о предоставлении жилого помещения



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2011 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Соколовой И.П.,

с участием представителя истца – прокурора <данные изъяты> района г. Перми –Бевх Н.В.,

истца Митрофановой Т.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> района г. Перми в интересах Митрофановой Т.С. к администрации города Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

прокурор <данные изъяты> района г. Перми в интересах Митрофановой Т.С. обратился с иском в суд к администрации г. Перми и Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию г. Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Митрофановой Т.С. и ее сыновьям – Митрофанову И.Д. и Митрофанову О.Д. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в черте г. Перми.

Иск прокурор обосновал тем, что в связи с обращением Митрофановой Т.С., 25.01.1977 года рождения, прокуратурой <данные изъяты> района г. Перми проведена проверка, в ходе которой установлено, что мать Митрофановой Т.С. – Митрофанова Г.Ф. решением Юрлинского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении дочери лишена родительских прав; отец Митрофановой Т.С. – Митрофанов С.П. записан в свидетельстве о рождении со слов матери; Митрофанова Т.С. своего отца не знает; решением Юрлинского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Митрофанова Т.С. определена в детский дом г. Кудымкара, находилась там до <данные изъяты> года, при этом жилая площадь за ней не закреплялась; согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальной общеобразовательной школы-интерната № для детей-сирот, Митрофанова Т.С. являлась воспитанницей этого учреждения, находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ Митрофанова Т.С. достигла совершеннолетия; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Митрофанова Т.С. обучалась в Пермском Профессиональной лицее №, проживала в общежитии лицея без прописки; с <данные изъяты> г. проживала в общежитии по адресу: г. Пермь, ул. <адрес>, возможность проживания в общежитии была обеспечена работодателем Митрофановой Т.С.; постановлением главы администрации <данные изъяты> района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Митрофанова Т.С. поставлена на учет по списку первоочередников под номером 31, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер ее очереди - 118; принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; с <данные изъяты> Митрофанова Т.С. вынуждена бал снимать жилые помещения; приказом Департамента образования администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Митрофанова Т.С. предоставлено койко-место в общежитии по адресу: г. Пермь, <адрес>: комната в общежитии предоставлена на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ во временное пользование до получения другого жилья; ДД.ММ.ГГГГ у Митрофановой Т.С. родилось двое детей – Митрофанов И.Д. и Митрофанов О.Д.; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Митрофанова т.С. стоит на жилищном учете под номером 65; в настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Пермь, <адрес>; в собственности жилых помещений Митрофанова Т.С. не имеет, жилым помещением не обеспечена.

В судебном заседании представитель прокурора и Митрофанова Т.С. на иске настаивают.

Ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 41, 52, 53, 54-55), в суд представителей не направили; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ранее – до переименования – Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края) края просит рассмотреть дело без участия его представителя.

При этом Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края с иском не согласилось, указав в письменных возражениях, что не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений; государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилья для детей-сирот наделены органы местного самоуправления (л.д.42-46).

Ответчики и третье лицо – Министерство социального развития Пермского края к судебному заседанию мнение по иску не выразили.

Выслушав представителя прокурора и истца, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что Митрофанова Т.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к прокурору с просьбой в ее интересах предъявить настоящий иск в суд (л.д. 6). Следовательно, прокурор исходя из положений ст. 45 ГПК РФ является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Митрофановой Т.С.

Разрешая иск по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Судом установлено, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Митрофанова Г.Ф. по решению Юрлинского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении дочери; отец Митрофановой Т.С. – Митрофанов С.П. записан в свидетельстве о рождении со слов матери. Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении Митрофановой Т.С. (л.д. 9), копией решения суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11), копией справки о рождении Митрофановой Т.С. (л.д. 12).

