о признании решения ПГД № 45 от 23.03.2010г. недействительным



Дело №­­ 2-127/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2011 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Ковалевой Н.В.,

прокурора Мальцева А.Н.,

с участием заявителя Оглоблиной В.В.,

представителя заинтересованного лица Пермской городской Думы – Китикарь И.С., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица Департамента планирования и развития территории г.Перми – Челпановой А.А., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица ОАО «Пермский завод силикатных панелей» - Мауль О.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению Оглоблиной ВВ о признании решения Пермской городской Думы №45 от 23.03.2010 г. недействительным,

установил

Оглоблина В.В. обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании решения Пермской городской Думы № 45 от 23.03.2010 г. «Об установлении охранных зон и внесении изменений в решение Пермского городской Думы от 07.12.2004 № 192 «Об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения» недействительным с момента издания.

В обоснование предъявленных требований заявитель указала, что решением Пермской городской Думы от 23.03.2010 г. № 45 внесены изменения в решение Пермской городской Думы № 192 от 07.12.2004 г. «Об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения»: в пункте 1 слова «Верхнекурьинский» - охраняемый природный ландшафт, площадью – 952, 0 га;» заменены на ««Верхнекурьинский» - охраняемый природный ландшафт, площадью 857, 0 га;». Таким образом, площадь особо охраняемой природной территории уменьшена на 95,0 га. Вышеуказанная территория является особо значимым и нуждающимся в охране участком, имеющим особое природоохранное, научное, историко-культурное, оздоровительное и иное ценное значение и образует природно-заповедный фонд. Согласно п. 4 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается. В соответствии с п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков в пределах земель особо охраняемых природных территорий или иное прекращение права на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Вместе с тем, территория спорного земельного участка уменьшена, чем нарушено законодательство об охране окружающей среды (л.д. 3, 8).

Впоследствии заявитель уточнила ранее заявленные требования, в связи с чем, на день рассмотрения настоящего гражданского дела просила признать неправомерность действий Пермской городской Думы по уменьшению площади особо охраняемой природной территории «Верхнекуринский» на 95,0 га (л.д. 123).

В судебном заседании заявитель настаивала на удовлетворении предъявленных требований в полном объеме, считает, что решение Пермской городской Думы №45 от 23.03.2010 г. является формой изъятия земли в целях хозяйственного использования и разработки недр, что, в свою очередь, является недопустимым в отношении порядка использования особо охраняемых природных территорий, противоречит положениям ст. 108 Лесного кодекса РФ и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Одновременно с этим заявитель считает, что государственные полномочия по распоряжению городскими лесами, расположенными на землях лесного фонда и не выведенных из лесного фонда органам местного самоуправления не передавались, единственные полномочия в связи с этим у органов местного самоуправления – защита, охрана, воспроизведение леса. Полномочия органов местного самоуправления установлены действующим законодательством и расширительном толкованию не подлежат. Органы местного самоуправления не вправе менять границы особо охраняемой природной территории, так как данные границы установлены федеральными органами исполнительной власти (л.д. 16). В соответствии с позицией заявителя лесной фонд создан в 1947 году и все леса, которые находились на территории г.Перми входили и входят в лесной фонд. В материалах настоящего гражданского дела отсутствует правоустанавливающий документ, согласно которого земельный участок, являющийся предметом рассмотрения дела был переведен в иную категорию земель – земли поселений. Заявитель считает, что перевод земель лесного фонда в городские земли изменяет статус природного объекта, его категорию. В соответствии с доводами заявителя особо охраняемые природные территории созданные на территории г.Перми в 1991 году на законном основании как памятник природы для сохранения природных объектов, являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения (прения заявителя).

