о признании незаконным отказа в утверждении схемы



Дело №2-1807/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Ковалевой Н.В.,

с участием представителя заявителя Голикова ЮС,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Боровика ВЕ к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка, возложении обязанности утвердить схему земельного участка,

установил:

Заявитель обратился в суд с заявление к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка, возложении обязанности утвердить схему земельного участка.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является собственником 1-этажного здания водонапорной насосной станции (лит. А) площадью <данные изъяты> кв. метров и цилиндрического железобетонного резервуара объемом <данные изъяты> куб. м, расположенных по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ вправе приобрести земельный участок в собственность либо в аренду, поскольку является собственником объектов недвижимости расположенных на нем. В случае, если не осуществлен кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В отношении земельного участка под объектом недвижимости, принадлежащим заявителю на праве собственности, государственный кадастровый учет не произведен, что послужило основанием для обращения Боровика В.Е. ДД.ММ.ГГГГ в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации г.Перми уведомил заявителя о продлении срока рассмотрения заявления до ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью дополнительной проверки представленных материалов, продлив впоследствии проверку до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ заявителю Департаментом земельных отношений администрации г.Перми было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так как земельный участок не соответствовал градостроительным требованиям. В ходе рассмотрения заявления заявителя Департаментом земельных отношений администрации г.Перми был направлен запрос в Департамент планирования и развития территории г.Перми для дачи заключения о соответствии земельного участка градостроительному законодательству. При этом в представленных заявителям материалах уже было заключение указанного структурного подразделения администрации г.Перми о согласовании схемы на предмет соответствия земельного участка градостроительному законодательству. Учитывая изложенное выше, а также то, что проверка земельного участка на предмет соответствия его градостроительному законодательству не входит в компетенцию Департамента земельных отношений администрации г.Перми, данный отказ заинтересованного лица следует признать незаконным, возложить на Департамент земельных отношений администрации г.Перми устранить допущенные нарушения путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории г.Перми по адресу: <адрес> (л.д.3-6).

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен судом надлежащим образом, об отложении дела, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил, о причинах неявки суд не известил, дополнительно доказательства суду не представил.

Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований в полном объеме настаивал.

Представитель заинтересованного лица – Департамент земельных отношений администрации г.Перми – в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражения относительно заявленных требований суду не представил.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии неявившихся лиц и постановить решение, что не противоречит требованиям ст. 257 ГПК РФ.

Оценив доводы заявителя, исследовав представленные суду доказательства, суд считает, что требования Боровика В.Е. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в части в силу следующего.

В соответствии с пунктами 1, 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

На основании части 1 ст. 37 Земельного кодекса РФ, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Согласно абзацам 1, 2, 3 ст. 3 Федерального закона «О землеустройстве», землеустройство проводится в обязательном порядке в случае изменения границ объектов землеустройства.

В соответствии с частью 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Таким образом, из указанных норм федерального закона следует, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления в соответствующий орган местного самоуправления.

При этом для решения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность либо аренду является необходимым проведение землеустройства, осуществляется согласование и утверждение схемы границ земельного участка соответствующим органом.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела.

Заявитель является собственником сети холодного водоснабжения по адресу: г.Пермь, ул. <адрес> (л.д.26), 1-этажного кирпичного здания водопроводной насосной станции и цилиндрического железобетонного резервуара по адресу: <адрес> (л.д. 36).

Согласно акта об установлении адреса № от ДД.ММ.ГГГГ, 1-этажному кирпичному зданию водонасосной станции (лит. А) установлен адрес: <адрес> (л.д. 25).

В соответствии с кадастровой выпиской истребуемый земельный участок входит в земельный участок общей площадью 51612,10 кв. метров (л.д. 18).

Заявитель обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации г.Перми отклони утверждение схемы расположения земельного участка отказал, поскольку было установлено, что земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Перми земельный участок расположен в зоне городских лесов, согласно заключению Департамента планирования и развития территории г.Перми земельный участок площадью 10000 кв. метров в соответствии с приложенными координатами не соответствует градостроительным требованиям (л.д. 8).

Иные основания к отказу в удовлетворении заявления Боровика В.Е. в оспариваемом письме не содержатся.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд считает, что отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане является необоснованным, поскольку заявитель как собственник объектов недвижимости вправе претендовать на земельный участок, на котором такие объекты расположены, так как они неразрывно связаны с землей.

При этом суд считает обоснованными доводы заявителя в части полномочий Департамента земельных отношений администрации г.Перми при разрешении заявлений Боровика В.Е.

Объективные и бесспорные доказательства иного в материалах дела отсутствуют.

Положения ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, представителям ответчика разъяснялись.

При таких обстоятельствах, требования Боровика В.Е. в части признания незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Требования заявителя в порядке гл. 25 ГПК РФ о возложении Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории г.Перми по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежит на основании следующего.

Согласно пунктам 2.2, 3.3, решения Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. №210 «О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми», основными задачами Департамента являются эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом, за исключением муниципального жилищного фонда, а также земельных и лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Перми, земельных и лесных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в установленном порядке утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ограничение прав органов местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами запрещается.

Анализируя содержание вышеуказанной правовой нормы, суд полагает, что решение вопросов об утверждении границ земельных участков находится в ведении соответствующего органа местного самоуправления (в данном случае – Департамента земельных отношений администрации г. Перми) и не входит в компетенцию судебных органов.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для возложения на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанности принять решение об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку фактически заявитель просит суд обязать заинтересованное лицо принять ненормативный правовой акт по данному вопросу; при этом, принятие ненормативных правовых актов находится в исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления, а вмешательство в деятельность и ограничение прав органов местного самоуправления не допускается в силу закона.

Вместе с тем, заявитель не лишен возможности обратиться в суд с соответствующими требованиями к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о возложении обязанности повторно рассмотреть данный вопрос, а также разрешить вопрос в порядке искового производства.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, главой 25 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Боровика ВЕ к Департаменту земельных отношений администрации <адрес> о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка, возложении обязанности утвердить схему земельного участка по адресу: <адрес> – удовлетворить частично.

Признать отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы земельного участка по адресу: <адрес> - незаконным.

В удовлетворении заявления к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о возложении обязанности утвердить схему земельного участка по адресу: <адрес> – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)

<данные изъяты>