Также судом установлено, что по решению Юрлинского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Мирофанова Т.С. устроена в детский дом г. Кудымкара, находилась там до <данные изъяты> года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей муниципальной общеобразовательной школы-интерната №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Пермском профессиональном лицее №, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на ДД.ММ.ГГГГ очередь истца по списку №, жилым помещением по договору социального найма истец не обеспечена, проживая совместно с детьми – Митрофановым И.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Митрофановым О Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во временно предоставленной в сентябре 2007 г. комнате № общежития, находящегося по адресу: <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована в данном жилом помещении по месту пребывания.

Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом на имя истца (л.д. 7-8), решением Юрлинского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), справками учебных заведений, Юрлинского отдела образования (л.д.14, 15, 16), информацией администрации <адрес> о постановке истца на жилищный учет (л.д.21), договором найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-30), решением департамента образования администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23) на основании протокола заседания комиссии по решению вопросов обеспечения жилой площадью нуждающихся детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 24-25), сопроводительным письмом департамента образования администрации города Перми (л.д. 26), ответом Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-33), свидетельствами о рождении детей истца (л.д. 34, 35).

Кроме того, суд установил, что после окончания Пермского профессионального лицея № истец также проживала в комнате общежития по адресу: <адрес>, данное общежитие принадлежало тресту № и предоставлялось истцу в связи с ее работой продавцом в магазине, что подтверждается объяснениями истца, актом проверки жилищных условий (л.д. 19-20), справкой о проживании (л.д. 17).

Из материалов дела следует, что на праве собственности истец и ее дети жилых помещений не имеют, не зарегистрировано на праве собственности жилых помещений и за матерью истца – Митрофановой Г.Ф., что подтверждается сведениями из регистрирующих органов (л.д. 15, 36-39, 59, 60).

По сообщению Управления ФМС по Пермскому краю, по данным справок администрации Юрлинского сельского поселения Юрлинского муниципального района Пермского края и МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», по данным карточек формы «А» на имя истца, она была зарегистрирована: по месту жительства с рождения по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>; по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском доме <адрес> по адресу: <адрес>; по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКОУ «Детский <адрес>» по адресу: <адрес>-а; по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (общежитие), ком. 124; по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (общежитие), ком. 124; по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (общежитие), ком. 79; а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес> ком. 85 (л.д.61-62, 63, 64, 65, 66, 67), по сообщению Юрлинского отдела образования (л.д. 15) за истцом на момент направления ее в детское учреждение жилая площадь не закреплялась.

Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, не имевшая и не имеющая на праве собственности жилых помещений, выпущена из Пермского профессионального лицея № без обеспечения ее жилым помещением, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма также не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении, и продолжает нуждаться в жилом помещении на день рассмотрения дела.

То обстоятельство, что на дату обращения с иском в суд истцу исполнилось 33 года, а на дату разрешения спора истец достигла 34-летнего возраста, не может служить правовым основанием для отказа в удовлетворении иска, так как истец органом местного самоуправления была поставлена на соответствующий учет в <данные изъяты> году – до достижения ею возраста 23 лет, с момента постановки на учет и до даты разрешения спора жилым помещением не обеспечена.

Следовательно, требование прокурора о предоставлении Митрофановой Т.С. и ее детям жилого помещения является правомерным.

Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

Следовательно, истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью <данные изъяты>.м., поскольку семья истца состоит из трех человек.

Как пояснила истец, она не является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п. При этом, как следует из содержания искового заявления, истец выбрала способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, в связи с чем размер площади жилого помещения, определенного Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется. Обратного суду не доказано.

Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено.

Возражения третьего лица – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края относительно обеспечения истца жилым с учетом ее детей, судом во внимание приняты быть не могут с учетом приведенных выше правовых норм.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.

В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.

Возражения третьего лица – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края относительно того, что Правительство Пермского края являются ненадлежащим ответчиком, так как соответствующие государственные полномочия переданы органам местного самоуправления, судом в силу изложенного выше отвергаются.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <данные изъяты> района г. Перми удовлетворить-

возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Митрофановой Т.С. на нее и ее сыновей – Митрофанова О.Д. и Митрофанова И.Д. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Перми общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)

Копия верна. Судья - (О.В. Бузмакова)