Представитель Пермской городской Думы в судебном заседании с требованиями Оглоблиной В.В. не согласилась в соответствии с доводами, изложенными в письменных возражениях. В соответствии с письменными возражениями особо охраняемые природные территории в силу ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что порядок определения особо охраняемых природных территорий местного значения устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Об этом же свидетельствует ст. 94 Земельного кодекса РФ. На основании изложенного выше постановлением Правительства Пермского края №890-п от 30.10.2009 г. утвержден Порядок организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий местного значения, согласно которому к особо охраняемым природным территориям местного значения относятся охраняемые ландшафты. Данным постановлением Правительства Пермского края организация особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. При этом в понятие организация также входят вопросы реорганизации особо охраняемых природных территорий местного значения (изменения режима особой охраны и границ, функциональных зон и охранных зон или округов) и ликвидации особо охраняемых природных территорий местного значения. Основанием для реорганизации особо охраняемых природных территорий местного значения является необходимость изменения режима особой охраны, границ, выделения функциональных зон в целях сохранения ее природных комплексов и объектов и (или) организации рекреационного использования. Таким образом, органы местного самоуправления вправе устанавливать особо охраняемые природные территории местного значения, производить реорганизацию (в том числе изменять их границы) и ликвидацию. Изменение границ особо охраняемой природной территории «Верхнекурьинский» с 952 га до 857 га связано с нарушением прав третьих лиц на предоставленный им земельный участок. При принятии решения Пермской городской Думы «192 от 07.12.2004 г. «Об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения» для особо охраняемой природной территории «Верхнекурьинский» была установлена только площадь в 952 га, документально границы особо охраняемой природной территории «Верхнекурьинский» оформлены не были; в п.3 данного решения администрации г.Перми только рекомендовано разработать карты (планы) территориального землеустройства особо охраняемых природных территорий и поставить их на кадастровый учет. При уточнении администрацией г.Перми границ особо охраняемой природной территории выяснилось, что в границах особо охраняемой природной территории «Верхнекурьинский» находится земельный участок, принадлежащий ОАО «ПЗСП». Таким образом, при установлении границ особо охраняемой природной территории «Верхнекурьинский» были нарушены права третьего лица – ОАО «ПЗСП», поскольку осуществление деятельности по разработке недр песка на земельном участке, входящим в состав особо охраняемой природной территории «Верхнекурьинский», недопустимо. В соответствии с вышеизложенным, Пермской городской Думы принято решение №45 от 23.03.2010 г. «Об установлении охранных зон и внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 07.12.2004 г. №192 «Об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения», согласно которого уточнена категория особо охраняемой природной территории «Верхнекурьинский»: вместо «Охраняемый природный ландшафт» - «охраняемый ландшафт»; изменены границы особо охраняемой природной территории с 952 га на 857 га(с разницей в 95 га по площади предоставленного ОАО «ПЗСП» горного отвода; исключенная территория (95 га) переведена в прилегающую охранную зону (в приложении к решению – зона №2); на другую прилегающую в особо охраняемой природной территории «Верхнекурьинский» территорию установлена охранная зона (в приложении к решению – охранная зона №1) (л.д. 22-23). В судебном заседании представитель Пермской городской Думы ссылалась на то, что решением Пермской городской Думы № 45 от 23.03.2010 г. установлены две охранные зоны №1 и № 2, поэтому территория особо охраняемых природных территорий вместе с охранными зонами составляет 1256 га; охранная зона создана в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» с целью защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий. Зона №2 исключена из территории особо охраняемых природных территорий и переведена в охранную зону, поскольку особо охраняемая природная территория граничит с промышленными зонами; согласно п. 6 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение; в соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ и Постановлением Правительства Пермского края от 30.11.2009 г. № 890-п « Об утверждении порядка организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий местного значения» особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления, т.е. органы местного самоуправления вправе рассматривать вопросы в части установления границ и режима особой охраны особо охраняемой природной территории местного значения; земли Верхне-Курьинского лесничества Закамского лесхоза переданы в ведение муниципального образования г. Пермь, на основании ст. 41 Устава г. Перми Пермская городская Дума была вправе принять решение, которое оспаривается заявителем (протоколы судебных заседаний).

Представитель Департамента планирования и развития территорий г. Перми в судебном заседании с требованиями не согласилась, полностью поддержав позицию представителя Пермской городской Думы, указав, что особо охраняемая природная территория является территорией местного значения; в соответствии с оспариваемым решением установлена охранная зона с целью разграничения промышленной территории и особо охраняемой природной территории; Пермской городской Думой правомочно были внесены изменения в решение Пермского городской Думы от 07.12.2004 № 192.

