о признании отказа Департамента незаконным



Дело № 2-1691/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 марта 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Кобелевой И.В.,

с участием представителей заявителя Агапитовой Н.А., Голикова Ю.С., действующих на основании доверенности (л.д. 34),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Катугиной С.Л. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений Администрации г. Перми, возложении обязанности, заинтересованные лица – Департамент земельных отношений администрации г. Перми,

у с т а н о в и л:

Катугиной С.Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ей в аренду земельного участка по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований Катугиной С.Л. указала, что является собственником незавершенного строительством жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Департамент земельных отношений администрации г. Перми ДД.ММ.ГГГГ принял решение об отказе в предоставлении в аренду заявителя земельного участка, указывая, что обратился в суд с иском об оспаривании права заявителя на расположенный на участке объект незавершенного строительства. Вместе с тем, заявитель указывает, что является собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, поэтому на основании ч. 1 ст. 36 ЗК РФ просит признать отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми, изложенный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным (л.д. 3 - 5).

В судебное заседание Катугиной С.Л. не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие, о чем представила письменное заявление.

Представители заявителя в судебном заседании просили удовлетворить требования Катугиной С.Л. в полном объеме.

Департамент земельных отношений администрации г. Перми о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 37), своего представителя в судебное заседание не направил. Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что фундамент не является объектом недвижимого имущества, право собственности заявителя оспаривалось в судебном порядке, поэтому решение об отказе в предоставлении Катугиной С.Л. в аренду земельного участка является законным и обоснованным. Аналогичные доводы изложены в представленном ранее письменном отзыве (л.д. 25 – 26).

Суд, оценив доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, из указанных норм федерального закона следует, что граждане, имеющие в собственности сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, имеют право получить такие земельные участки в аренду, для чего им необходимо подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления.

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Катугиной С.Л. является собственником незавершенного строительством жилого дома по адресу: <адрес> (свидетельство – л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ Катугиной С.Л. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 8, 17-24).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений Администрации г. Перми отказал Катугиной С.Л. в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>. В своем отказе Департамент указал, что в судебном порядке оспаривает право собственности Катугиной С.Л. на незавершенный строительством жилой дом (фундамент) – л.д. 9.

Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Департамента земельных отношений администрации г. Перми к Катугиной С.Л. о признании недействительным зарегистрированного права собственности на объект недвижимости – незавершенное строительство жилого дома лит Б по адресу: <адрес> отказано (л.д. 32 – 33).

Проанализировав содержание письма Департамента земельных отношений администрации г. Перми и представленные сторонами доказательства, принимая во внимание положения ст. 36 Земельного кодекса РФ, суд считает, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду Катугиной С.Л. является незаконным.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ заявитель, являясь собственником домовладения, вправе требовать предоставления ему в аренду земельного участка, на котором оно расположено.

Право собственности на недвижимое имущество (домовладение) зарегистрировано за заявителем в установленном порядке.

В силу вышеизложенного, требования Катугиной С.Л. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении в аренду земельного участка являются обоснованными.

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении в аренду Катугиной С.Л. вышеуказанного спорного земельного участка, то в соответствии с требованиями части 1 ст. 258 ГПК РФ, согласно которой суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, суд считает необходимым возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть вопрос о передаче земельного участка в аренду Катугиной С.Л.

Разрешая заявленные Катугиной С.Л. требования в указанной части, суд также принимает во внимание следующее.

Из смысла ст. 28, п. 1 ч. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п.п. 2.1., 3.1.1 Положения о Департаменте земельных отношений администрации г. Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ за №, основными целями Департамента являются осуществление полномочий администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми и государственной собственности, в соответствии с действующим законодательством; реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов администрации города по вопросам регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции.

В сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Перми Департамент выполняет следующие функции: …

заключает договоры мены, аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, реконструкции, концессионные соглашения и иные договоры и соглашения, предметом которых является муниципальное имущество, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Пермского края и правовыми актами города.

Таким образом, из содержания данного акта следует, что именно Департамент обладает полномочиями по решению вопросов о предоставлении в аренду граждан земельных участков, право собственности на которые не разграничено.

В силу вышеизложенного, на Департамент следует возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о передаче спорного земельного участка в аренду Катугиной С.Л. как способ устранения нарушенного права заявителя.

При этом, суд не находит достаточных оснований для возложения на Департамент земельных отношений обязанности заключить договор аренды земельного участка; требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат.

Суд приходит к данному выводу на основании следующего.

Как указано выше, полномочиями по решению вопросов о предоставлении земельных участков в аренду граждан обладает Департамент земельных отношений администрации г. Перми (пункт 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктам ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Положения о Департаменте земельных отношений администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ за №).

В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ограничение прав органов местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами запрещается.

Анализируя содержание вышеуказанной правовой нормы, суд полагает, что решение вопросов о предоставлении земельных участков в аренду гражданам находится в ведении соответствующего органа местного самоуправления (в данном случае – Департамента земельных отношений администрации г. Перми) и не входит в компетенцию судебных органов.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для возложения на Департамент обязанности заключить договор аренды с Катугиной С.Л., поскольку фактически заявитель просит суд обязать заинтересованное лицо принять ненормативный правовой акт по данному вопросу; при этом принятие ненормативных правовых актов находится в исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления, а вмешательство в деятельность и ограничение прав органов местного самоуправления не допускается в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в аренду Катугиной С.Л. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Департамент земельных отношений Администрации г. Перми рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду Катугиной С.Л. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)

Копия верна. Судья - (О.Н. Рубан)