прочие из публично-правовых отношений



Дело № 2-1128/2011 Мотивированное решение изготовлено 07.02.11 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 февраля 2011 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Выдриной Ю.Г.,

при секретаре Орабинской Е.К.,

с участием представителя заявителя – Рудакова А.В., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица – администрации Ленинского района г. Перми – Трефиловой А.Н., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Пермская модель комфорта» - Щербакова И.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по заявлению Рудаковой И.Г. на бездействие администрации Ленинского района г. Перми, заинтересованное лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Пермская модель комфорта»,

установил:

Рудакова И.Г. обратилась в суд с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ, на бездействие администрации Ленинского района г. Перми (далее по тексту – администрация) и возложении обязанности устранить допущенное нарушение закона.

В обоснование предъявленных требований заявитель указала, что 27 августа 2010 года она, Рудакова, обратилась в администрацию с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Пермская модель комфорта» (далее по тексту – Общество) в связи с нарушением последним Правил благоустройства и содержания в г. Перми; вместе с тем, администрация дело об административном правонарушении не возбудила, определение об отказе в возбуждении дела также не постановила; при этом, ответственность за нарушение Правил организации благоустройства и озеленения территории предусмотрена ст. 2.31 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» от 1 ноября 2007 года за № 139-ПК; с учетом изложенного, по мнению заявителя, администрацией Ленинского района г. Перми допущено незаконное бездействие в нарушение требований ст. 28.1. КоАП РФ (л.д. 3).

Заявитель в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, о чем представила в суд соответствующее заявление (л.д. 13).

Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на удовлетворении предъявленных требований, указывая, что он не ознакомлен с действующим законодательством, в силу которого органы местного самоуправления не вправе составлять протоколы по данному виду административного правонарушения, в связи с чем, считает, что заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие.

Представитель администрации Ленинского района г. Перми в судебном заседании с требованиями заявителя не согласна, указывая, что на момент обращения Рудаковой И.Г. с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, органы местного самоуправления не были наделены правом составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2.31 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» от 1 ноября 2007 года за № 139-ПК; вместе с тем, в связи с поступлением обращения Рудаковой И.Г. проведена проверка, по итогам которой в адрес Общества направлено предписание от 24 сентября 2010 года об устранении нарушений, допущенных при эксплуатации контейнерной площадки; также, состоялось выездное заседание с представителями пожарного надзора, Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми и Общества, на котором достигнута договоренность о предоставлении в Общество информации о вариантах размещения контейнерной площадки в ином месте; с учетом изложенного, факт незаконного бездействия в действиях администрации Ленинского района г. Перми отсутствует.

Представитель Общества в судебном заседании с требованиями Рудаковой И.Г. также не согласен по вышеуказанным основаниям.

Выслушав представителя заявителя и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования Рудаковой И.Г. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Вместе с тем, факт нарушения прав и свобод заявителя в судебном заседании не установлен.

Так, в судебном заседании установлены следующие обстоятельства:

27 августа 2010 года Рудакова И.Г. обратилась в администрацию Ленинского района г. Перми с заявлением, просила устранить нарушение Правил благоустройства и содержания территории г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29 января 2008 года за № 4, а также запретить эксплуатацию места для сбора и (или) накопления отходов для контейнеров, не оборудованных крышками; кроме того, заявитель просила провести проверку в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Пермская модель комфорта» и привлечь указанное Общество к административной ответственности, указывая следующее:

на территории земельного участка по адресу: <адрес>, организовано на тротуаре в контейнерах, не оборудованных крышками, место для сбора и накопления отходов, что противоречит пункту 3.1.4.2., 5.5.4. Правил благоустройства и содержания территории г. Перми (л.д. 5),

24 сентября 2010 года администрацией Ленинского района г. Перми в адрес Общества направлено предписание об устранении нарушений, согласно которому установлен факт нарушений пункта 5.5.4 Правил благоустройства и содержания территории города Перми, предложено в срок до 11 октября 2010 года устранить указанное нарушение, разъяснено, что невыполнение предписания влечет наступление административной ответственности в соответствии со ст. 2.16 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» от 01.11.2007 года за № 139-ПК (л.д. 16),

одновременно, 24 сентября 20010 года в адрес Рудаковой И.Г. направлено уведомление о рассмотрении ее обращения, сообщено о выдаче предписания в адрес Общества, а также о проведении выездного совещания с представителями пожарного надзора, Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми, Общества и старших по жилым домам, по итогам которого достигнута договоренность о предоставлении вариантов размещения контейнерной площадки в другом месте (л.д. 4).

Согласно подпункту 3 пункта 1 части 1, части 3, 5 ст. 28.1. КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса).

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

На основании пунктам 1, 2, 3 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

На основании пункта 2 ст. 2.30 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» от 01.11.2007 года за № 139-ПК (в редакции действующей до принятия закона Пермского края от 02.09.2010 года за № 665-ПК), устанавливающей ответственность за невыполнение или нарушение нормативных правовых актов Пермского края, решений органов местного самоуправления и глав местного самоуправления, невыполнение или нарушение муниципальных правовых актов, если указанное действие (бездействие) не влечет административную ответственность в соответствии со статьями 2.1-2.29, 2.29.2 настоящего Закона влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

При этом, решением Пермского краевого суда от 15 декабря 2009 года, положения части 2 статьи 2.30 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» от 01.11.2007 года за № 139-ПК об установлении административной ответственности за невыполнение или нарушение экологических и санитарных требований при обращении с отходами производства и потребления следующих муниципальных правовых актов: Правил обращения с отходами на территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2001 за № 99; Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4, признаны недействующими;

определением Верховного Суда РФ от 31.03.2010 года за № 44-Г10-6 указанное решение в части отменено и вынесено новое решение, которым часть 2 статьи 2.30 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» от 01.11.2007 года за № 139-ПК признана недействующей полностью.

