Дело № 2-758/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2011 года, город Пермь,
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Егорова Д.С.,
при секретаре Лотоцкой М.Ю., с участием:
истца «данные изъяты»,
представителя ответчика и третьего лица «данные изъяты», на основании доверенностей от 17.01.2011 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску «данные изъяты», действующей в интересах несовершеннолетней «данные изъяты», к «данные изъяты», о признании незаконным распоряжения, обязании поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилья,
У с т а н о в и л:
«данные изъяты», в интересах несовершеннолетней «данные изъяты», обратилась в суд с иском к «данные изъяты», о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья, обязании поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Свои требования истец обосновывает тем, что является опекуном несовершеннолетней «данные изъяты» С учетом того, что подопечная является ребенком из числа детей оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечена, она (истец) обратилась к ответчику с заявлением о постановке «данные изъяты» на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Распоряжением начальника «данные изъяты» от «данные изъяты» в удовлетворении ее (истца) заявления было отказано, со ссылкой на то обстоятельство, что «данные изъяты» обеспечена жилым помещением по месту жительства ее прабабушки «данные изъяты», в собственности которой имеется индивидуальный жилой дом по адресу: г. Пермь, «данные изъяты».
Истец считает, что отказ в постановке на жилищный учет является необоснованным, поскольку «данные изъяты» в индивидуальном жилом доме по адресу г. Пермь, «данные изъяты», не проживала и не проживает, места регистрации в данном жилом помещении не имела и не имеет, права пользования как члена семьи собственника жилого помещения по данному адресу не приобретала. Жилое помещение, где проживала «данные изъяты» совместно с ее мамой, по адресу: г. Пермь. «данные изъяты», признано непригодным для проживания, иного закрепленного жилья в пользовании несовершеннолетней не имеется.
В судебном заседании истец на иске настаивала, пояснила, что в настоящее время «данные изъяты» временно проживает и имеет регистрацию по ее (истца) месту жительства, при оформлении опеки и передаче «данные изъяты» на воспитание, за последней жилого помещения не закреплялось, полагает, что ответчиком по надуманным основаниям было принято решение об отказе в постановке «данные изъяты» на жилищный учет. Родители «данные изъяты» в браке не состояли, последняя постоянно проживала совместно с матерью, а в последствии, осталась одна, по месту жительства отца по адресу г. Пермь, «данные изъяты», в установленном порядке не вселялась, не регистрировалась, права пользования жилым помещением не приобретала, соответственно, данное жилое помещение за ней не закреплялось.
Представитель ответчика и третьего лица – «данные изъяты» с иском не согласна, пояснила, что отказ в постановке на жилищный учет являлся обоснованным, поскольку при обследовании жилищных условий «данные изъяты» было установлено, что та, до направления в учреждение для детей оставшихся без попечения родителей, проживала совместно со своими родителями у адресу: г. Пермь, «данные изъяты», соответственно, приобрела и, в силу положений ст., ст. 71, 74, 148, 149, 154 СК РФ, сохраняет за собой право пользования данным жилым помещением.
«данные изъяты» представлены письменные возражения относительно иска /л.д.30-31/, аналогичного содержания.
Представитель третьего лица - «данные изъяты», в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии, представил письменный отзыв относительно иска /л.д.32-33/, согласно которому, «данные изъяты» иск поддерживает, поскольку несовершеннолетняя «данные изъяты» относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечена, закрепленного жилья за ней не имеется.
С учетом мнения явившихся сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, в силу следующего.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ч. 2, ч. 4, ч. 5 ст. 50, ч. 2, ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50).
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50).
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч. 3 ст. 52).
Пунктом 1 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. за № 103, утверждена учетная норма площади жилого помещения по городу Перми в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как установлено судом, «данные изъяты», «данные изъяты» года рождения, уроженка г. Перми /л.д.4/, в соответствии со ст. 1 федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать – «данные изъяты» и отец «данные изъяты», на основании решения Мотовилихинского районного суда г. Перми от 04.09.2007 г. /л.д.5-6/ и заочного решения того же суда от 20.06.2008 г. /л.д.7/, лишены родительских прав.
Постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних «данные изъяты» от «данные изъяты» /л.д.8/, первоначально в отношении «данные изъяты» была избрана форма устройства в виде направления в учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в последствии, постановлением Администрации Мотовилихинского района г. Перми от «данные изъяты» г. /л.д.10/ над «данные изъяты» установлена опека, опекуном назначена истец «данные изъяты», место жительства несовершеннолетней определено совместно с опекуном по адресу: г. Пермь, «данные изъяты».
При первичном и последующем определении формы устройства несовершеннолетней «данные изъяты», решения о закреплении за ней жилого помещения, с сохранением права пользования, за «данные изъяты» не закреплялось.
На день рассмотрения дела несовершеннолетняя «данные изъяты» зарегистрирована по месту пребывания и фактически проживает совместно с истцом, закрепленного за ней жилого помещения, на которое за ней сохранялось бы право пользования в соответствии с положениями с абз. 1 п. 1 ст. 8 федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не имеет, что подтверждается свидетельством о регистрации /л.д.36/, объяснениями истца, сведениями, содержащимися в отзыве «данные изъяты», ответчиком и третьими лицами не оспаривается.
