Дело № 2-539/2011 Мотивированное решение изготовлено 07.02.11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 февраля 2011 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи – Выдриной Ю.Г.,
при секретаре – Орабинской Е.К.,
с участием помощника прокурора Мотивилихинского района г. Перми – Молчановой С.В.,
представителя ответчика – Кочегаровой Д.Ф., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми, действующего в интересах Солониной Н.В., к Министерству социального развития Пермского края, Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми об установлении факта, имеющего юридическое значение, возложении обязанности выплатить пособие по уходу за ребенком,
установил:
прокурор Мотовилихинского района г. Перми, действуя в интересах Солониной Н.В., обратился в суд с иском Министерству социального развития <адрес>, Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми об установлении факта, имеющего юридическое значение, возложении обязанности выплатить пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.
В обоснование предъявленных требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Солонина Н.В. обратилась в прокуратуру с заявлениями о проверке действий Министерства социального развития Пермского края в части невыплаты ей пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ до даты подачи ею заявления в прокуратуру, предъявлении исковых требований в суд в ее интересах, об установлении юридического факта и взыскании пособия, в связи с тяжелым материальным положением и наличием на иждивении малолетнего ребенка; при проведении проверки установлено, что Солонина Н.В. имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ; на момент отпуска по уходу за ребенком она, Солонина, не работала, в связи с чем обратилась за оформлением пособия по месту своего жительства в территориальное Управление Министерства социального пособия Пермского края с заявлением, представив необходимый пакет документов; в г. Перми у нее оформлена временная регистрация по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она, совместно с семьей, проживает по адресу: <адрес>66; с собственником квартиры заключены договора аренды жилья до и после ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ Солонина Н.В. оформила постоянную регистрацию по вышеуказанному адресу; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пособие по уходу за ребенком ей не выплачивалось в связи с отсутствием постоянной регистрации на территории <адрес>; на основании изложенного и в соответствии со ст. 1.3. Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством» от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 3 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года за № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве социального здравоохранения и социального развития», пункта 6 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. за № 1012н, прокурор просит удовлетворить предъявленные требования в полном объеме (л.д. 3-8).
В судебном заседании прокурор настаивает на удовлетворении предъявленных требований в полном объеме по вышеуказанным основаниям.
Солонина Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, о чем представила в суд письменное заявление.
Представитель Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми оставил разрешение предъявленных требований на усмотрение суда, указывая, что в случае установления факта постоянного проживания Солониной Н.В. на территории г. Перми в спорный период основания для отказа в выплате пособия отсутствуют.
Представитель Министерства социального развития Пермского края по городу Перми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, о чем представил в суд письменное заявление (л.д. 120).
Выслушав прокурора, представителя ответчика, заслушав свидетеля ФИО3, исследовав материалы дела и материалы медицинских карт, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно пункту 2 ст. 1.3. Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством», страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:
1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона;
2) беременность и роды;
3) рождение ребенка (детей);
4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
На основании ст. 3 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды государственных пособий», пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
ежемесячное пособие на ребенка;
единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
При этом, порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 1 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития» от 30 июня 2004 года за № 321, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением функций, возложенных на иные федеральные органы исполнительной власти), социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, включая уплату страховых взносов, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, социальное обслуживание населения, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда.
В соответствии с пунктом 3.2.1. Постановления Правительства Пермского края от 24 июля 2006 года за № 7-п «Об утверждении Положения о Министерстве социального развития Пермского края», в функции Министерства социального развития Пермского края, в области предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи, входит организация предоставления мер социальной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; гражданам пожилого возраста и инвалидам, ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий; отдельным категориям работников, проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках); пенсионерам, имеющим большой страховой стаж, лицам, имеющим почетные звания "Почетный гражданин Пермской области", "Почетный гражданин Пермского края"; семьям, имеющим детей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области, Пермского края;
организация предоставления государственной социальной и иной социальной помощи населению в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области, Пермского края;
формирование, использование и организация ведения регионального регистра лиц, имеющих право на получение мер государственной социальной помощи и поддержки;
организация работы по назначению и выплате доплат к установленным государством пенсиям отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Пермской области, Пермского края.
