Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2011 г.
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,
при секретаре Соколовой И.П.,
с участием представителя истца – прокурора <данные изъяты> района г. Перми - Бевх Н.В.,
истца Насыровой А.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> района г. Перми в интересах Насыровой А.Ф. к администрации города Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
установил:
прокурор <данные изъяты> района г. Перми в интересах Насыровой А.Ф. и ее несовершеннолетнего сына обратился в суд с иском к администрации города Перми и Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить Насыровой А.Ф. и ее малолетнему сыну Насырову А.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в черте г. Перми.
Свой иск прокурор обосновал тем, что в связи с обращением Насыровой А.Ф., <данные изъяты> года рождения, прокуратурой <данные изъяты> района г. Перми проведена проверка, в ходе которой установлено, что мать Насыровой А.Ф. – Насырова А.Н. умерла 31.12.2004 г., отец – Насыров Ф.М. умер 08.03.2004 г.; постановлением органа по опеке и попечительству администрации г. Перми № № от <данные изъяты> г. Насырова А.Ф. определена в детский дом, за ней закреплена жилая площадь в частном доме по адресу: г. Пермь, ул. <адрес>. <адрес> где она проживала с матерью – Насыровой А.Н.; жилой дом принадлежит на праве собственности Козину В.Н., Козину П.Н. и Козиной Н.Ю., которые родственниками Насыровой А.Ф. не являются; прав на это жилое помещение у Насыровой А.Ф. нет; постановлением администрации <данные изъяты> района г. Перми от № № от <данные изъяты> г. Насырова А.Ф. принята на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа под номером №; приказом Управления жилищных отношений администрации г. Перми № № от 01.04.2009 г. Насыровой А.Ф. предоставлено жилое помещение маневренного фонда по адресу: г. Пермь, ул. <адрес>; 19.01.2010 г. у Насыровой А.Ф. родился сын – Насыров А А.; в настоящее время Насырова А.Ф. с малолетним сыном проживает в помещении маневренного фонда по адресу: г. Пермь, ул. <адрес>; жилья на праве собственности не имеет, жилым помещением до настоящего времени не обеспечена.
В судебном заседании представитель прокурора и истец на иске настаивают.
Ответчики, третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 28, 37-42), в суд представителей не направили.
При этом третье лицо – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в ранее поступившем в суд отзыве указало, что функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления; перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета; истцом не представлены данные об отсутствии у родителей Насыровой А.Ф. жилого помещения на праве собственности или на праве пользования (л.д. 29-32).
Выслушав представителя прокурора и истца, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что Насырова А.Ф. 19.11.2010 г. обратилась к прокурору с просьбой в ее интересах предъявить настоящий иск (л.д. 6). Следовательно, прокурор исходя из положений ст. 45 ГПК РФ является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Насыровой А.Ф.
В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).
На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Судом установлено, что истец, <данные изъяты> года рождения, относится к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители – Насырова А.Н. и Насыров Ф.М. умерли в 2004 г., что подтверждаются копией свидетельства о рождении Насыровой А.Ф. (л.д. 8), копиями свидетельств о смерти Насыровых А.Н., Ф.М. (л.д. 9, 10).
Также судом установлено, что на основании постановления органа по опеке и попечительству администрации г. Перми № № от 01.09.2004 г. истец устроена в детский дом, в связи с чем с 23.12.2004 г. являлась воспитанницей ГКОУ «<данные изъяты>»; с 11.01.2006 г. по настоящее время состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, так как в соответствии с договором социального найма ей предоставлено койко-место в комнате № № в доме № № по ул. <адрес> г. Перми, жилое помещение по данному адресу относится к маневренному фонду г. Перми; в настоящее время истец в данной комнате проживает совместно со своим сыном Насыровым А.А., 19.01.2010 года рождения, и зарегистрирована в данном жилом помещении по месту жительства с 23.06.2009 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних № № от 01.09.2004 г. (л.д.11), справкой ГКОУ «<данные изъяты>» (л.д.11), извещением администрации <данные изъяты> района г. Перми от 11.01.2006 г. о постановке иска на льготную очередь для получения жилья (л.д.15), договором социального найма жилого помещения № № от 22.04.2009 г. (л.д. 19-20), справкой о регистрации истца (л.д. 23).
Кроме того, суд установил, что на праве собственности истец и ее сын жилых помещений не имеют, что подтверждается сведениями из регистрирующих органов (л.д. 24, 25, 53), в соответствии с постановлением органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации г. Перми № № от 01.09.2004 г. (л.д.11) закрепленного жилья за истцом на момент направления ее в детское учреждение не имелось, за Насыровой А.Ф. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г. Пермь, ул. <адрес>
При этом из материалов дела следует, что дом № <данные изъяты> по ул. <адрес> в г. Перми принадлежит на праве собственности Козиным В.Н., П.Н. и Н.Ю. (л.д. 13, 54), которые родственниками истцу или ее родителям не доводились; как пояснила истец, она с матерью и сестрой снимали у Козиных для проживания кладовую, обозначенную на техпаспорте под номером 5 (л.д. 47-51), которая, по мнению суда, не может быть отнесена к жилым помещениям в силу положений ст. 15 ЖК РФ. Более того, из представленных суду документов регистрирующих органов следует, что истец никогда не являлась зарегистрированной по этому адресу (л.д. 55-60).
Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь лицом, относящимся к категории лиц детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не имевшая и не имеющая на праве собственности жилых помещений, выпущена из образовательного учреждения без обеспечения ее жилым помещением; на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма также не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении, и продолжает нуждаться в жилом помещении на день рассмотрения дела.
Проживание истца с сыном в жилом помещении маневренного фонда не свидетельствует об обеспеченности истца жилым помещением в установленном законом порядке.
Следовательно, требование прокурора о предоставлении истцу на семью из двух человек жилого помещения является правомерным.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.
Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 42 кв. м - на семью из двух человек.
Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.
Следовательно, истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью 42 кв.м., поскольку семья истца состоит из двух человек.
Поскольку суду не представлено доказательств того, что истец является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п, а из содержания искового заявления следует, что истец выбрала способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, то в связи с этим размер площади жилого помещения, определенного Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется.
Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено.
Ссылка Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края на то, что порядок обеспечения жилой площади данной категории граждан определен Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, в котором распределение средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилья осуществляется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. м., судом в силу изложенного выше отвергается.
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.
В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
Возражения третьего лица – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края относительно того, что Правительство Пермского края являются ненадлежащим ответчиком, так как соответствующие государственные полномочия переданы органам местного самоуправления, судом в силу изложенного выше отвергаются.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <данные изъяты> района г. Перми удовлетворить -
возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Насыровой А.Ф. на нее и ее сына - Насырова А.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Перми общей площадью 42 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)
Копия верна. Судья - (О.В. Бузмакова)