Дело № 2-2029/11
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2011 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Баксановой Е.З.,
при секретаре Окуловой Т.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Короткова В.М. к Военному комиссариату Пермского края о взыскании задолженности по пенсии в связи с неправильным исчислением стоимости продовольственного пайка,
УСТАНОВИЛ:
Коротков В.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Пермского края о взыскании задолженности по пенсии в связи с неправильным исчислением стоимости продовольственного пайка за период с 01.01.2000г. по 30.11.2000г. включительно с учетом индексации в размере <данные изъяты> руб. 15 коп.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 27.08.1996г. является пенсионером Министерства обороны РФ. Ответчиком при перерасчете пенсии в спорный период применялась заниженная стоимость продовольственного пайка. Считает, что увеличение любой составляющей денежного довольствия военнослужащего при исчислении пенсии, в том числе увеличение стоимости продовольственного пайка, является основанием для одновременного пересмотра пенсии военным пенсионерам. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» в 2000 году военнослужащим установлена денежная компенсация взамен продовольственного пайка в размере 20 руб. в сутки. Во исполнение указанного Закона издано совместное указание начальника Тыла Вооруженных Сил и начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ от 08.01.2000г. № 163/1/6 о повышении с 01 января 2000 года в размере денежной компенсации взамен продовольственного пайка. Полагает, что при рассмотрении после 04.10.2001г. требований о перерасчете ранее назначенных пенсий не подлежат применению п. 8, подпункт «б» п. 9 и подпункт «б» п. 14 Постановления Совета Министров – Правительства РФ № 941 от 22.09.1993г. в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка. Считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в соответствии со ст.ст. 43, 49, 58 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в соответствии с проведенным истцом расчетом.
Истец в судебном заседании участия не принимал, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, ранее не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства (л.д. 2, 10, 11).
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, отзыв на иск не представил, о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд полагает возможным постановить в отношении ответчика заочное решение, в соответствии со ст.231 ч.1 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования истца о взыскании задолженности по пенсии в связи с неправильным исчислением стоимости продовольственного пайка за период с 01.01.2000г. по 30.11.2000г. включительно удовлетворению не подлежат на основании следующего.
Судом установлено, что истец с 27.08.1996г. имеет право на получении пенсии по линии Министерства обороны РФ в размере 53 % с учетом надбавки за выслугу лет 30% (л.д. 3,4).
В соответствии со ст. 43 Закона «О пенсионном обеспечении...» (в редакции от 12 февраля 1993 года) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
На основании ст. 49 вышеназванного Федерального закона (в редакции действовавшей на момент начисления пенсии) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру: при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно - исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
При одновременном возникновении двух оснований, указанных в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, для пересмотра назначенных пенсий пересчет может быть произведен только по одному из оснований. Порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных в настоящей статье оснований определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п.8 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 (в первоначальной редакции) пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего Постановления. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка в части, не превышающей 10-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на день назначения или перерасчета им пенсии, учитывается при исчислении пенсий полностью, а остальная ее часть – в размере 50 %.
Подпунктом «а» п. 9 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 в денежное довольствие уволенным с военной службы военнослужащим, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включены оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Подпунктом «б» п.14 Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 установлено, что в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.
При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.
Минимальные размеры пенсий, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий определяются исходя из минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством на день, с которого производится перерасчет им пенсий.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2001 года признаны незаконными п. 8, подп. «б» п. 9, подп. «б» п.14 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941, с последующими изменениями и дополнениями, в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим лицам рядового и начальствующего состава. В соответствии со ст. 312 ГПК РСФСР и ст. 367 ГПК РФ, кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
В соответствии с ч.3 ст. 239.8 действовавшего на момент рассмотрения дела ГПК РСФСР решение суда о признании акта либо отдельной его части незаконными этот акт либо его отдельная часть считаются не действующими с момента вступления в законную силу решения суда.
Согласно разъяснению, данному в Определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 года, п.8, пп. «б» п.9, пп. «б» п.14 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 признаны незаконными и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу.
По смыслу ст. 125 Конституции РФ и исходя из правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 16.06.1998г., от 11.04.2000г., от 18.07.2003г. и от 27.01.2004г., решения Верховного Суда РФ, которым акт Правительства РФ (если его проверка допустима судом общей юрисдикции) признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства РФ, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание недействующим и, следовательно, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в силу, то есть с 04.10.2001г.