«данные изъяты» имеет место регистрации по адресу: г. Пермь, «данные изъяты», «данные изъяты» имеет место регистрации по адресу: г. Пермь, «данные изъяты», вместе с тем, данное жилое помещение признано непригодным для проживания, что подтверждается справкой адресной службы УФМС России по Пермскому краю /л.д.9об/, актом обследования жилого дома /л.д.16/, заключениями /л.д.17,18/.
Согласно уведомления об отсутствии в ЕГРПН запрашиваемых сведений УФСГРКиК по Пермскому краю от 07.07.2010 г. /л.д.11/, сведения о правах «данные изъяты», «данные изъяты» и «данные изъяты», на объекты недвижимого имущества, в т.ч. на жилые помещения, в ЕГРПН отсутствуют.
«данные изъяты» в целях постановки «данные изъяты» на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. Данное обращение было рассмотрено, и распоряжением начальника «данные изъяты» от «данные изъяты» /л.д.13/, в его удовлетворении было отказано по той причине, что «данные изъяты» приобрела право пользования жилым помещением по месту жительства отца, по адресу: г. Пермь, «данные изъяты».
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что распоряжение начальника «данные изъяты» об отказе в принятии на жилищный учет «данные изъяты» нельзя признать законным и обоснованным, поскольку «данные изъяты» является ребенком оставшимся без попечения родителей и имеет право на предоставление мер социальной поддержки данной категории граждан, в соответствии с федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В собственности «данные изъяты» и ее родителей жилых помещений не имеется, членом семьи нанимателя пригодного для проживания жилого помещения по договору социального найма «данные изъяты» не является, в связи с чем, имеются установленные ст. 51 ЖК РФ основания для признания ее нуждающейся в жилом помещении.
Доводы ответчика и его представителя о том, что «данные изъяты» является членом семьи «данные изъяты» - собственника индивидуального жилого дома по адресу: г. Пермь, «данные изъяты», в силу чего с учетом положений ст. положений ст., ст. 71, 74, 148, 149, 154 СК РФ, сохраняет право пользования данным жилым помещением и является обеспеченной жильем, суд во внимание не принимает, поскольку «данные изъяты» по названному адресу места регистрации не имела и не имеет, право пользования данным жилым помещением за ней в установленном порядке не закреплялось. Из объяснений истца, являющегося опекуном «данные изъяты», которые не опровергнуты представителем ответчика, следует, что в установленном законом порядке в дом по месту регистрации отца: г. Пермь, «данные изъяты», Городскова А.Д. не вселялась, право пользования данным жилым помещением за ней не закреплялось. Данные объяснения нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Доводы представителя ответчика о том, что право пользования жилым помещением по адресу: г. Пермь, «данные изъяты», имеющим общую площадь 52.4 кв.м. /л.д.14,15/, подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий от «данные изъяты» /л.д.35/, суд во внимание не принимает, поскольку содержащиеся в нем сведения о том, что «данные изъяты» и члены ее семьи имеют место регистрации по адресу: г. Пермь, 1«данные изъяты», не нашли своего подтверждения в судебном заседании, они опровергаются сведениями о лицах имевших и имеющих регистрацию по названному адресу, содержащимися в заверенной копии представленной истцом домовой книги индивидуального жилого дома по адресу: г. Пермь, «данные изъяты», а также сведениями УФМС РФ по Пермскому краю. Кроме того, суд принимает во внимание отзыв «данные изъяты», и сведения установленные в судебном заседании, о том, что закрепленного за «данные изъяты» жилого помещения, право пользования которым сохранялось бы за ней, не имеется. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что из названного акта обследования жилищно-бытовых условий от «данные изъяты» следует, что на момент проведения обследования фактическое пользование домом осуществляла семья из шести человек (жилое помещение находящееся в пользовании «данные изъяты» по адресу г. Пермь, «данные изъяты», было признано непригодным для проживания), что исключало возможность сделать суждение об обеспеченности несовершеннолетней «данные изъяты» жилим помещением, поскольку на нее приходилось общей площади жилого помещения менее учетной нормы, установленной Пермской городской Думой от 30.05.2006 г. за № 103 – 12 кв.м. (52.4 : 6) = 8.73 кв.м.
С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования «данные изъяты» подлежат удовлетворению, следует: признать незаконным распоряжение начальника «данные изъяты», об отказе «данные изъяты» в принятии «данные изъяты», «данные изъяты» на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, фактически являются заявленными основаниями иска, в связи с чем, рассматривает дело в рамках избранного истцом способа защиты нарушенного права; обязать «данные изъяты» принять «данные изъяты», на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования «данные изъяты», действующей в интересах несовершеннолетней «данные изъяты», к «данные изъяты», удовлетворить:
- признать незаконным распоряжение начальника «данные изъяты», об отказе «данные изъяты» в принятии «данные изъяты», «данные изъяты» на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа,
- обязать «данные изъяты» принять «данные изъяты», «данные изъяты» г.р., на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Решение в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий