Дело № 2-1762/11 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Рубан О.Н.,
при секретаре Бересневой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чудиновой Н.И. о признании недействительным (незаконным) решения Департамента земельных отношений Администрации г. Перми, возложении обязанности, заинтересованные лица – Департамент земельных отношений администрации г. Перми, Департамент планирования и развития территории города Перми,
у с т а н о в и л:
Чудинова Н.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 14.09.2010 г. в предоставлении ей в собственность земельного участка по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований Чудинова Н.И. указала, что является собственником жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>. Департамент земельных отношений администрации г. Перми 14.09.2010 г. принял решение об отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка, на котором расположен жилой дом. При этом департамент земельных отношений администрации г. Перми ссылается на заключение Департамента планирования и развития территории г. Перми от 26.08.2010 г., согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования. Вместе с тем, заявитель указывает, что является собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, который из гражданского оборота не изъят, поэтому на основании ч. 1 ст. 36, ст. 28 ЗК РФ просит признать отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми, изложенный в ответе от 14.09.2010 г., незаконным (л.д. 27 - 29).
В судебное заседание Чудинова Н.И. не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие, о чем представила суду письменное заявление.
Представитель Чудиновой Н.И. представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представители заявителя доводы, изложенные в заявлении, поддержали, просили удовлетворить требования в полном объеме, указывая, что земельный участок должен быть предоставлен в собственность заявителя (л.д. 54).
Заинтересованные лица о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (л.д. 37, 38). Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, просят провести судебное заседание в их отсутствие, о чем представили суду письменные заявления.
Ранее в судебном заседании представитель Департамента планирования и развития территории города Перми просил отказать в удовлетворении заявления Чудиновой Н.И., поддержав доводы письменного отзыва, из которого видно следующее. Согласно красных линий, утвержденных в составе проекта детальной планировки центра города Перми, испрашиваемый заявителем земельный участок по адресу: <адрес> расположен на территории общего пользования. С учетом положений ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, указанный земельный участок не может быть предоставлен в собственность заявителя. Кроме того, Чудиновой Н.И. был пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ (л.д. 44-45, 54).
Из представленного ранее отзыва Департамента земельных отношений администрации г. Перми следует, что земельный участок по адресу: <адрес> находится за пределами красных линий, т.е. на землях общего пользования. Согласно заключению департамента планирования и развития территории города Перми от 26.08.2010 г. испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования в соответствии с проектом детальной планировки центра города Перми, утвержденным решением Пермского горисполкома от 07.08.1980 г. № 432. При таких обстоятельствах земельный участок не может быть передан в собственность заявителю. При этом заинтересованное лицо ссылается на положения ст. 1 ГрК РФ, ст.ст. 15, 85 ЗК РФ, ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (л.д. 41 – 43).
Суд, оценив доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В соответствии с частью 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Таким образом, из указанных норм федерального закона следует, что граждане, имеющие в собственности сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, имеют право приобрести такие земельные участки в собственность.
Согласно части 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Частью 5 ст. ст. 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
На основании части 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Чудинова Н.И. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами дела (л.д. 8 – 22, свидетельство – л.д. 51), и не оспаривается заинтересованными лицами.
В соответствии с проектом детальной планировки центра города Перми, утвержденным решением Пермского горисполкома от 07.08.1980 г. № 432, земельный участок по адресу: <адрес>, частично находится на землях общего пользования (л.д. 47-50).
Письмом от 14.09.2010 г. Департамент земельных отношений Администрации г. Перми отказал Чудиновой Н.И. в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>. В своем отказе Департамент ссылается на заключение департамента планирования и развития территории города Перми от 26.08.2010 г., согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования в соответствии с проектом детальной планировки центра города Перми, утвержденным решением Пермского горисполкома от 07.08.1980 г. № 432 (л.д. 6).
Указанный отказ суд считает незаконным, поскольку доказательства того, что спорный земельный участок изъят из оборота либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд в материалах дела отсутствуют.
Запрет на передачу спорного земельного участка в собственность каким-либо Федеральным законом в данном случае также не установлен, т.к. объективные доказательства того, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования за пределами установленных красных линий, в материалах дела отсутствуют.
Обосновывая доводы о том, что земельный участок расположен на землях общего пользования, Департамент земельных отношений администрации г. Перми, Департамент планирования и развития территории города Перми ссылаются на наличие проектируемых красных линий (л.д. 6).
Между тем суду не представлено доказательств того, что Пермской городской Думой либо администрацией г. Перми утверждена схема прохождения красных линий.
В соответствии с частью 1, 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с пунктами 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);
территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно пункту 20 части 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Утверждение красных линий является компетенцией Пермской городской Думы и администрации г. Перми в силу части 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 41, 59 Устава г. Перми, как соответствующих органов местного самоуправления.
Вышеуказанный вывод суда также подтверждается содержанием части 2 ст. 22 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 г., действующей на день рассмотрения настоящего дела, в силу которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности границы территорий общего пользования определяются красными линиями, которые устанавливаются проектами планировки территории и утверждаются главой администрации города Перми.
Отнесение территорий общего пользования к территориям общего пользования городского и районного значения осуществляется решением Пермской городской Думы.
Таким образом, земельное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а право утверждать красные линии находится в компетенции органов местного самоуправления. Отнесение территорий общего пользования к территориям общего пользования осуществляется решением Пермской городской Думы. При таких обстоятельствах ссылка представителя заинтересованного лица на наличие проектируемых красных линий является несостоятельной и не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Какие-либо иные доказательства, подтверждающие факт того, что испрашиваемый земельный участок находится на территориях общего пользования за пределами установленных красных линий в соответствии с решением Пермской городской Думы, суду на день рассмотрения дела не представлены.
Положения ст. 56 ГПК РФ заинтересованным лицам разъяснены, что подтверждается материалами дела (л.д. 30, 37, 38, 54).
В силу вышеизложенного, требования Чудиновой Н.И. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении в собственность земельного участка являются обоснованными.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении в собственность Чудиновой Н.И. вышеуказанного спорного земельного участка, то в соответствии с требованиями части 1 ст. 258 ГПК РФ, согласно которой суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, суд считает необходимым возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность заявителя земельного участка.
Разрешая заявленные Чудиновой Н.И. требования в указанной части, суд также принимает во внимание следующее.
Из смысла ст. 28, п. 1 ч. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 2.1., 3.1.1 Положения о Департаменте земельных отношений администрации г. Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. за № 210, основными целями Департамента являются осуществление полномочий администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми и государственной собственности, в соответствии с действующим законодательством; реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов администрации города по вопросам регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции.
В сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Перми Департамент выполняет следующие функции: …
заключает договоры мены, аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, реконструкции, концессионные соглашения и иные договоры и соглашения, предметом которых является муниципальное имущество, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Пермского края и правовыми актами города.
Таким образом, из содержания данного акта следует, что именно Департамент обладает полномочиями по решению вопросов о предоставлении в собственность граждан земельных участков, право собственности на которые не разграничено.
В силу вышеизложенного, на Департамент следует возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о передаче спорного земельного участка в собственность Чудиновой Н.И. как способ устранения нарушения права заявителя.
При этом, суд не находит достаточных оснований для возложения на Департамент земельных отношений обязанности принять решение о предоставлении в собственность заявителя земельного участка; требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат.
Суд приходит к данному выводу на основании следующего.
Как указано выше, полномочиями по решению вопросов о предоставлении земельных участков в аренду граждан обладает Департамент земельных отношений администрации г. Перми (пункт 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктам 2.1., 3.2.12 Положения о Департаменте земельных отношений администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. за № 210).
В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ограничение прав органов местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами запрещается.
Анализируя содержание вышеуказанной правовой нормы, суд полагает, что решение вопросов о предоставлении земельных участков в собственность граждан находится в ведении соответствующего органа местного самоуправления (в данном случае – Департамента земельных отношений администрации г. Перми) и не входит в компетенцию судебных органов.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для возложения на Департамент обязанности принять решение о предоставлении в собственность Чудиновой Н.И. земельного участка, поскольку фактически заявитель просит суд обязать заинтересованное лицо принять ненормативный правовой акт по данному вопросу; при этом принятие ненормативных правовых актов находится в исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления, а вмешательство в деятельность и ограничение прав органов местного самоуправления не допускается в силу закона.
Срок, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, заявителем не пропущен, поскольку ответ Департамента земельных отношений администрации г. Перми получен Чудиновой Н.И. 23.09.2010 года, а заявление о признании данного ответа незаконным направлено в Ленинский районный суд 21 декабря 2010 г. (конверт – л.д. 24), т.е. в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 14.09.2010 г. в предоставлении в собственность Чудиновой ФИО4 земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес>
Обязать Департамент земельных отношений Администрации г. Перми рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность Чудиновой ФИО4 земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)
<данные изъяты>)