Дело № 2-1205/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2011 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Баксановой Е.З.,
при секретаре Окуловой Т.Т.,
с участием представителя истца – Колотовой Л.А., действующей на основании поручения,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Перми в интересах Новиковой С.В. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свердловского района г.Перми обратился в суд с иском в интересах Новиковой С.В. о возложении обязанности за счет средств, выделенных Правительством Пермского края предоставить Новиковой С.В. на семью из двух человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г.Перми.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Новикова С.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, скончалась в ДД.ММ.ГГГГ году, отец в свидетельстве о рождении был записан со слов матери. На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Новикова С.В. устроена в государственной учреждение для детей-сирот, впоследствии определена в МОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>, где и находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на полном государственной обеспечении. При устройстве Новиковой С.В. в государственной учреждение какое-либо жилье за ней не закреплено. С ДД.ММ.ГГГГ Новикова С.В. состоит на жилищном учете по списку детей-сирот в администрации Свердловского района г. Перми. В 2009 году закончила обучение в ГКОУ СПО «Кудымкарское медицинское училище», в настоящее время зарегистрирована в общежитии данного училища по адресу: <адрес>, при этом, договор найма с Новиковой С.В. не заключался. Какого-либо жилья в собственности, по договору социального найма Новикова С.В. не имеет, проживает без регистрации по адресу: <адрес>5 вместе с сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который зарегистрирован также по вышеуказанному адресу. Согласно ст. 57 ЖК РФ сын Новиковой С.В. подлежит обеспечению жилой площадью по установленным нормам. В соответствии с требованиями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истцу и членам ее семьи жилое помещение не предоставлялось. На основании изложенного, исходя из требований жилищного законодательства, Закона Пермской области № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией г.Перми за счет денежных средств, выделенных Правительством Пермского края, Новиковой С.В. на семью из 2-х человек вне очереди должно быть предоставлено жилое помещение.
В судебном заседании прокурор поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, а также пояснил, что в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» истцу должно быть предоставлено жилое помещение с учетом членов её семьи, в связи с чем, согласно норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Новиковой С.В. должно быть предоставлено жилое помещение площадью 42 кв. м – на семью из двух человек.
Истец в судебном заседании участия не принимала, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, о чем представила в суд соответствующее заявление (л.д. 52, 54), указав, что в настоящее время проживает в г. Перми, где и состоит на учете по списку детей-сирот.
Представитель ответчика – администрации г.Перми – в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.53), просил рассмотреть дело без его участия, при этом, направил в суд отзыв на иск (л.д.55-56), в котором указал, что с заявленными исковыми требованиями не согласен, поскольку полагает, что Новикова С.В. постоянно проживает в г.Кудымкар, Пермского края, имеет там постоянную регистрацию, следовательно, должна быть поставлена на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей именно в г. Кудымкаре. Кроме того, в соответствии со ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004г. реализация дополнительных гарантий и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производится органом исполнительной власти за счет средств бюджета Пермского края. Поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, администрация города Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края и с учетом требований нормативных актов субъектов Российской Федерации, поэтому, надлежащим ответчиком является Правительство Пермского края.
Представитель ответчика – Правительство Пермского края (далее по тексту – Правительство) – в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, направил в суд возражения на иск, где просит в удовлетворении исковых требований прокурору Свердловского района в интересах Новиковой С.В. отказать в полном объеме, указав в возражениях, что в адрес Правительства не представлены документы, подтверждающие факт отсутствия у Новиковой С.В. и ее ребенка жилых помещений на праве собственности. В соответствии с установленным действующим законодательством порядком предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является администрация г.Перми, так как в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит только определение объема и порядка осуществление расходов из бюджета субъекта Российской на указанные цели, все действия по предоставлению жилых помещений таким лицам осуществляются органами местного самоуправления, Правительство такими функциями не обладает, при этом, обязательства Правительства Пермского края по распределению и перечислению средств бюджета Пермского края субсидий из федерального бюджета, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполнены ими своевременно и в полном объеме. Кроме того, считает, что предоставление жилого помещения Новиковой С.В. с учетом члена семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению количества обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 58-60).
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).
На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.
В судебном заседании установлено, что Новикова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью ФИО1 и ФИО2 (л.д.11), при этом, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце в записи актов о рождении записаны по указанию матери (л.д.11). Мать истицы умерла в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти (л.д.16).
Постановлением Администрации Кудымкарского района Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ Новикова С.В. устроена в <данные изъяты> дом детства (л.д.12).
Решением Кудымкарского городского суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери – Новиковой С.В., последняя направлена ДД.ММ.ГГГГ в МОУ «Школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>, где и находилась на полном государственной обеспечении до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17, 18).
Постановлением главы администрации Свердловского района г.Перми Новикова С.В. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ ее очередность по списку воспитанников детских домов № (л.д. 21, 45).
Согласно сведениям из ГКОУ СПО «Кудымкарское медицинское училище», в котором Новикова С.В. обучалась с 2005 года по 2009 год (л.д.22-23) по специальности «Сестринское дело». Новикова С.В. зарегистрирована в общежитии медицинского училища с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – ДД.ММ.ГГГГ, с регистрационного учета не снята, на период обучения договор найма жилого помещения не заключался (л.д.30).
Судом также установлено, Новикова С.В. имеет на иждивении малолетнего ребенка-инвалида – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.31,32)
В соответствии с информацией, представленной Управлением Росреестра по Пермскому краю, ГУП «ЦТИ по Пермскому краю», за Новиковой С.В., ее родителями, а также ребенком – ФИО3 квартира, жильё в частном доме, какое-либо иное жилое помещение на праве собственности либо на ином праве в г.Перми, Пермском крае не зарегистрировано (л.д.24, 25, 26, 37).
Вышеуказанные обстоятельства установлены судом, подтверждаются исследованными материалами дела и, фактически, не оспариваются сторонами.
Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Новикова С.В. является лицом, оставшимися без попечения родителей, за которым какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином каком-то праве не числится.
Истец признана нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена. Право членов семьи Новиковой С.В. производно от ее права на внеочередное предоставление жилого помещения в случае нуждаемости всех членов семьи. Данное право истца ответчиками фактически оспорено не было. Следовательно, требования прокурора о предоставлении истцу на семью из двух человек жилого помещения являются правомерными.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.
Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 42 кв. м – на семью из двух человек.
Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК.
Следовательно, Новиковой С.В. должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м.
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.
В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
Ссылка ответчика на отсутствие бюджетных средств для предоставления жилья истцу также не является основанием для отказа истцу в иске.
При этом, согласно пункту 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П, средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.
Таким образом, на администрацию г. Перми должна быть возложена обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Новиковой С.В. на семью из 2 человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м. в черте г.Перми.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Свердловского района г.Перми в интересах Новиковой С.В. к администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Перми обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Новиковой С.В. на семью из 2 человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м. в черте <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий п/п Е.З.Баксанова
<данные изъяты>а