Согласно пункту 1, 2 ст. 2.31 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» от 01.11.2007 года за № 139-ПК, предусматривающей ответственность за нарушение правил организации благоустройства и озеленения территории (введенной в действие Законом Пермского края от 02.09.2010 N 665-ПК), неисполнение или нарушение муниципальных нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством Российской Федерации, в целях организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти до пятидесяти тысяч рублей.

Те же действия (бездействие), совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию за одно из нарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

На основании пункта 6 ст. 3.6. Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» от 01.11.2007 года за № 139-ПК (в редакции до 02.09.2010 года) должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.8, 2.11, 2.15, 2.16, 2.26, 2.27, 2.28, 2.29.1 настоящего Закона.

К должностным лицам органов местного самоуправления, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, относятся:

руководители органов местного самоуправления, их заместители;

руководители структурных подразделений органов местного самоуправления, их заместители;

лица, замещающие ведущие, старшие муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые органами местного самоуправления для обеспечения исполнения их полномочий, замещаемые путем заключения контракта (трудового договора).

Перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования.

Согласно пункту 6 ст. 3.36 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» от 01.11.2007 года за № 139-ПК (в редакции закона от 02.09.2010 года) должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.8, 2.11, 2.15, 2.16, 2.26, 2.27, 2.28, 2.29.1, 2.31, 2.32, 2.33, 2.34, 2.35 настоящего Закона.

К должностным лицам органов местного самоуправления, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, относятся:

руководители органов местного самоуправления, их заместители;

руководители структурных подразделений органов местного самоуправления, их заместители;

лица, замещающие ведущие, старшие муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые органами местного самоуправления для обеспечения исполнения их полномочий, замещаемые путем заключения контракта (трудового договора).

Перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования.

Закон Пермского края от 02.09.2010 года за № 665-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «Об административных правонарушениях» вступил в силу 18 сентября 2010 года.

При этом, перечень должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования утвержден Постановлением Администрации г. Перми от 14.12.2010 года за № 861 «Об утверждении перечней должностных лиц территориальных органов администрации города Перми (Пермского городского округа), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», вступившим в силу 1 января 2011 года.

Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, протокол об административном правонарушении подлежит составлению при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

в случае отсутствия таких данных следует выносить определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

вышеуказанные документы составляются немедленно после выявления правонарушения либо, в случае выяснения дополнительных обстоятельств дела, в течение двух суток;

при этом, на момент обращения Рудаковой И.Г. с заявлением в администрацию Ленинского района г. Перми (27 августа 2010 года) положения пункта 2 ст. 2.30 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» от 01.11.2007 года за № 139-ПК (предусматривающей ответственность за нарушение муниципальных правовых актов, в том числе, Правил благоустройства и содержания территории г. Перми) являлись недействительными, а положения ст. 2.31 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях» от 01.11.2007 года за № 139-ПК, которые подлежали бы применению в рассматриваемом случае, еще не были приняты и в законную силу не вступили.

кроме того, право должностных лиц администрации Ленинского района г. Перми составлять соответствующие протоколы возникло лишь с 1 января 2011 года, т.е. момента вступления в силу Постановления Администрации г. Перми от 14.12.2010 года за № 861 «Об утверждении перечней должностных лиц территориальных органов администрации города Перми (Пермского городского округа)».

Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что нарушений закона и прав заявителя при рассмотрения заявления Рудаковой И.Г. администрацией Ленинского района г. Перми в не допущено, поскольку право (и обязанность) составлять протоколы об административных правонарушениях (либо постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) на день подачи вышеуказанного заявления и периода, в течение которого оно подлежало рассмотрению, у администрации отсутствовали,

указанное право у руководителя (заместителя руководителя) администрации Ленинского района г. Перми возникло лишь с 1 января 2011 года, т.е. момента вступления в силу Постановления Администрации г. Перми от 14.12.2010 года за № 861 «Об утверждении перечней должностных лиц территориальных органов администрации города Перми (Пермского городского округа), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

При этом, администрацией Ленинского района г. Перми в пределах предоставленных ей полномочий, выдано предписание в адрес Общества об устранении выявленных нарушений (что соответствует постановлению администрации г. Перми от 7 августа 2009 года за № 522 «Об утверждении Положения о системе контрольных органов в администрации г. Перми»), а также проведено выездное совещание по рассмотрению вопроса о вариантах размещения контейнеров в ином месте,

о совершении указанных действий Рудакова И.Г. уведомлена надлежащим образом в течение одного месяца, что также соответствует требованиям Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

Таким образом, действия администрации Ленинского района г. Перми соответствуют закону, факт бездействия указанного органа местного самоуправления в судебном заседании не установлен, следовательно, требования Рудаковой И.Г. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

При этом, на основании пункта 3 ст. 196, пункта 3 ст. 246 ГПК РФ, суд рассматривает заявление Рудаковой И.Г. в пределах заявленных ею требований (а именно предмета требований).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований Рудаковой И.Г. на бездействие администрации Ленинского района г. Перми, заинтересованное лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Пермская модель комфорта» - отказать.

Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: (Ю.Г. Выдрина)