о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1438/11 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Малышевой Н.В.

при секретаре Носовой О.В.

с участием прокурора Ченцовой Ю.П.,

истцом Трясцыной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г.Перми в интересах Трясцыной Е.Н. к Администрации города Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Дзержинского района г.Перми обратился в суд в интересах Трясцыной Е.Н. с иском к администрации г. Перми, Правительству Пермского края, просит обязать администрацию г.Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Трясцыной Е.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г.Перми, общей площадью не менее 15 кв.м. Указав в обоснование иска, что решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители Трясцыной Е.Н. - ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав. Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над Трясцыной Е.Н. установлена опека. С момента установлении опеки Е.Н. проживала с опекуном ФИО1 по адресу: <адрес>36. Трясцына Е.Н. не имеет прав собственности или пользования на жилое помещение, в связи с этим, постановлением главы администрации Дзержинского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под учетным №, общим №. ДД.ММ.ГГГГ Трясцына Е.Н. достигла совершеннолетия, но вынуждена проживать в комнате общежития по адресу: <адрес>36, нанимателем которой по договору социального найма жилого помещения в общежитии является ее бабушка ФИО8, так как другого жилья у нее нет.

Прокурор в судебном заседании настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Истец Трясцына Е.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора поддерживает. Пояснила, что жила в <адрес> до 2 лет, потом переехали в д. <адрес>, жили там у бабушки по папиной линии, без регистрации, до 13 лет, в 9 лет мама без вести пропала. Родителей лишили родительских прав, и они стали жить в <адрес>, училась в интернате №, потом переехали к бабушке по маминой линии по адресу: <адрес> (общежитие), жили в одной комнате 13 человек, потом бабушке дали вторую комнату. Обучалась в школе №, закончила 9 классов, потом в период 2005-2007 г.г. училась в лицее №, получила специальность - портной. Сейчас учится в вечерней школе, работает младшим воспитателем в детском саду. По адресу: <адрес> они занимают комнаты №,44, общая площадь всего 32 кв.м., бабушка живет в одной комнате, а они 12 человек в другой. Опека была оформлена на сестру ФИО1 На праве собственности у неё ничего нет, родителям ничего не принадлежало. В браке не состоит, детей нет.

Представитель ответчика администрации города Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, мнение по иску не представил.

Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия их представителя, исковые требования не признает, доводы, изложенные в отзыве, поддерживает. Из содержания письменного отзыва следует, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Считает, что на основании данной нормы закона, обеспечение жилой площадью гарантировано только самим детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Аналогичная норма содержится в Законе Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419. В силу ст.ст.5,8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п.4 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 №16-п. В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580, государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 №16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 14.12.2010 № 247-рп Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из федерального бюджета выделено 10827,3 тыс.руб., из краевого бюджета - 30875,3 тыс. руб. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора в интересах Трясцыной Е.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст.57 ЖК РФ).

На основании абзаца 4 ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацами 2 и 3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Пермского края от 01.11.2008 N 334-ПК) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края (статья 6).

В судебном заседании установлено, что Трясцына Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, является лицом из числа детей-сирот, так как родители: мать – ФИО2, отец – ФИО1 лишены родительских прав. Постановлением главы администрации Дзержинского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 назначена попечителем и опекуном над несовершеннолетними Трясцыными Е.Н., ФИО10, ФИО5, с выплатой денежного пособия. При этом, Трясцыны Е.Н., Е.Н., Н.Н. постановлением главы администрации Дзержинского района от ДД.ММ.ГГГГ № поставлены на учет для улучшения жилищных условий по списку внеочередному, учетный номер 101, общий - 2250.

В настоящее время истец зарегистрирована и проживает в общежитии по адресу: <адрес>. Нанимателем комнат № и № в общежитии по адресу: <адрес> является ФИО8 В общежитии по данному адресу в комнате № зарегистрированы и проживают: ФИО3, а также сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра Трясцына Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бабушка ФИО8, 1932 года рождения.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждается следующими материалами дела: копиями паспорта, свидетельства о рождении, заочного решения Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, заявления Трясцыной Е.Н. главе администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления о постановке на учет, договора социального найма жилого помещения в общежитиях № от ДД.ММ.ГГГГ, ходатайства Отдела образования в адрес отдела ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справки ЖКУ от ДД.ММ.ГГГГ № о зарегистрированных и проживающих лицах по адресу: <адрес>, комн.36 (л.д.7-8,9,10-11,12,13,14,16,17).

Согласно сведениям, представленным ГУП «ЦТИ Пермского края» и УФРС по Пермскому краю, Трясцына Е.Н. не имеет в г. Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности, в Едином государственном реестре прав права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы (л.д.18,19).

Иных доказательств на день рассмотрения суду не представлено.

На основании изложенного, суд считает, что иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что Трясцына Е.Н. является лицом, у которого, когда она находилась в возрасте до 18 лет, родители были лишены родительских прав, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, состоит на жилищном учете, однако, не обеспечена жилой площадью, следовательно, имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма.

Решая вопрос о размере жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.50 ЖК РФ установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Пунктом 2 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв. м общей площади на одного члена семьи.

Таким образом, Трясцыной Е.Н. должно быть предоставлено жилое помещение не менее 15 кв. м. общей площади.

При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели.

При этом, решая вопрос о возложении обязанности именно на администрацию г. Перми, суд также учитывает, что пунктами 14,15,16 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 №170, установлено, что жилое помещение детям - сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей - сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми - сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья. Жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам, должно быть равноценно ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению, а также быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Кроме того, в собственности муниципального образования город Пермь может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Пермь, в случаях, установленных федеральными законами и законами Пермской области (п.п. 2 п. 1 ст.18 Устава города Перми).

Учитывая положения п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что предоставление истцу квартиры должно быть произведено во внеочередном порядке.

В соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ иск прокурора в интересах Трясцыной Е.Н. рассмотрен в пределах заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Трясцыной Е.Н. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Перми, общей площадью не менее 15 кв. метров.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий-