Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,
при секретаре Соколовой И.П.,
с участием представителя истца – прокурора <данные изъяты> района г. Перми - Бевх Н.В.,
истца Катаевой Ю.А.,
третьего лица Катаева А.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> района г. Перми в интересах Катаевой Ю.А. к администрации города Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
установил:
прокурор <данные изъяты> района г. Перми в интересах Катаевой Ю.А. обратился в суд с иском к администрации г. Перми, Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию г. Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренные на эти цели в бюджете Пермского края Министерством финансов Пермского края, предоставить Катаевой Ю.А. и ее семье, состоящей из трех человек, в том числе супруга – Катаева А.Н., и малолетнего сына – Катаева С.А., 06.11.2010 года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в черте г. Перми.
Иск прокурор обосновал тем, что Катаева (Золотарева) Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладает статусом лица из числа детей-сирот, ее мать – Золотарева Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и отец – Золотарев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением <данные изъяты> районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении Золотаревой Ю.А.; постановлением администрации <данные изъяты> района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении несовершеннолетней Золотаревой Ю.А. установлена опека, опекуном назначена ее бабушка Шилова В.П.; жилое помещение за Золотаревой Ю.А. не закреплялось; на основании постановления администрации <данные изъяты> района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № Золотарева Ю.А. поставлена на жилищный учет за №; ДД.ММ.ГГГГ Золотарева Ю.А. вышла замуж за Катаева А.Н., сменила фамилию, а ДД.ММ.ГГГГ у них родился ребенок - Катаев С.А.; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Катаева Ю.А. с семьей проживает по договору найма в общежитии НП «<данные изъяты> по адресу: <адрес> зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ; до ДД.ММ.ГГГГ Катаева (Золотарева) Ю.А. проживала в квартире, принадлежащей на праве собственности ее бабушке - Шиловой В.П. по адресу: Пермский край, Краснокамский район, <адрес>, <адрес>; права собственности и права пользования данным жилым помещением Катаева Ю.А. не приобрела; в собственности жилых помещений Катаева Ю.А. и ее муж Катаев А.Н. не имеют, в приватизации Катаева Ю.А. не участвовала; по достижении совершеннолетия Катаева Ю.А. жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании представитель прокурора и истец на иске настаивают.
Третье лицо Катаев А.Н. в судебном заседании иск поддержал.
Ответчики, третьи лица – Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д.46, 47, 48, 49, 50), в суд представителей не направили; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края просит рассмотреть дело без участия его представителя, о чем суду направлено соответствующее заявление.
При этом Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в письменных возражениях указало, что функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляют органы местного самоуправления; перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств; перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета (л.д.35-38).
Выслушав представителя прокурора и истца, третье лицо, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что Катаева Ю.А. <данные изъяты> г. обратилась к прокурору с просьбой в ее интересах предъявить настоящий иск (л.д. 6). Следовательно, прокурор исходя из положений ст. 45 ГПК РФ является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Катаевой Ю.А.
В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона даны следующие понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).
На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.
Судом установлено, что истец родилась <данные изъяты> года в г. Пермь, ее мать – Золотарева Е.В., 16.11.1966 года рождения, и отец – Золотарев А.А., 25.02.1962 года рождения, по решению <данные изъяты> районного суда г. Перми от <данные изъяты> г. лишены родительских прав в отношении Золотаревой Ю.А.; постановлением администрации Ленинского района г. Перми от <данные изъяты> в отношении несовершеннолетней Золотаревой Ю.А. установлена опека, опекуном назначена ее бабушка – Шилова В.П.; на основании постановления администрации <данные изъяты> района г. Перми от <данные изъяты> Золотарева Ю.А. поставлена на жилищный учет за № 106; 16.07.2010 г. Золотарева Ю.А. зарегистрировала брак с Катаевым А.Н. и сменила фамилию на «Катаева», а 06.11.2010 г. родила ребенка – Катаева С.А.; с 21.01.2010 г. по настоящее время Катаева Ю.А. с семьей проживает по договору найма в общежитии НП «<данные изъяты>» по адресу: г. Пермь, <адрес>, зарегистрирована по данному адресу с 13.03.2007 г.; до 21.01.2010 г. Катаева (Золотарева) Ю.А. проживала в квартире, принадлежащей на праве собственности ее бабушке – Шиловой В.П. по адресу: Пермский край, <адрес>; права собственности и права пользования данным жилым помещением не приобрела; в собственности жилых помещений Катаева Ю.А., ее муж Катаев А.Н. и сын не имеют, до настоящего времени жилым помещением Катаева Ю.А. не обеспечена.
