о восстановлении нарушенного права



Дело № 2-676/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Баксановой Е.З.,

при секретаре Окуловой Т.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Гладких Г.И. к Военному комиссариату Пермского края о взыскании недоплаты пенсии по воинскому званию,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Пермского края о взыскании недополученной пенсии в связи с увеличением оклада по воинскому званию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. 58 коп. с учетом индексации на день вынесения решения суда.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с 13.11.1993г. является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию за выслугу лет. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999г. № 72 с 01.01.1999г. военнослужащим повышены месячные оклады по должности в 1,62 раза. Соответствующие же оклады по званию установлены только с 01.07.1999г. Установление более позднего срока повышения окладов по должности признано Верховным Судом РФ противоречащим Закону РФ «О статусе военнослужащих». На протяжении всего периода назначения и выплаты пенсий, пересмотр пенсии с момента ДД.ММ.ГГГГ по воинскому званию не произведен.

Истец в судебном заседании участия не принимал, представил в суд заявление о рассмотрения дела без его участия, ранее не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производств (л.д.17).

Ответчик своего представителя в суд не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.12),, представил отзыв, в котором указал, что с исковыми требованиями истца не согласен в полном объеме, указал, что Указ Президента РФ от 24.12.1998г. № 1638, изданный в целях повышения денежного довольствия военнослужащих Российской Федерации, предусматривал повышение с 01.07.1999г. в 2,02 раза месячных окладов в соответствии с присвоенными воинскими званиями. Во исполнение Указа Президента РФ за № 1639 издано постановление Правительства РФ за № 72 от 19.01.1999г., которым с 01.07.1999г. повышены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями, согласно приложению № 1; в данном приложении № 1 установлены конкретные оклады по воинскому званию от рядового, матроса до маршала Российской Федерации; решением Верховного суда РФ от 10.04.2001г. за № ВКПИ 00-16 приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999г. № 72 признано незаконным и недействительным со дня издания; решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999г. за № ВКПИ 99-18 признан недействительным (незаконным) пункт 2 вышеуказанного постановления Правительства РФ в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01.07.1999г., как несоответствующий абзацу второму пункта 12 ст. 12 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих»; поэтому, с учетом части 3 ст. 239-8. ГПК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных отношений, приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999г. № 72 считается недействительным с 20.10.1999г.; кроме того, несмотря на тот факт, что пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999г. № 72 признан незаконным, какие-либо изменения в действующее законодательство не вносились, каким-либо нормативным актом не закреплено, что повышение окладов по воинским званиям должно производиться именно с 01.01.1999г.; при этом, Указ Президента РФ № 1638 не утратил силы и принимался во внимание при расчете пенсии военнослужащим в спорный период, в связи с чем. В удовлетворении требований истца следует отказать (л.д. 13-15).

При таких обстоятельствах суд считает возможным постановить по настоящему делу в отношении ответчика заочное решение, в соответствии с требованиями ч.1 ст.233 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно ст. 43 Закона от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении...» (в редакции от 21.07.1998г.) пенсии военнослужащим исчисляются из денежного довольствия военнослужащих... Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия...

В соответствии с п.1 ст. 12 Закона РФ «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат.

В силу п. 2 ст. 12 Закона РФ «О статусе военнослужащих» размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 09.01.1997г. № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда», установлен минимальный размер оплаты труда в размере 83 рублей 49 коп.

Указом Президента РФ от 24.12.1998г. № 1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов исполнительной системы министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции, постановлено:

Правительству Российской Федерации:

повысить с ДД.ММ.ГГГГ в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, оклады по занимаемым штатным должностям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции;

повысить с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим, оклады по присвоенным специальным званиям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции.

Во исполнение данного Указа, Постановлением Правительства РФ от 19 января 1999 года № 72 с 1 января 1999 года повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим (п. 1); с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению N 1... (пункт 2).

Пункт 2 указанного Постановления признан недействительным (незаконным) решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999г. № ВКПИ 99-18 в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01.07.1999г. как не соответствующий абзацу второму статьи 12 Закона РФ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Следовательно, установленные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999г. № 72 месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим подлежат применению с 01 января 1999 года.

Судом установлено, что Гладких Г.И. имеет воинское звание «подполковник» (л.д. 5), приложением № к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлен оклад в размере <данные изъяты> руб. Фактически же, при расчете пенсии в период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ истцу учитывался оклад по званию <данные изъяты> руб. (л.д.7). Сумма оклада необоснованно занижена ответчиком на <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб.). С учетом необоснованного занижения суммы оклада за воинское звание при расчете пенсии, имела место недоплата за выслугу лет в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> руб. х 35%). Следовательно, ежемесячная недоплата с учетом размера пенсии (74%) и районного коэффициента (15%) составляет: (<данные изъяты> коп.

Таким образом, суд считает, что истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неправомерно начислялась пенсия по воинскому званию в меньшем размере.

С учетом изложенного, в пользу истца подлежит взысканию задолженность по пенсионным выплатам за период с января 1999 года по июнь 1999 года, с учетом индексации по индексам инфляции установленным Пермским областным управлением статистики (в силу ст. 15 ГК РФ), поскольку своевременно невыплаченные суммы пенсии обесценились по вине ответчика в связи с происходящим процессом инфляции. С учетом того, что выплата пенсии за январь 1999г. осуществлялась в течении отчетного периода, ее индексация подлежит исчислению с февраля 1999г. При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в распоряжении суда на момент рассмотрения дела сведений об индексах инфляции, суд осуществляет индексацию взыскиваемой суммы за период с февраля 1999 года по декабрь 2010 года исходя из следующего расчета:

<данные изъяты>

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по пенсионным выплатам с учетом индексации, согласно расчету осуществленного судом, в размере <данные изъяты> руб. 08 коп.

