переулок, 1-20. Согласно Акту обследования данного жилого дома от 12.11.2008 № 29, физический износ дома по адресу: Бетонный переулок,1 на момент обследования составляет 60%, дом находится в неудовлетворительном состоянии. Считает, что у Пешкова А.В. не возникло право на обеспечение жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает требования Пешкова А.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст.57 ЖК РФ).

На основании ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацами 2 и 3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Пермского края от 01.11.2008 N 334-ПК) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и <адрес> (статья 6).

В судебном заседании установлено, что Пешков А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как родители: отец – Пешков В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – Пешкова Л.А. на основании решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Пешков А.В. с ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, его номер очередности на ДД.ММ.ГГГГ - 544. В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Пешкова А.В. не зарегистрированы, квартиры и жилья в частном доме в г.Перми, принадлежащих ему на праве собственности, не имеет. Кроме того, Пешков А.В. в 2008 году закончил Пермский строительный колледж по специальности техник по эксплуатации зданий и сооружений, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ООО «Стройимпульс» отделочником, ДД.ММ.ГГГГ поступил в Пермский институт (филиал) ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» и является студентом 1 курса учетно-финансового факультета, обучается на договорной основе, форма обучения - заочная.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими материалами дела: копиями свидетельства о рождении Пешкова А.В., решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о смерти Пешковой Л.А., свидетельства о смерти Пешкова В.И., справки Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, справки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю; справки ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края»; справки ООО «Стройимпульс», справки ГОУ ВПО «РГТЭУ» (л.д.6,7,8,9,10,22,24,46,47).

В настоящее время истец проживает у тети Теплоуховой Л.И. по адресу: <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>

В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11) жилая площадь по <адрес> переулок, 1-20 закреплена за несовершеннолетними детьми: Пешковым Антоном, Пешковой Ксенией. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> результате пожара сгорели вещи домашнего обихода, стены, потолок, выгорел дверной проем и оконный, пол, что подтверждается справкой 7 Отряда Государственной противопожарной службы (л.д.12). С ДД.ММ.ГГГГ Пешков А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании акта обследования жилищно-бытовых условий по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГустановлено, что по данному адресу находится 2-х этажный кирпичный дом коридорного типа. В доме нет входных дверей, стекла на окнах отсутствуют, во всем доме окна заколочены фанерой или досками. Дом находится в ветхом состоянии, непригодном для проживания несовершеннолетних детей, а также во всем доме за неуплату коммунальных услуг отключен свет, газ, горячее водоснабжение, стоит специфический запах. Комната 20 находится на втором этаже, жилищно-бытовые и санитарно-гигиенические условия крайне неудовлетворительные, в комнате отсутствуют оконные рамы, входная дверь, лежит перевернутый старый шкаф, на стенах нет обоев, комната захламлена старыми ветхими вещами. (л.д.13). Актом проверки сохранности закрепленного жилья за временно отсутствующим несовершеннолетним Пешковым А.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) выявлено, что жилое помещение - комната в 2-х этажном кирпичном доме коридорного типа, неблагоустроенное, выгорело в 2003 году.

Иных доказательств на день рассмотрения суду не представлено.

Доводы представителя ответчика <адрес> и представителя ответчика администрации <адрес> о том, что у Пешкова А.В. не возникло право на обеспечение жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку за Пешковым А.В. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> переулок, 1-20, а согласно акту обследования данного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ №, физический износ дома на момент обследования составляет 60%, дом не признан подлежащим сносу, а указано на необходимость проведения капитального ремонта, - необоснованны, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

На основании изложенного, суд считает, что иск Пешкова А.В. является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, в котором он зарегистрирован, выгорело в 2003 году, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на жилищном учете, в 2008 году окончил обучение в колледже, в настоящее время не обеспечен жилой площадью, следовательно, имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма.

Решая вопрос о размере жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего.

Пунктом 2 решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв. м общей площади на одного члена семьи.

Таким образом, Пешкову А.В. должно быть предоставлено жилое помещение не менее 15 кв. м. общей площади.

При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели.

При этом, решая вопрос о возложении обязанности именно на администрацию г. Перми, суд также учитывает, что п.14 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 №170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

Кроме того, в собственности муниципального образования город Пермь может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Пермь, в случаях, установленных федеральными законами и законами Пермской области (п.п. 2 п. 1 ст.18 Устава города Перми).

Учитывая положения п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу квартиры должно быть произведено во внеочередном порядке.

В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ иск Пешкова А.В. рассмотрен в пределах заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Пешкову А.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Перми, общей площадью не менее 15 кв.метров.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий – (Н.В.Малышева)