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями: паспорта на имя истца (л.д. 8), свидетельств о рождении истца (л.д.7), о рождении Катаева С.А. (л.д.16), решения <данные изъяты> районного суда г. Перми от <данные изъяты>. (л.д.10-11), извещения администрации Индустриального района г. Перми № 84 от 15.02.2002 г. (л.д.13), постановления администрации Ленинского района г. Перми от <данные изъяты> (л.д. 14), свидетельства о заключении брака от 16.07.2010 г. (л.д.15), договора найма жилого помещения <данные изъяты> (л.д.17-20), справок о регистрации по месту жительства (л.д.23, 62, 61), сведений регистрирующих органов (л.д.26, 27, 28, 29, 31).
Кроме того, судом на основании постановления администрации <данные изъяты> района г. Перми от <данные изъяты> установлено, что за истцом на момент установления опеки какое-либо жилье не закреплялось; по сведениям регистрационных органов до 21.01.2010 г. истец без регистрации проживала у бабушки – Шиловой В.П. в принадлежащей бабушке квартире, расположенной по адресу: Краснокамский район, п. <адрес> (л.д.24-25, 26); при этом истец с рождения по 13.03.2007 г. была зарегистрирована по месту жительства в комнате № 25/1 в общежитии по адресу: г. Пермь, ул. <адрес>, а с 13.03.2007 г. – в том же общежитии, но в комнате <данные изъяты>; с 27.01.2011 г. в этой комнате зарегистрирован ее сын (л.д. 62-67). В судебном заседании истец пояснила, что комната <данные изъяты> предоставлялась ее отцу по месту работы, после ее возвращения от бабушки она пыталась вселиться в эту комнату, но она была занята другими людьми, в связи с чем ей предоставили иную комнату - № <данные изъяты>
Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, после окончания образовательного учреждения на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении, и продолжает нуждаться в жилом помещении на день рассмотрения дела.
Следовательно, требование прокурора о предоставлении истцу и ее сыну жилого помещения является правомерным.
В то же время, суд не может согласиться с требованием прокурора о предоставлении истцу жилого помещения с учетом прав супруга истца – Катаева А.Н., поскольку в судебном заседании на основании объяснений Катаева А.Н., письменных доказательств, исследованных судом, установлено, что Катаев А.Н., зарегистрированный с 09.01.1990 г. в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: Пермский край, <данные изъяты>, отказался от участия в приватизации данной квартиры (л.д. 30, 52-55), в связи с чем в силу положений ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», сохраняет право бессрочного пользования жилым помещением, является зарегистрированным в жилом помещении и в настоящее время; общая площадь этого жилого помещения, приходящаяся на Катаева А.Н., составляет 15,25 кв.м. (61 кв.м./ 4 чел.), что более 9 кв.м. – учетной нормы, установленной решением <данные изъяты> муниципального района Пермского края от 22.06.2006 г. (л.д. 56).
Следовательно, Катаева А.Н. нельзя признать нуждающимся в жилом помещении. Сам факт проживания Катаева А.Н. с супругой и ребенком в общежитии по ул. <адрес> о его нуждаемости и, следовательно, о правомерности требований прокурора в этой части не свидетельствует.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу на нее и сына, суд исходит из следующего.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.
Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 42 кв. м - на семью из двух человек.
Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.
Следовательно, истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., на двух человек – Катаеву Ю.А. и ее малолетнего сына – Катаева С.А.
Поскольку суду не представлено доказательств того, что истец является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п, и, как следует из содержания искового заявления, истец выбрала способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, то размер площади жилого помещения, определенного Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется.
Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено.
Возражения третьего лица – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края относительно обеспечения истца жилым с учетом ее ребенка, судом во внимание приняты быть не могут с учетом приведенных выше правовых норм.
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.
В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
Возражения третьего лица – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края относительно того, что Правительство Пермского края являются ненадлежащим ответчиком, так как соответствующие государственные полномочия переданы органам местного самоуправления, судом в силу изложенного выше отвергаются.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <данные изъяты> района г. Перми удовлетворить частично -
возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Катаевой Ю.А. на нее и ее сына Катаева С. А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Перми общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Прокурору <данные изъяты> района г. Перми в удовлетворении иска в части возложения обязанности на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить жилое помещение Катаевой Ю.А. с учетом права Катаева А.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)
Копия верна. Судья - (О.В. Бузмакова)