Дело № 2-1326/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2011 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Ковалевой Н.В.,
с участием представителя заявителя - Головиной Е.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми заявление администрации Краснокамского муниципального района об отмене предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае,
установил:
Администрация Краснокамского муниципального района Пермского края (далее – заявитель) обратилась в суд в порядке гл. 25 ГПК РФ с заявлением об отмене предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Пермском крае была проведена внеплановая проверка соблюдения трудового законодательства. По результатам проверки Государственной инспекцией труда в Пермском крае выявлены нарушения трудового законодательства в отношении бывших работников администрации Арзютовой Н.Н., Воронцовой Л.М., Бочкаревой Т.Ф. в связи с невыплатой последним премии по итогам работы за 2 квартал 2010 г., в связи с чем главе Краснокамского муниципального района Пермского края внесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, которое заявитель считает незаконным и просит отменить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что по итогам работы за 2 квартал 2010 г. оснований для лишения премии Арзютовой Н.Н., Воронцовой Л.М., Бочкаревой Т.Ф. не имелось.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В соответствии с письменными возражениями с заявленными требованиями не согласился, считает результаты проверки соблюдения трудового законодательства по заявлениям Арзютовой Н.Н., Воронцовой Л.М., Бочкаревой Т.Ф. объективными, а оспариваемое предписание законным и обоснованным (л.д. 28).
Оценив доводы сторон, исследовав представленные суду доказательства, суд считает доводы заявителя необоснованными, а требование об отмене предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ не подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
В связи с распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекцией труда в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Чеботневой Е.В. проведена внеплановая проверка соблюдения трудового законодательства в администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, по результатам которой составлен акт, главе администрации внесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с указанным предписанием на главу администрации района в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность устранить нарушения ч.1 ст. 140 ТК РФ и Положения о выплате премии по результатам работы за квартал и год муниципальным служащим Краснокамского муниципального района: выплатить Арзютовой Н.Н., Воронцовой Л.М., Бочкаревой Т.Ф. все причитающиеся им при увольнении суммы (премию по результатам работы за 2 квартал 2010 г., исходя из фактически отработанного в данном квартале времени); в соответствии со ст. 236 ТК РФ начислить и выплатить Арзютовой Н.Н., Воронцовой Л.М., Бочкаревой Т.Ф. денежную компенсацию за нарушение сроков выплат при увольнении в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по день фактического расчета включительно.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (ст. 191 ТК РФ).
В силу ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что Арзютова Н.Н., Воронцова Л.М., Бочкарева Т.Ф. на момент издания распоряжений №-№, № от ДД.ММ.ГГГГ являлись муниципальными служащими администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, последний рабочий день которых являлось ДД.ММ.ГГГГ. На момент увольнения с данными работниками был произведен расчет по заработной плате, причитающейся к моменту увольнения, а также выплачены компенсации за неиспользованный основной оплачиваемый отпуск, дополнительный отпуск, неиспользованные на момент увольнения, материальная помощь Воронцовой Л.М., Бочкаревой Т.Ф.
С целью материального поощрения работников администрации Краснокамского муниципального района по итогам работы за 2 квартал 2010 года главой администрации района издано распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О выплате премии работникам администрации Краснокамского муниципального района по итогам работы за 2 квартал 2010 года».
Судом установлено, что в соответствии с указанным выше распоряжением Арзютова Н.Н., Воронцова Л.М., Бочкарева Т.Ф. по итогам 2 квартала 2010 года премированы не были.
Представитель администрации районе не оспаривал то обстоятельство, что оснований для депремирования указанных работников не имелось, как не оспаривала и то обстоятельство, что премирования муниципальных служащих осуществлялось в соответствии с Положением о выплате премии по результатам работы за квартал и год муниципальным служащим Краснокамского муниципального района.
Согласно данного Положения премия по результатам работы за квартал и год муниципальным служащим Краснокамского муниципального района производится за счет и в пределах установленного фонда оплаты труда, утвержденного на текущий год в установленном законом порядке; премия по результатам работы за квартал и год муниципальным служащим начисляется на установленный месячный должностной оклад, исходя из фактически отработанного в данном квартале (годе) времени.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2, 2.3 Положения основными показателями премирования являются высокая исполнительская дисциплина муниципального служащего, отсутствие упущений в работе за квартал, год; размер премии по результатам работы за квартал и год отдельному муниципальному служащему может быть увеличен, снижен частично или муниципальный служащий может быть полностью лишен премии; увеличение, частичное снижение или полное лишении премии производится за тот расчетный период, в котором было отмечено успешное выполнение поручений или имело место и было выявлено упущение в работе. При этом увеличение, частичное снижение или полное лишение премии по результатам работы за квартал и год муниципальным служащим Краснокамского муниципального района производится по письменному представлению непосредственно руководителя и оформляется распорядительным актом.
Согласно п.3.2 Положения премия по результатам работы за квартал и год муниципальным служащим назначается и выплачивается после предъявления в управление экономики администрации Краснокамского муниципального района справки об использовании фонда оплаты труда и сложившейся экономии за отчетный период по установленной форме.
Исходя из изложенного выше, а также в соответствии с представленными суду доказательствами следует, что оснований для частичного снижения или полного лишения премии по итогам работы за 2 квартал 2010 года в отношении Арзютовой Н.Н., Воронцовой Л.М., Бочкаревой Т.Ф. не имелось.
Суд считает, что данные работники имеют право на получение премии по итогам работы за 2 квартал 2010 года. Тот факт, что на момент принятия главой администрации решения о премировании муниципальных служащих указанные работники уже таковыми не являлись, правового значения не имеет, так как распоряжением главы администрации предусмотрено поощрение муниципальных служащих за ранее отработанный период – 2 квартал 2010 года.
Судом не установлены основания, в силу которых Арзютовой Н.Н., Воронцовой Л.М., Бочкаревой Т.Ф. премия по итогам работы за 2 квартал 2010 года не должна быть выплачена. Данные работники администрации района до момента увольнения фактически отработали во 2 квартале 2010 года 2 полных месяца, нареканий со стороны своего работодателя не имели. Доказательств обратного суду на момент рассмотрения дела не представлено.
Таким образом, предписание заинтересованного лица в части возложения на главу администрации Краснокамского муниципального района обязанности выплатить Арзютовой Н.Н., Воронцовой Л.М., Бочкаревой Т.Ф. все причитающиеся им при увольнении суммы - премию по результатам работы за 2 квартал 2010 г., исходя из фактически отработанного в данном квартале времени, является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Таким образом, проценты, предусмотренные ст. 236 ТК РФ, являются мерой ответственности работодателя в случае нарушений трудового законодательства в отношении своего работника.
Поскольку судом установлено, что при отказе в проведении Арзютовой Н.Н., Воронцовой Л.М., Бочкаревой Т.Ф. выплаты премии по результатам работы за 2 квартал 2010 г., исходя из фактически отработанного в данном квартале времени, главой администрации района допущены нарушения действующего трудового законодательства, а также иных правовых актов, то оснований для освобождения от ответственности в силу ст. 236 ТК РФ не имеется.
В связи с чем, требования заинтересованного лица о начислении и выплате процентов в соответствии со ст. 236 ТК РФ являются обоснованными и не противоречат действующему трудовому законодательству.
На основании изожженного выше, судом не установлены обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ и его отмене.
Таким образом, администрации Краснокамского муниципального района Пермского края в удовлетворении заявления об отмене предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Администрации Краснокамского муниципального района Пермского края в удовлетворении заявления об отмене предписания Государственной инспекции труда в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)
Копия верна. Судья: (Е.И. Гачегова)