Таким образом, признание п.8, п.п. «б» п.9, п.п. «б» п.14 Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993г. № 941 недействующими с 04.10.2001г. и утрата в связи с этим вышеназванными нормами силы означает, что они не могут применяться с момента вынесения определения Кассационной коллегией Верховного Суда РФ.
Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что предметом данного спора является взыскание задолженности по пенсии в связи с неправильным исчислением стоимости продовольственного пайка, который входит в состав денежного довольствия, за период с 01.01.2000г. по 30.11.2000г., то есть в период действия Постановления Правительства от 22 сентября 1993 года № 941, которым определялся порядок перерасчета пенсий и которым исключалась возможность пересмотра пенсий со времени увеличения стоимости продовольственного пайка и предусматривалась возможность такого перерасчета только со времени увеличения оклада по должности либо оклада по воинскому звании.
Таким образом, несмотря на то, что в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» военнослужащим установлена денежная компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 руб. в сутки, оснований для пересмотра пенсии за период с 01.01.2000г. по 30.11.2000г., назначенной ранее уволенным военнослужащим не имеется, поскольку увеличение размера денежного довольствия (оклада по должности либо оклада по воинскому звании) в спорный период времени судом не установлено.
Истцом доказательств того, что в указанный период времени производилось увеличение оклада по должности или оклада по воинскому званию суду на день рассмотрения дела не представлено.
В соответствии со справкой о размере и составе пенсии истца при переназначении (перерасчете) пенсии за период с 01.02.1993г. по 31.12.2000г. включительно следует, что истцу увеличение стоимости продовольственного пайка, учитываемого при определении размера выплачиваемой пенсии, производилось своевременно.
Доказательств обратного суду на день рассмотрения дела не представлено.
Таким образом, суд не находит оснований для повышения месячной стоимости продовольственного пайка с 01.01.2000г., поскольку повышение должностного оклада и оклада по воинскому званию производилось с 01.01.1999г., впоследствии с 01.12.2000г. в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 72 от 19.01.1999г. и № 680 от 14.09.2000г.
На основании изложенного выше указанным лицам перерасчет пенсий в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка (с учетом позиции Кассационной коллегии Верховного суда РФ, изложенной в определении от 17.04.2004г. № КАС-01-370) не может быть произведен до 04 октября 2001 года, то есть в период действия постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941, исключавшего возможность пересмотра пенсий с момента увеличения стоимости продовольственного пайка. Данный ввод суда также подтверждается определением Верховного суда РФ от 01.08.2008г. № 29-В08-6.
Суд считает, что изложенные в иске основания могли быть применены к спорным правоотношениям только после 4 октября 2001 года, однако, в этот период определение размера пенсии производилось из месячной стоимости продовольственного пайка, устанавливаемой Федеральным законом «О бюджете...» на соответствующий год.
Суд пришел к такому выводу еще и потому, что Федеральный закон «О бюджете…» не регламентирует отношения между истцом и ответчиком и не устанавливает порядок пересмотр пенсий в связи с увеличением продовольственного пайка.
Доводы истца о том, что при рассмотрении после 04.10.2001г. требований о перерасчете ранее назначенных пенсий не подлежит применению п.8, подп. «б» п.9, подп. «б» п.14 Постановления Совета Министров от 22.09.1993г. в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, поскольку последние не соответствуют положениям ст.ст. 43, 49, Закона РФ от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц…», суд считает несостоятельными, поскольку они сводятся к ошибочному толкованию норм материального и процессуального права.
Судом установлено, что в спорный период времени ответчик руководствовался действовавшими в тот период нормативно-правовыми актами, в том числе и Постановлением Правительства № 941 от 22.09.1993г. и только 04.10.2001 г. п. 8, пп. «б» п.9, пп. «б» п.14 признаны недействующими.
Учитывая, что при определении размера пенсии в период с 01.01.2000г. по 30.11.2000г. включительно ответчик руководствовался действовавшими нормативно-правовыми актами, его действия не могут быть признаны незаконными, его вина в невыплате спорных сумм отсутствует, следовательно, оснований для перерасчета пенсии в соответствии с изменением стоимости продовольственного пайка не имеется. Таким образом, исковые требования по заявленным основаниям удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199, гл. 22 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Короткову В.М. Военному комиссариату Пермского края о взыскании задолженности по пенсии в связи с неправильным исчислением стоимости продовольственного пайка за период с 01.01.2000г. по 30.11.2000г. включительно с учетом индексации в сумме <данные изъяты> руб. 15 коп. – отказать.
Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии решения в Ленинский районный суд г.Перми.
Решение суда также может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий п/п Е.З.Баксанова
<данные изъяты>а