о предоставлении жилого помещения



Дело №­­2-545/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Баксановой Е.З.,

при секретаре Окуловой Т.Т.,

с участием прокурора Бородкина К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление прокурора Кировского района г.Перми в интересах Юдина И.И. к администрации г.Перми, Правительству Пермского края, Министерству финансов Пермского края, о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Перми в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Юдина И.И. к администрации г.Перми, Министерству финансов Пермского края о предоставлении Юдину И.И. жилого помещения на территории г.Перми вне очереди площадью не менее 15 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судом в порядке ст. 40 ГПК РФ для участия в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Пермского края.

В обоснование заявленного иска прокурор указал, что Юдин И.И. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать лишена родительских прав, а в 2009 году скончалась, отец умер в 2004 году. Постановлением руководителя органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц администрации г.Перми формой устройства несовершеннолетнего Юдина И.И. избрано помещение в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский <адрес> с закреплением жилья, расположенного по адресу: <адрес>110. Решением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Юдин И.И. признан не приобретшим права пользования указанным жилым помещением. Таким образом, в настоящий момент он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим жилья, поскольку жилья в собственности не имеет, проживает без регистрации в <адрес>, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, и, до настоящего времени жильем не обеспечен. На основании изложенного, исходя из требований жилищного законодательства, Закона Пермской области № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией г.Перми за счет денежных средств, выделенных Правительству Пермского края Министерством финансов Пермского края, Юдину И.И. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м.

В судебном заседании прокурор поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Юдин И.И. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.47).

Ответчик – администрация г.Перми – своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.47). В соответствии с ранее представленными письменными возражениями (л.д.39-40), ответчик с заявленными исковыми требованиями не согласился, указал, что в соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004г. реализация дополнительных гарантий и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производится органом исполнительной власти за счет средств бюджета Пермского края. Поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, администрация города Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края и с учетом требований нормативных актов субъектов Российской Федерации, поэтому, надлежащим ответчиком является Правительство Пермского края.

Ответчик – Правительство Пермского края (далее по тексту – Правительство) – своего представителя в суд не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.50), отзыв на иск не представил, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил.

Ответчик – Министерство финансов Пермского края – просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя (л.д.52), представил письменные возражения на иск, где указал, что считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку предоставление жилья осуществляется органом м местного самоуправления, в чью компетенцию входит учет нуждающихся в получении жилого помещения, распределение и предоставление жилого помещения.

При вышеизложенных обстоятельствах, с учетом мнения прокурора, явившегося в судебное заседание, суд считает возможным рассмотреть дело по существу и постановить решение, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Проанализировав положения ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд считает, что при рассмотрении настоящего дела к возникшим правоотношениям следует применять нормы Жилищного кодекса РФ, несмотря на то обстоятельство, что спорные правоотношения возникли до его введения в действие, поскольку из материалов дела следует, что правоотношения между сторонами по данному делу являются длящимися, жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено.

Исходя из характера установленных правоотношений, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего дела, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

Судом установлено, что Юдин И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, является сыном Юдина И.Г. и ФИО5 (л.д.7, 8). Отец – Юдин И.Г. скончался ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ произведена соответствующая запись о смерти № (л.д.9). Мать – ФИО5 решением Свердловского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, лишена родительских прав в отношении малолетнего сына Юдина И.И. (л.д.10-11), а ДД.ММ.ГГГГ – умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.12).

В соответствии с постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.15) формой устройств оставшегося без попечения родителей несовершеннолетнего Юдина И.И. избрано помещение в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При помещении Юдина И.И. в детский <адрес> за последним закреплено жилье по адресу: <адрес>110 (л.д.16). При этом, решением Краснокамского городского суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ Юдин И.И. признан не приобретшим права пользования жилым помещением по вышеуказанному адресу (л.д.20-22).

Приказом начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №-ж Юдин И.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма (л.д.35). Согласно информации, представленной Управлением жилищных отношений администрации г.Перми (л.д. 18-19) номер очередности Юдина И.И. по списку детей-сирот выпускников и воспитанников детского дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1270.

В соответствии с информацией, представленной Управлением Росреестра по Пермскому краю, ГУП «ЦТИ по Пермскому краю», за истцом, его родителями квартира, жильё в частном доме, какое-либо иное жилое помещение на праве собственности либо на ином праве в г.Перми, Пермском крае, а также в <адрес> не зарегистрировано (л.д. 24, 34, 55, 56).

Доказательств обратного суду на момент рассмотрения дела не представлено.

Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются пояснениями истца, материалами дела и не оспариваются сторонами.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, за которым какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином каком-то праве не числится.

Истец признан нуждающимся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен. Данное право истца ответчиками фактически оспорено не было. Следовательно, требования прокурора о предоставлении Юдину И.И. жилого помещения являются правомерными.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами <адрес> не установлено иное) составляет 33 кв. м – для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным прокурором требованиям.

Следовательно, Юдину И.И. должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м.

В то же время, суду не представлено доказательств того, что истец является участником пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009г. № 486-п. При этом, как следует из содержания искового заявления, истец выбрал способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, в связи с чем, размер площади жилого помещения, определенного Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется.

Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, выше, чем определил суд, при рассмотрении дела не установлено.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.

В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.

Ссылка ответчика на отсутствие бюджетных средств для предоставления жилья истцу также не является основанием для отказа истцу в иске.

При этом, согласно пункту 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.

Таким образом, на администрацию г. Перми должна быть возложена обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Юдину И.И. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г.Перми, в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Пермского края следует отказать в соответствии с доводами ответчика, а также позицией кассационной инстанции Пермского краевого суда, изложенной по гражданскому делу № 33-6915 (л.д. 52).

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Перми в интересах Юдина И.И. к администрации г.Перми, Правительству Пермского края удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Юдину И.И. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. в черте г.Перми.

В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Пермского края – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – Е.З.Баксанова