Доводы представителя ответчика о том, что приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999г. за № 72 является недействительным с 20.10.1999г., т.е. момента вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ от 20.10.1999г. за № ВКПИ 99-18, суд считает несостоятельными на основании следующего.

Действительно, в соответствии с частью 3 ст. 239.8 ГПК РСФСР, действующего на момент возникновения спорных отношений, с момента вступления в законную силу решения суда о признании индивидуального или нормативного акта либо отдельной его части незаконными этот акт или его отдельная часть считаются недействующими.

Как указано выше, решением Верховного Суда РФ от 19.01.1999г. № 99-18 признан недействительным 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции» в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 года как не соответствующий абзацу второму пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

При этом, из содержания вышеуказанного судебного акта следует, что в соответствии с пунктом 1 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Правительство Российской Федерации было обязано в течение 1998 года повысить месячные оклады по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного пунктом 2 ст. 12 Закона «О статусе военнослужащих», т.е. оклады по воинскому званию подлежали повышению не позднее, чем с 01.01.1999г.; однако, Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999г. № 72 оклад по воинскому званию в размере, соответствующем пункту 2 ст. 12 Закона «О статусе военнослужащих», установлен лишь с 01.07.1999г.

До этого оклады по воинскому званию определялись Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № и до ДД.ММ.ГГГГ, и были ниже уровня, определенного пунктом 2 ст. 12 Закона РФ «О статусе военнослужащих».

Именно в связи с указанными обстоятельствами, пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999г. № 72 в части повышения окладов по воинскому званию лишь с 01.07.1999г., а не более раннего срока, решением Верховного суда РФ признан противоречащим требованиям абзаца второго пункта 12 Закона РФ от 27.07.1998г. № 76-ФЗ.

При таких обстоятельствах, независимо от того, что решение Верховного суда РФ от 20.10.1999г. не содержит сведений о признании недействительным пункта 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999г. № 72, с момента его издания, исходя из сущности данного судебного акта и возникших правоотношений следует, что оклады по воинскому званию подлежали повышению не позднее, чем с 1 января 1999 года.

Оценивая доводы представителя ответчика о том, что после вступления в законную силу решения Верховного суда РФ от 20.10.1999г. № ВКПИ 99-18 изменения в действующее законодательство не вносились и каким-либо нормативным актом не закреплялось, что повышение окладов по воинским званиям должно производиться именно с 1 января 1999 года, суд отвергает за несостоятельностью на основании следующего.

На основании ст. 13 ГПК РСФСР, действующего на период возникновения спорных правоотношений, в соответствии со статьей 15 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик вступившие в законную силу решение, определение и постановление суда обязательны для всех государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории СССР.

Таким образом, решение Верховного Суда РФ от 20.10.1999г. № ВКПИ 99-18, являлось обязательным для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями, в том числе, и Военным комиссариатом Пермского края (ранее Военным комиссариатом Пермской области). Следовательно, с учетом выводов, содержащихся в данном судебном акте, оклады по воинскому званию подлежали повышению не позднее, чем с 1 января 1999 года, независимо от внесения каких-либо изменений (дополнений) в действующее законодательство по данному вопросу.

Ссылка представителя ответчика на то, что Указ Президента РФ от 24.12.1998г. № 1638 не утратил силы и принимался Военными комиссариатом во внимание при расчете пенсии военнослужащим в спорный период, по мнению суда, также не состоятельна, поскольку какие-либо противоречия данному нормативному акту отсутствуют, в силу следующего.

Указ Президента РФ от 24.12.1998г. № 1638, не устанавливает конкретные размеры окладов военнослужащих. Этим Указом Президента РФ Правительству РФ поручалось повысить с 1 января 1999 года в 1,62 раза, а с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными военнослужащим воинскими званиями, т.е. в кратном порядке.

Размеры окладов военнослужащих по воинскому званию установлены Постановлением Правительства РФ от 19.04.1993г. и в дальнейшем повышались в кратном порядке постановлениями Правительства РФ, а конкретные размеры указывались в приказах Министра обороны РФ. К моменту издания Указа № 1638 и Постановления № 72 размеры окладов военнослужащих Вооруженных Сил РФ были указаны в Приказе Министра обороны РФ от 02.11.1995г. № 060. Именно эти оклады, по представлению Министра обороны РФ, согласованному с руководителями других органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, положены в основу определения окладов, указанных в Постановлении Правительства РФ.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что Указ Президента РФ от 24.12.1998г. за № 1638 не устанавливал конкретные размеры окладов по воинскому званию, суд считает, что какое-либо правое значение то обстоятельство, что данный правовой акт в период возникновения спорных отношений являлся действующим, не имеет.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче заявления в размере <данные изъяты> руб. 96 коп.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Военного комиссариата Пермского края в пользу Гладких Г.И. задолженность по пенсии в связи с увеличением оклада по воинскому званию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации по состоянию на декабрь 2010 года, в сумме <данные изъяты> руб. 08 коп.

Взыскать с Военного комиссариата Пермского края в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб. 96 коп.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Ленинский районный суд г. Перми в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий п/п Е.З.Баксанова

<данные изъяты>а