Представитель ОАО «Пермский завод силикатных панелей» в судебном заседании с заявленными требованиями также не согласилась, указывая, что оспариваемое заявителем решение вынесено Пермской городской Думой в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной; для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. На основании п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.05.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении местного самоуправления. Постановлением Правительства Пермского края от 30.11.2009 г. № 890-п утвержден Порядок организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий местного значения; перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий, в том числе земли особо охраняемых территорий и объектов, и земель иных категорий в земли населенных пунктов осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов; изменение границ особо охраняемых природных территорий входит в компетенцию Пермской городской Думы. Правовое регулирование использования земель особо охраняемой природной территории осуществляется не только на основании законодательства об особо охраняемых природных территориях, но и в соответствии с требованиями земельного законодательства. При этом при определении целевого назначения земель следует руководствоваться земельным законодательством. По своему целевому назначению земли в РФ подразделяются на семь категорий, в том числе на земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда и т.п. (ст. 7 ЗК РФ). Согласно ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ, актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий, в том числе земли особо охраняемых территорий и объектов, и земель иных категорий в земли населенных пунктов осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов. Ботанический резерват «В.-Курьинский» образован решением Пермского ОИК от 12.12.1991 г. №285 площадью 952 га в границах кварталов 39-41, 45-49, 53, 54 В.-Курьинского лесничества Закамского лесхоза. Указом губернатора Пермской области №207 от 29.10.2003 г. особо охраняемая природная территория «Верхнекурьинский» площадью 952 га упразднена. Решением Пермской городской Думы №192 от 07.12.2004 г. были образованы особо охраняемые природные территории местного значения г.Перми, образован охраняемый природный ландшафт «Верхнекурьинский» площадью 952 га. Представитель заинтересованного лица считает, что с 1991 года до настоящего времени особо охраняемая природная территория «Верхнекурьинский» регионального значения, а впоследующем местного, не являлась землями особо охраняемых территорий и объектов, а соответственно, изъятие земель природно-заповедного фонда не было. Доводы заявителя о том, что оспариваемое решение принято в нарушение Федеральных законов «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей природной среды», Земельного кодекса РФ основано на неверном толковании норм права. В связи с чем, заявителю в удовлетворении требований следует отказать (л.д. 197-198).

Заинтересованные лица – администрация г.Перми, Управление по экологии и природопользованию – в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены судом надлежащим образом, об отложении дела, о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей суд не просили, о причинах неявки суд не известили, письменные возражения суду не представили.

Ранее представитель администрации г.Перми с заявленными требованиями заявителя не согласилась в соответствии с доводами представителей Департамента планирования и развития территорий г. Перми, Пермской городской Думы (л.д. 202-203).

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии неявившихся лиц и постановить по делу решение, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав заявителя и представителей заинтересованных лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд считает требования Оглоблиной В.В. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с абзацем 5 ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

На основании ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Решением Пермской городской Думы №192 от 07.12.2004 года «Об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения» на месте упраздненных природных территорий регионального значения, особо охраняемых природных территорий местного значения г.Перми образован охраняемый природный ландшафт «Верхнекурьинский» площадью 952 га, утверждены границы особо охраняемых природных территорий местного значения г.Перми, согласно приложений 1, 2, 3, 4 к данному решению, администрации г.Перми рекомендовано в срок до 01.03.20005 г. разработать и утвердить Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения "Верхнекурьинский", "Закамский бор", "Левшинский", "Липовая гора", в срок до 01.10.2005 разработать карты (планы) территориального землеустройства особо охраняемых природных территорий местного значения "Верхнекурьинский", "Закамский бор", "Левшинский", "Липовая гора" и поставить их на кадастровый учет.

Решением Пермской городской Думы №45 от 23.03.2010 года установлены охранные зоны на участках земли, прилегающих к особо охраняемой природной территории местного значения - охраняемый ландшафт "Верхнекурьинский", в границах согласно приложению к настоящему решению, внесены в решение Пермской городской Думы от 07.12.2004 г. №192 «Об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения» изменения:

в пункте 1 слова "Верхнекурьинский" - охраняемый природный ландшафт, площадью - 952,0 га;" заменить словами "Верхнекурьинский" - охраняемый ландшафт, площадью 857,0 га;";

изложить приложение 3 к решению Пермской городской Думы от 07.12.2004 №192 в редакции согласно приложению к настоящему решению,

администрации города Перми рекомендовано:

до 01.10.2010 внести изменения в Положение об особо охраняемой природной территории местного значения - охраняемый ландшафт "Верхнекурьинский" - в части установления режима охраны и пользования охранных зон;

до 31.12.2010 особо охраняемую природную территорию местного значения - охраняемый ландшафт "Верхнекурьинский" - и прилегающие к нему охранные зоны поставить на кадастровый учет.

Проанализировав содержание оспариваемой заявителем нормы, сопоставив ее содержание с нормами действующего законодательства, на которые ссылается заявитель, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый правовой акт в указанной части не противоречит требованиям закона.

Решением Исполнительного комитета Молотовского городского Совета народных депутатов трудящихся №65 от 08.02.1951 г. тресту «Россиликаткрпич» (вследствие реорганизации - ОАО «Пермский завод силикатных панелей») за счет земель гослесфонда в кварталах за номерами 17, 18, 25 и 26 Верхне-Курьинского лесничества Пригородного лесхоза отведен земельный участок площадью 112 га для ведение строительства и разработку недр (л.д. 160-161).

