о признании права на пособие



Дело №2-1077/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Малышевой Н.В.,

при секретаре Носовой О.В.,

с участием истца Сапегиной А.С.,

представителя истца Полевого В.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми дело по иску Сапегиной А.С. к Департаменту образования администрации города Перми, отделу образования администрации Свердловского района г.Перми о признании права на пособие,

установил:

Сапегина А.С. обратилась в суд с иском к департаменту образования администрации города Перми, просит признать незаконным отказ в назначении пособия на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; признать право на получение пособия на ФИО1 в рамках Постановления администрации г.Перми от 11.12.2008 №1195 с августа 2010 года.

Свои требования истец обосновала тем, что в соответствии с постановлением Администрации города Перми от 11.12.2008 № 1195 «О реализации пилотного проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающим дошкольные образовательные учреждения выплачивается пособие. Основанием для выплаты пособия является совместное проживание с ребенком в возрасте от 1,5 до 5 лет, не находящимся в социально опасном положении и не посещающим дошкольное учреждение (п.2.1. Положения). Пособие назначается и выплачивается получателю по месту жительства в городе Перми (п.2.2 Положения). Она обратилась в отдел образования Свердловского района департамента образования г.Перми с просьбой назначить пособие на сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не посещающего детское дошкольное учреждение, в чем уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пособия было отказано, на том основании, что не представлены документы, подтверждающих постоянное место жительства на территории г.Перми. Считает данный отказ незаконным и необоснованным. В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей. Так, согласно свидетельству № о регистрации по месту пребывания, Сапегина А.С. имеет временную регистрацию в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фактически с супругом постоянно проживают в г.Перми с 2004 г., по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Краевого государственного автономного учреждения «Управление общежитиями Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ, а также квитанциями по оплате за найм и коммунальные услуги.

В судебном заседании истец на иске настаивает, пояснила, что в г. Перми проживает с 2004 г., работала у ИП ФИО2, муж работает в пожарной охране, старший ребенок ходит в школу, родила второго ребенка в г. Перми. Проживают по адресу: <адрес> в течение 7 лет, эту комнату выделили мужу, у него тоже временная регистрация. В Департамент образования обратилась в июле 2010 г., при обращении предоставила следующие документы: справку по месту жительства, свидетельство о рождении сына, свидетельство о регистрации, реквизиты Банка. Отказ Департамента мотивирован, что нет постоянной прописки в г. Перми. Просит признать отказ незаконным и признать право на пособие. Также указала, что с заявлением об установлении факта проживания в г. Перми в суд не обращалась.

Представитель истца в судебном заседании поддерживает требования Сапегиной С.С. Указав, что существует Постановление администрации, по которому выплачивается пособие на детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающим дошкольные образовательные учреждения. Истцу в выплате пособия было отказано, т.к. они не имеют постоянного места жительства в г. Перми. Считает, что отказ в назначении пособия незаконен. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно проживает. Истец проживает в г. Перми достаточно длительное время, имеет регистрацию в г.Перми до 2017 г. Факт постоянного жительства семьи истца подтверждается материалами дела. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента образования администрации города Перми в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, поддерживает доводы, изложенные в ранее представленном отзыве, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полоном объеме. Из письменного отзыва (л.д.18-19) следует, что Сапегина А.С. обратилась в отдел образования Свердловского района г.Перми с заявлением о предоставлении пособия на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначаемого в рамках реализации пилотного проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения». Специалистами отдела образования Свердловского района г.Перми было принято решение об отказе в назначении пособия, в связи с которым заявителю было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.3 Положения «О пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п, пособие назначается и выплачивается по месту жительства на территории муниципального района (городского округа), принимающего участие в пилотном проекте. На территории г.Перми данный пилотный проект реализуется с 01.01.2009, на основании заявки органа местного самоуправления. В соответствии с законодательством, в перечень необходимых документов для назначения пособия входят: справка с места жительства о составе семьи ребенка (детей) и совместном его (их) проживании с родителем (законным представителем); копия документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства родителя (законного представителя). При отсутствии регистрации - решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя на территории Пермского края. Согласно ст.2 Закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» под местом жительства понимается - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Регистрация является лишь одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможности установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. В соответствии с представленными документами, Спегина А.С. постоянной регистрации на территории г.Перми не имеет, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте. ДД.ММ.ГГГГ Сапегина А.С. была зарегистрирована по адресу: <адрес>. В отдел образования заявителем были представлены следующие документы: свидетельство о регистрации по месту пребывания № на Сапегину А.С. на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, согласно которому регистрация по данному адресу подтверждает место пребывания истца на территории г.Перми. Решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории г.Перми по вышеуказанному адресу в отдел образования Свердловского района г.Перми истцом не предоставлялось. Таким образом, отказ отдела образования Свердловского района г.Перми в назначении пособия является правомерным и обоснован тем, что представленных Сапегиной А.С. документов недостаточно для подтверждения регистрации по месту жительства на территории г.Перми.

