о взыскании убытков



Дело № 2-1389/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Баксанова Е.З.,

при секретаре Подыниногиной М.А.,

с участием истца – Новикова Д.И.,

представителя ответчика – Распоповой Л.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Новикова Д.И. к военному комиссариату Пермского края о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Пермского края о взыскании с ответчика в возмещение причиненного ущерба денежных средств в сумме <данные изъяты> руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что летом 2004 года у него в электропоезде похищены документы, в том числе паспорт гражданина, военный билет и удостоверение ветерана боевых действий. О данном факте он сообщил в милицию. Для восстановления военного билета и удостоверения ветерана боевых действий истец обратился в Военный комиссариат г.Чусового, Пермского края, предоставил все необходимые для этого документы, ему предложили подождать около месяца. Не дождавшись в установленный срок ответа из Военного комиссариата истец вновь устно обратился с просьбой о восстановлении документов, однако, на протяжении пяти лет под различными предлогами ответчик документы не восстанавливал, в связи с чем, истец не имел возможности получать пенсию, предусмотренную с 01.04.2005г. для ветеранов боевых действий, ему причинен материальный ущерб в сумме <данные изъяты> руб., который он и просит взыскать с ответчика.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, пояснил, что документы утеряны им в конце 2003 года. С заявлением о восстановлении документов в Военный комиссариат в г. Чусовом обращался неоднократно в устной форме, поскольку письменного заявления от него не требовали, а требовали лишь предоставить справки из правоохранительных органов о хищении документов и о том, что они не найдены и не возвращены истцу. С 2004 года на протяжении длительного времени документы истцу не восстанавливали. Лишь в 2008 году восстановили военный билет, а в 2010 году – удостоверение ветерана боевых действий. Пенсию истец получает с апреля 2010 года. По вине сотрудников военкомата истец не получил пособие с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, подтвердила обстоятельства, изложенные в отзыве на иск (л.д. 50-51), пояснив, что в 2001 году Новикову Д.И. выдано льготное удостоверение, дающее право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте по Пермской области. ДД.ММ.ГГГГ истец впервые обратился в Военный комиссариат за выдачей военного билета взамен утерянного в 2004 году, ему сообщили, что для восстановления утраченных документов необходима справка из ОВД. С данной справкой истец обратился в Военкомат повторно лишь ДД.ММ.ГГГГ, в отношении него составлен протокол о наложении штрафа в сумме 100 руб., который он оплатил в 2008 году и, соответственно, ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан дубликат военного билета. В январе 2009 года истец также устно обращался в Военный комиссариат г.Чусовой Пермского края по поводу выдачи ему дубликата удостоверения участника боевых действий взамен утерянного. Ему разъяснено, что для получения данного удостоверения необходимы выписки из приказа командования, подтверждающие непосредственное участие истца в боевых действиях при проведении контртеррористических операций на территории Северного Кавказа. Указанные выписки на основании запросов получены ДД.ММ.ГГГГ, но, по ошибке специалиста Военного комиссариата г.Чусовой, данные выписки не направлены в Военный комиссариат Пермского края. В результате данные выписки поступили в Военный комиссариат Пермского края лишь в марте 2010 года и в апреле 2010 года удостоверение участника боевых действий выдано истцу. Полагает, что доводы истца о том, что за выдачей удостоверения он обращался на протяжении шести лет, являются необоснованными, поскольку, каких-либо заявлений на выдачу удостоверения от истца не поступало, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Третьи лица – Управление пенсионного фонда РФ в г.Чусовой Пермского края, Управление пенсионного фонда РФ по Пермскому краю своих представителей в судебное заседание не направили, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть данное дело без участия своих представителей, каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца не имеют. (л.д.100). Ранее Управление Пенсионного фонда РФ в г.Чусовом, Пермского края указывало (л.д.60-61), что истец с ДД.ММ.ГГГГ является получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п.1 ст. 13 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Порядок осуществления ежемесячной выплаты определен Приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в соответствии с п.3 которого, в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату, предоставляется удостоверение и (или) справки установленного образца. Данные денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Поскольку истец обратился с заявлением о назначении выплаты в Управление Пенсионного фонда в г.Чусовом, Пермского края, представив все необходимые документы, ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, указанная выплата назначена ему с апреля 2010 года.

Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ "О ветеранах": ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; первоочередная установка квартирного телефона; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта; обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя; прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.

В соответствии с п.3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 294 от 30.11.2004г. «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ» (далее Порядок) в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.

Согласно п. 8,14 Порядка граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

В судебном заседании установлено, что истец с 2001 года имеет права и льготы в соответствии с п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах», и включен в регистр льготников для получения льготной компенсации, которую с 01.01.2005г. будет выплачивать Пенсионный фонд РФ (л.д.13). Согласно справке Управления Пенсионного фонда РФ в г.Чусовом, Пермского края №/ от ДД.ММ.ГГГГ размер неполученной истцом ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. 75 коп., набора социальных услуг – 33341 руб. 52 коп. (л.д.12).

Кроме того, судом установлено, что в Пермском ЛУВД на ЖВВТ за № КУСП 1989 от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано заявление истца о том, что следуя в электропоезде № сообщением станция Комарихинская - г.Пермь, Новиков Д.И. обнаружил отсутствие барсетки, в которой находились военный билет, удостоверение на льготный проезд. По данному факту принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела (л.д.65).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Военный комиссариат г.Чусовой, Пермского края с заявлением о выдаче ему дубликата военного билета по причине его утери в электропоезде ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), при этом справку из ОВД Г.Чусовой, подтверждающую факт утери данного документа, а также удостоверения «Ветерана боевых действии» представил ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20). Истец оплатил штраф за утерю документа ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается чек-ордером (л.д.21), в связи с чем, дубликат военного билета выдан истцу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-23).

Как следует из пояснений представителя ответчика и копии журнала регистрации обращений граждан с 2004 года по 2006 год (л.д.116-120), истец с письменным заявлением об утере документов в Военкомат г. Чусового не обращался. Однако, как следует из пояснений истца и согласно материалам служебного расследования (л.д. 33-36, 102-115), истец обращался в Военкомат г. Чусового в устной форме.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Военным комиссариатом г. Чусового на протяжении длительного времени не предпринимались меры по восстановлению утерянных истцом военного билета и удостоверения участника боевых действий.

Однако, как следует из пояснений истца и отзыва УПФ РФ в г. Чусовом Пермского края Новиков Д.И. с заявлением о выплате пособия обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ до указанной даты истец с аналогичным заявлением в пенсионный орган не обращался. С учётом требований п. 8, 14 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 294 от 30.11.2004г. «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ» ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, доводы истца о том, что он не имел возможность получать ежемесячное пособие, как участник боевых действий, в связи с тем, что по вине Военкомата не имел на руках удостоверение участника боевых действий, суд находит не состоятельными, поскольку, право на получение пособия носит заявительный характер, а истец с заявлением о получении ежемесячной выплаты, предусмотренной ФЗ «О ветеранах», в пенсионный орган не обращался. Пенсионный орган решение об отказе в выплате истцу пособия в связи с непредоставлением удостоверения участника боевых действий не принимал. Следовательно, основания делать выводы о том, что истец не получал пенсию по вине ответчика, у суда отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать.

Исходя из положения ч. 1 ст. 98 ГПК РФ суд также не находит оснований для взыскания с ответчика расходов на оплату госпошлины в сумме 2810 руб. 00 коп., поскольку пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Новикова Д.И. к военному комиссариату Пермского края о взыскании убытков – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней.

Председательствующий Е.З.Баксанова

<данные изъяты>