Распоряжением Совета Министров СССР №8095-р от 24.05.1951 г. на Министерство лесного хозяйства СССР возложена обязанность отвести тресту «Россиликаткрпич» (вследствие реорганизации - ОАО «Пермский завод силикатных панелей») для строительства завода с карьером по добыче песка земельный участок площадью 119 га в квартала 17, 18, 25, 26 Верхне-Курьинского лесничества пригородного лесхоза в Молотовской области с правом вырубки леса (л.д. 162).

В соответствии с договором №5 от 18.04.1959 г. земельный участок для разработки недр песка предоставлен ОАО «Пермский завод силикатных панелей» сроком на 75 лет, то есть до 18.04.2034 г. (л.д. 156-159).

В соответствии с лицензией ПЕМ 01059 ТЭ ОАО «Пермский завод силикатных панелей» предоставлено право на пользование недрами с целью разработки Пролетарского месторождения песков до 11.03.2014 г.. Данная лицензия выдана взамен разрешения на разработку Пролетарского месторождения песков, выданного администрацией г.Перми 17.05.1994 г. Право на пользование недрами подтверждено разрешением на разработку месторождения №4/01 от 16.05.1994 г., горноотводный акт №3 от 09.09.1985 г. зарегистрирован в Западно-Уральским округом Госгортехнадзора России 21.11.1994 г. под №300 (л.д. 76-94, 142-154).

Согласно справки №378 от 13.05.2004 г. Закамского лесхоза кварталы 17, 18, 25, 26 В.-Курьинского городского лесничества Пригородного лесхоза, где был произведен отвод земельного участка площадью 101,41 га под карьер тресту «Россиликаткрпич» (вследствие реорганизации - ОАО «Пермский завод силикатных панелей»), соответствуют кварталам 46, 47, 54 В.-Курьинского лесничества Закамского лесхоза, согласно материалов лесоустройства 1991 года (л.д. 155).

Судом установлено, что при вынесении Пермской городской Думой решения №192 от 07.12.2004 г. не были учтены интересы ОАО «Пермский завод силикатных панелей», у которого на момент принятия такого решения уже находился в пользовании земельный участок под промышленную территорию и разработку недр.

Таким образом, основанием для внесения изменений в решение Пермской городской Думой в части определения площади особо охраняемой природной территории – охраняемый ландшафт – стало нарушение прав третьих лиц при определении границ земельного участка, на котором расположен такой ландшафт.

В соответствии со сведениями, представленными Правительством Пермского края кварталы за №46, 47, 54 ранее входили в состав В.-Курьинского лесничества Закамского лесхоза, который соответствовал лесоустройству 1991 года; впоследствии лесоустройство в данном лесхозе не проводился. В 2005 году леса В.-Курьинского лесничества Закамского лесхоза (в том числе и кварталы 46, 47, 54) были переданы в ведение муниципального образования «Город Пермь» в соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 05.09.2005 г. №400-р и постановлением администрации г.Перми от 11.11.2005 г. №2675. С учетом переданных лесов в 2005 году на территории Закамского лесхоза было проведено новое лесоустройство, материал которого указанные выше кварталы не содержит. На все земли лесного фонда Закамского лесничества, определенные материалами лесоустройства 2005 года зарегистрировано право собственности РФ. Переданные кварталы в настоящее время находятся в черте г.Перми. В связи с тем, что на территории населенных пунктов могут располагаться только городские леса (лесопарки), организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа, относится к вопросам местного значения данного городского округа (л.д. 212-213).

В соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов РФ функцией лесоустройства является проектирование лесничеств и лесопарков в силу ст. 68 Лесного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В силу ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (ст. 7).

В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса.

Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст. 10 Лесного кодекса РРФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.

Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, установлен ст. 103 Лесного кодекса РФ, согласно которой к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Таким образом, законодатель выделяет лес как экологическую систему или природный ресурс, который располагается на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.

На основании части 2, 3 ст. 1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

Согласно ч.6 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

При этом государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды; государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Пермского края от 05.02.2008 г. №198-ПК «О распространении Закона Пермской области «О природном наследии Пермской области» на территорию Пермского края и внесении в него изменений и дополнений» постановлением Правительства Пермского края №64-п от 28.03.2008 г. утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением биологических охотничьих заказников; режим особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; границы особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Охраняемый ландшафт "Верхнекурьинский" в число особо охраняемых природных территорий регионального значения не входит.