Ответчик отдел образования Свердловского района г.Перми о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.24), представителя в суд не направил.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска Сапегиной А.С. в силу следующего.

Пунктом 1. Положения о пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 №232-п, предусмотрено, что настоящее Положение определяет порядок предоставления пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием либо муниципальным контрактом на оказание услуг для муниципальных нужд (далее - дошкольное учреждение).

В соответствии с п.2. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п, пособие назначается из расчета на каждого ребенка одному из родителей (законному представителю) (далее - получатель), совместно проживающему с ребенком (детьми), на иждивении которого находится последний (последние), в возрасте от 1,5 до 5 лет, не находящимся (не находящимися) в социально опасном положении и не посещающим (не посещающими) дошкольное учреждение.

Согласно п.3. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п, пособие назначается и выплачивается получателю по месту жительства на территории муниципального района (городского округа), принимающего участие в пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1.5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» (далее - пилотный проект).

Пункт 18.1. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п, предусмотрено, что заявление о назначении пособия подается в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту жительства родителя (законного представителя), с которым проживает ребенок.

Пункт 18.2. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п, устанавливает, что родитель (законный представитель), обратившийся за пособием, должен представить следующие документы:

заявление в письменной форме о назначении пособия;

копию свидетельства о рождении ребенка (детей);

справку с места жительства о составе семьи ребенка (детей) и совместном его (их) проживании с родителем (законным представителем);

копию документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства родителя (законного представителя). При отсутствии регистрации - решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя на территории Пермского края;

копию свидетельства об идентификационном номере налогоплательщика -родителя (законного представителя);

номер расчетного счета с указанием полных реквизитов кредитной организации.

На основании п. 2.2. Положения «О реализации пилотного проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения», утвержденного постановлением Администрации г. Перми от 11.12.2008 № 1195, предусмотрено, что пособие назначается и выплачивается получателю по месту жительства в городе Перми.

В силу положений п. 3.1. Положения, утвержденного постановлением Администрации г. Перми от 11.12.2008 № 1195, прием и регистрация заявлений, сверка представленных документов, формирование персонального дела получателя пособия производятся специалистом в отделе образования района по месту жительства заявителя.

В соответствии с п. 3.3. Положения, утвержденного постановлением Администрации г. Перми от 11.12.2008 № 1195, к заявлению должны быть приложены документы, перечень которых утвержден Правительством Пермского края.

Проанализировав содержание вышеприведенных норм Положений, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п и постановлением Администрации г. Перми от 11.12.2008 № 1195, суд приходит к выводу о том, что для реализации права на получение такого пособия проживающий на территории города Перми родитель ребенка, достигшего 1,5 летнего возраста, должен обратиться с заявлением в отдел образования района по месту своего жительства, приложив к заявлению документы по перечню, указанному в п. 18.2. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п.

Судом установлено, что истец имеет ребенка - сына Сапегина ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.6).

В июле 2010 г. (по достижении ребенком 1,5 лет) истец обратилась в отдел образования Свердловского района г. Перми с заявлением о назначении и выплате пособия. Отдел образования Свердловского района г. Перми Сапегиной А.С. письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) в назначении пособия отказал на том основании, что ею (истцом) не представлены документы, подтверждающие постоянное место жительства на территории города Перми.