В силу пункта 6 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н, в заявлении о получении пособия, указываются:
наименование организации, в которую подается заявление;
фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также статус лица, имеющего право на получение государственных пособий (мать, отец, лицо, их заменяющее);
сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;
сведения о месте жительства, месте пребывания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры), указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);
сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры);
вид пособия, за назначением и выплатой которого обращается лицо, имеющее право на получение государственных пособий;
способ получения пособия: почтовым переводом либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации;
сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособий (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособий).
Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:
Солонина Н.В. является матерью ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 27, 29 оборот, 30);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Солонина Н.В. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 25, 26);
с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Солонина Н.В., совместно с несовершеннолетними детьми, проживает по адресу: <адрес>66; с собственником квартиры заключены соответствующие договора аренды жилья (л.д. 23-24);
с ДД.ММ.ГГГГ Солонина Н.В. зарегистрирована по месту жительства по вышеуказанному адресу,
из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ Солонина Н.В. обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края с заявлением о назначении ей государственного пособия на второго ребенка в возрасте до 1,5 лет (л.д. 15 оборот),
решением Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми от ДД.ММ.ГГГГ Солониной Н.В. назначено государственное пособие на второго ребенка в возрасте до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.е. срок временной регистрации) (л.д. 16),
выплата указанного пособия Солониной Н.В. приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием документа, подтверждающего документа о регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пособие по уходу за ребенком Солониной Н.В. не назначалось и не выплачивалось (л.д. 17 оборот),
согласно расчету, представленному Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по городу Перми размер государственного пособия по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> рублей (л.д. 18 оборот).
Вышеуказанные обстоятельства не оспариваются сторонами в судебном заседании и объективно подтверждаются материалами дела (л.д.).
В судебном заседании также установлено, что фактически Солонина Н.В. совместно с дочерью (ФИО1) проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ и совместно с сыном (ФИО2),
при этом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Солонина Н.В. с несовершеннолетними детьми фактически проживала на территории Российской Федерации, в <адрес> по адресу: <адрес>66.
Вышеуказанное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля ФИО3, допрошенной в судебном заседании и указавшей, что она, ФИО3, является лечащим врачом детей Солониной Н.В. – ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; данная семья постоянно проживает по адресу: <адрес>66, на основании договора аренды; из условий проживания семьи следует, что характер их проживания не носит временный характер, в квартире имеются принадлежащие им вещи, игрушки и одежда детей; она, ФИО3, всегда наблюдала детей по вышеуказанному адресу (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ).
Основания не доверять показаниям свидетеля у суда отсутствуют, поскольку они объективно подтверждаются материалами дела, а именно: записями в медицинских картах детей, из которых следует, что обоим несовершеннолетним детям с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ регулярно оказывается медицинская помощь по адресу: <адрес>66 (приложение к настоящему делу).
Объективные, бесспорные и неопровержимые доказательства иного суду на день рассмотрения дела не представлены.
С учетом изложенного, суд считает установленным, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Солонина Н.В. с несовершеннолетними детьми фактически проживала на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>66, следовательно, исковые требования прокурора в указанной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, у Солониной Н.В. в спорный период имелось право на получение государственного пособия по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет.
Принимая во внимание, что согласно данным Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми размер социального пособия составил <данные изъяты> рублей 47 копеек, то требования прокурора о взыскании в пользу Солониной Н.В. указанной суммы также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми, действующего в интересах Солониной Н.В., к Министерству социального развития Пермского края, Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми об установлении факта, имеющего юридическое значение, возложении обязанности выплатить пособие по уходу за ребенком – удовлетворить,
установить факт постоянного проживания Солониной Н.В. по адресу: <адрес>66, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
возложить на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городу Перми обязанность выплатить Солониной Н.В. пособие по уходе за ребенком в возрасте до 1,5 лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей 47 копеек.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина)
<данные изъяты>