Постановлением Правительства Пермского края № 890-п от 30.11.2009 г. утвержден Порядок организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий местного значения, согласно которого к особо охраняемым природным территориям местного значения относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты, природные резерваты, охраняемые ландшафты, историко-природные комплексы и территории, территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, иные категории особо охраняемых территорий, образованные в соответствии с действующим законодательством.

Организация особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на основании предложений органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, граждан и юридических лиц, включая общественные и религиозные объединения. Предложения об организации ООПТ местного значения должны содержать обоснование необходимости организации ООПТ местного значения в соответствии с экологическими, гидрогеологическими, курортологическими и другими исследованиями.

При организации ООПТ местного значения рассматриваются следующие вопросы:

- придания территории статуса ООПТ местного значения и установления ее категории;

- установления границ и режима особой охраны ООПТ местного значения;

- необходимости выделения функциональных зон на территории ООПТ местного значения;

- необходимости создания охранных зон или округов с регулируемым режимом хозяйственной деятельности в целях защиты ООПТ местного значения от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках;

- реорганизации (изменения режима особой охраны и границ, в том числе функциональных зон и охранных зон или округов) и ликвидации ООПТ местного значения.

Решение об организации ООПТ местного значения оформляется муниципальным правовым актом органа местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

В случае, если организация ООПТ местного значения влечет ограничение прав правообладателей земельных участков, то ограничение прав подлежит обязательной государственной регистрации по инициативе органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края с обязательным уведомлением правообладателей земельных участков.

Оценивая доводы заявителя, суд, прежде всего, исходит из того, что при предоставлении земельного участка в указанных выше кварталах ОАО «Пермский завод силикатных панелей» земельным участком, а также существующими на нем насаждениями распорядился уполномоченный на тот момент государственный орган, поскольку разграничение собственности на государственную, муниципальную и частную было произведено значительно позже. Данный же орган определил порядок пользования земельным участком, его целевое назначение, разрешил вырубку леса. При этом судом установлено, доказательств обратного суду не представлено, что хозяйственная деятельность ОАО «Пермский завод силикатных панелей» соответствует принятым правовым актам, целевому назначению земельного участка, не противоречит действующему законодательству.

Одновременно с этим, суд считает, что какого-либо правового значения распоряжение губернатора Пермской области от 05.09.2005 г. №400-р и постановление администрации г.Перми от 11.11.2005 г. №2675 при разрешении настоящего гражданского дела не имеет по изложенным выше основаниям.

Доводы заявителя о том, что при принятии решения №45 от 23.03.2010 г. Пермская городская Дума фактически изъяла земли в целях хозяйственного использования и разработки недр суд считает несостоятельными, так как спорный земельный участок ранее уже был предоставлен ОАО «Пермский завод силикатных панелей» для ведения хозяйственной деятельности и добычи недр. Действия Пермской городской Думы в этой части суд расценивает как приведение в соответствии правого акта с учетом распорядительных документов государственных органов исполнительной власти в отношении ОАО «Пермский завод силикатных панелей».

Суд не может согласиться с доводами заявителя, согласно которых кварталы за №46, 47, 54 в соответствии с материалами лесоустройства 2003 года входят в лесной фонд В.-Курьинского лесничества Закамского лесхоза, поскольку объективных и бесспорных доказательств того, что такое лесоустройство в 2003 году проводилось суду не представлено. Ссылка заявителя на материалы лесоустройства 1991 года также не может быть принята во внимание, так как на момент рассмотрения гражданского дела данные материалы утратили свою силу в связи с проведением лесоустройства в 2005 году, согласно которым границы лесных участков определены иначе, право собственности за РФ зарегистрировано на участки лесного фонда общей площадью 28659 га (л.д. 215).

Кроме того, суд считает, что при принятии оспариваемого решения Пермской городской Думы права заявителя затронуты не были, так как право на земельный участок, расположенный в пределах кварталов 46, 47, 54, принадлежит ОАО «Пермский завод силикатных панелей», права ОАО «Пермский завод силикатных панелей» не могут быть ущемлены по сравнению с ранее существующими, если обратное не достигнуто соглашением сторон либо прямо не предусмотрено законом.

В связи с тем, что предметом рассмотрения настоящего гражданского дела является решение Пермской городской Думы №45 от 23.03.2010 г., а суд не нашел оснований для его отмены, то заявителю в удовлетворении требований следует отказать.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Оглоблиной ВВ в удовлетворении заявления к Пермской городской Думе, Департаменту планирования и развития территории г.Перми, администрации г.Перми, Управлению по экологии и природопользованию администрации г.Перми, Открытому акционерному обществу «Пермский завод силикатных панелей» о признании решения Пермской городской Думы №45 от 23.03.2010 г. недействительным – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)

<данные изъяты>