На основании объяснений истца, представленных ею документов, суд установил, что Сапегина А.С. поставлена на налоговый учет в ИМНС РФ по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, какой-либо регистрации по месту жительства не имеет, супруг истца - ФИО4 также не имеет регистрации по месту жительства; Сапегина А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в том числе ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по месту пребывания на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общежитии по адресу: <адрес>, предоставленном по договору социального найма жилого помещения в общежитии ГОУ НПО «ПУ №», заключенному между <данные изъяты>» и ФИО4(л.д.29 – справка; л.д. 31 - копия свидетельства о регистрации по месту пребывания №; л.д.32 - копия свидетельства о постановке на учет в налогов органе физического лица по месту жительства на территории РФ; л.д. 33-36 - копия договора от ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку истец для назначения и выплаты пособия в связи с достижением ее сына ФИО1 возраста 1,5 лет копию документа, подтверждающего ее (истца) регистрацию по месту жительства, не представляла, а при отсутствии такой регистрацией - не представляла решение суда об установлении факта постоянного проживания ее (истца) на территории Пермского края, то отказ истцу в назначении и выплате пособия, оформленный письмом отдела образования Свердловского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, следует признать правомерным. При этом суд учитывает, что истец в ходе судебного разбирательства не отрицала того обстоятельства, что она не обращалась в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории города Перми для получения такого пособия, препятствий для обращения в суд об установлении этого факта у нее (истца) не имелось. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в назначении истцу пособия является правомерным.

Ссылки истца на то, что она фактически проживает на территории города Перми (справка - л.д. 29), работала в г.Перми в <данные изъяты>, у ИП ФИО2 (л.д.26-27 - копия трудовой книжки, л.д.44 - копия рудового договора от ДД.ММ.ГГГГ), супруг ФИО4 служит <данные изъяты>» (л.д.39 - справка 10-ОФПС по <адрес>, л.д.40-41 - копия трудовой книжки), дочь ФИО3 посещала МДОУ «Детский сад №» <адрес>, является ученицей 3 Г класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> (л.д.42 - справка школы, л.д.43 - справка детского сада), сын ФИО1 с 2009 года прикреплен к МУЗ ДГП № (л.д.28 - справка поликлиники), дочь и сын получают медицинские услуги в медицинском учреждении <адрес> (л.д.37, 38 - копия медицинского полиса) - не являются основанием для признания незаконным отказа в назначении пособия, так как один из документов указанных в абз. 5 п.18.2. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п, к заявлению о назначении пособия истцом не представлялся, т.е. истцом на момент обращения с заявлением о назначении пособия и на момент получения отказа в назначении пособия не подтвержден ее статус жителя города Перми (Пермского края).

Исходя из содержания Постановления Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п и постановления Администрации г.Перми от 11.12.2008 № 1195, предусмотренные к выплате пособия по указанному пилотному проекту не являются установленными законом, а являются дополнительным социальным обязательством <адрес>, как субъекта Российской Федерации, и муниципального образования <адрес> по предоставлению пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в связи с чем, какого-либо ущемления прав истца, в том числе пунктом 18.2. Положения о пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» судом не установлено, поскольку данные выплаты предусмотрены жителям Пермского края и города Перми в частности; возможность получения выплаты такого пособия при отсутствии регистрации по месту жительства урегулирована путем представления решения суда об установлении факта проживания на территории Пермского края (г. Перми).

В связи с тем, что отказ в назначении пособия является правомерным, то оснований для понуждения ответчиков назначить истцу выплату пособия на сына с августа 2010 года не имеется. При этом истец не лишена права повторно обратиться за назначением пособия в установленном Положением порядке.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Сапегиной А.С. к Департаменту образования администрации города Перми, отделу образования администрации Свердловского района г.Перми о признании отказа в назначении пособия на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным, признании права на получение пособия с августа 2010 года отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней.

Председательствующий: