в порядке Гл. 25 ГПК РФ



Дело № 2-1798/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 г., г. Пермь,

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Егорова Д.С.,

при секретаре Лотоцкой М.Ю., с участием:

представителя заявителей - Кириллова А.В., на основании доверенностей от «данные изъяты» г.,

представителя заинтересованного лица Департамента земельных отношений администрации города Перми - Чернышевой М.И., на основании доверенности от «данные изъяты» г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Котенко А.В., Наджафова Р.Ф., Мальцева В.Н. и Наджафовой Ю.В., об оспаривании решения органа местного самоуправления;

заинтересованные лица: Департамент земельных отношений администрации города Перми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,

У с т а н о в и л:

Котенко А.В., Наджафов Р.Ф., Мальцев В.Н. и Наджафова Ю.В., в порядке Гл. 25 ГПК РФ, обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее по тексту ДЗО) от «данные изъяты» г. об отказе в удовлетворении заявления об обеспечении внесения изменений в сведения Единого государственного реестра земель (сведения Государственного кадастра недвижимости), относительно земельного участка 1, и земельного участка 2.

Свои требования заявители обосновывают тем, что на основании договора цессии от «данные изъяты» г. о передаче прав по договору аренды земельного участка от «данные изъяты» г. № «данные изъяты» заключенному между ДЗО и СПК «данные изъяты» и дополнительному соглашению к нему от «данные изъяты» г., Котенко А.В. и Наджафов Р.Ф. являются арендаторами земельного участка 1, на основании договора цессии от «данные изъяты» г. о передаче прав по договору аренды земельного участка от «данные изъяты» г. № «данные изъяты» заключенному между ДЗО и СПК «данные изъяты» и дополнительному соглашению к нему от «данные изъяты» г., Мальцев В.Н. и Наджафава Ю.В. являются арендаторами земельного участка 2.

Названные земельные участки, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 г., в редакции решения Пермской городской Думы от 26.01.2010 № 16 г., расположены в пределах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами - Ж-3, вместе с тем, на государственном кадастровом учете они стоят, как участки с разрешенным видом использования – «для пашен, сенокосов, пастбищ».

Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 20 федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости», с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, заявители «данные изъяты» г. обратились в ДЗО с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра земель, просили обеспечить внесение изменений относительно названных земельных участков, в части разрешенного вида землепользования – под виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами – Ж-3.

Письмом от «данные изъяты» г. ДЗО отказало в удовлетворении заявления, указав, что условиями договоров аренды, с учетом дополнительных соглашений, определено, что земельные участки предоставлены под разрешенные виды землепользования установленные для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами – Ж-3, каких либо действий со стороны ДЗО по внесению изменений в Единый государственный реестр земель, не требуется.

С отказом ДЗО заявители не согласны, поскольку с учетом положений ч. 3 ст. 20 федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости», не имеют возможности самостоятельно обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра РФ по Пермскому краю (далее по тексту УСГРК и К РФ по Пермскому краю) с заявлением об учете в Едином государственном реестре земель изменений относительно разрешенных видов пользования земельными участками, находящимися в их пользовании.

В качестве способа устранения допущенного нарушения своих прав заявители просят обязать ДЗО внести изменения в распоряжение начальника ДЗО от «данные изъяты» г. № «данные изъяты» /л.д.53/, в части указаний в п.п. 1.1. и 1.2. распоряжения на вид разрешенного использования – «земли сельскохозяйственного использования за счет земель населенных пунктов», заменив его на вид разрешенного использования: для земельного участка 1, «под отдельно стоящие односемейные дома с придомовыми участками», для земельного участка 2, «под блокированные жилые дома этажностью 1-4 этажа (танхаусы)».

В судебное заседание заявители не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствии.

Представитель заявителей - Кириллов А.В. на требованиях настаивал, позицию доверителей изложенную в заявлении об оспаривании решения ДЗО поддержал в полном объеме, пояснил, что, на момент рассмотрения дела вид разрешенного использования земельных участков в государственном кадастре недвижимости не изменен, что препятствует реализации прав заявителей на пользование земельными участками, в т.ч. осуществить на них строительство в установленном законом порядке. По мнению заявителей, устранение допущенного нарушения их прав, возможно путем внесения соответствующих изменений относительно разрешенных видов землепользования в распоряжение начальника ДЗО от 08.09.2009 г. № 1703-з о предоставлении земельных участков в аренду.

Представитель заинтересованного лица ДЗО - Чернышева М.И. с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что какого либо нарушения прав заявителей оспариваемым решением не допущено, поскольку любой вид разрешенного использования из предусмотренных Правилами территории и застройки территории города Перми, в соответствии с положениями ст. 7 ЗК РФ, выбирается землепользователями самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. То обстоятельство, что на момент рассмотрения дела вид разрешенного использования в государственном кадастре недвижимости не изменен, не оспаривает, однако полагает, что для изменения вида разрешенного использования земельными участками вмешательство ДЗО не требуется.

ДЗО предоставлены письменные возражения относительно заявленных требований /л.д.51-52/, аналогичного содержания.

Представитель заинтересованного лица УФСГРК и К РФ по Пермскому краю, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменного отзыва относительно заявленных требований не представил.

С учетом мнения представителей сторон. Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения представителей заявителей и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, в силу следующего.

В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 7, ч. 6, ч. 8 ст. 15, ч. 1 ст. 16, ч. 3 ст. 20 федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: … разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (п. 14 ч. 2 ст. 7).

Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения (ч. 6 ст. 15).

Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения (ч. 8 ст. 15).

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 16).

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве (ч. 3 ст. 20).

Как установлено судом, на основании договора цессии от «данные изъяты» г. /л.д.19/ о передаче прав по договору аренды земельного участка от «данные изъяты» г. № «данные изъяты» заключенному между ДЗО и СПК «данные изъяты» /л.д.9-11,12/ и дополнительному соглашению к нему от «данные изъяты» г. /л.д.13/, Котенко А.В. и Наджафов Р.Ф. являются арендаторами земельного участка 1, на основании договора цессии от «данные изъяты» г. /л.д.20/ о передаче прав по договору аренды земельного участка от «данные изъяты» г. № «данные изъяты» заключенному между ДЗО и СПК «данные изъяты» /л.д.14-16,17/ и дополнительному соглашению к нему от «данные изъяты» г. /л.д.18/, Мальцев В.Н. и Наджафова Ю.В. являются арендаторами земельного участка 2.

В соответствии с п. 1.3. названных договоров аренды, в редакции дополнительных соглашений к ним от «данные изъяты» г., земельные участки предоставлены арендаторам под виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3.

Согласно сведений о разрешенных видах использования земельных участков 1 и 2 имеющихся в кадастровых паспортах на данные участки /л.д.21-22,23-24/, в Едином государственном реестре земель (Государственном кадастре недвижимости), внесены данные о разрешенном использовании объектов недвижимости (п. 9) – для пашни, сенокоса, пастбищ.

В силу ст. 49, ст. 49.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 г. (в редакции решения Пермской городской Думы от 26.01.2010 № 16 г.), земельные участки с кадастровыми номерами 1 и 2 расположены в пределах территориальной зоны Ж-3 – зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами.

«данные изъяты» г. заявители обратились в ДЗО с заявлением /л.д.35/, в котором просили обеспечить внесение изменений в сведения Единого государственного реестра земель относительно разрешенных видов использования земельных участков с кадастровыми номерами 1 и 2, при этом, указали возможный способ такого обеспечения: внесение изменений в распоряжение начальника ДЗО от «данные изъяты»г. № «данные изъяты» /л.д.53/, в части указаний в п.п. 1.1. и 1.2. распоряжения на вид разрешенного использования – «земли сельскохозяйственного использования за счет земель населенных пунктов», заменив его на вид разрешенного использования – «под виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3».

«данные изъяты» г. письмом начальника ДЗО за № «данные изъяты» /л.д.36/, в удовлетворении требований заявления от «данные изъяты» г. было фактически отказано, с указанием на то обстоятельство, что для избрания вида пользования, как основного, так и вспомогательного, в рамках допущений установленных соответствующей территориальной зоной, внесения изменений в сведения государственного кадастрового учета не требуется.

Оценив доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что какого либо спора относительно пользования земельными участками с кадастровыми номерами 1 и 2, между сторонами не имеется, заявители оспаривают решение органа местного самоуправления принятого по их обращению об обеспечении внесений изменений в государственный кадастр недвижимости, поскольку принятое решение затрагивает права заявителей как арендаторов земельных участков. При названных обстоятельствах, заявление Котенко А.В., Наджафова Р.Ф., Мальцева В.Н. и Наджафовой Ю.В., подлежит рассмотрению в порядке Гл. 25 ГПК РФ.

Проанализировав положения законодательства регулирующего возникшие между сторонами правоотношения, суд приходит к выводу о том, что после вступления в законную силу Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 г. (в редакции решения Пермской городской Думы от 26.01.2010 № 16 г.), согласно положениям ч. 1 ст. 16 федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости», следовало осуществить кадастровый учет изменений сведений о разрешенных видах использования земельных участков с кадастровыми номерами 1 и 2, поскольку, согласно карты градостроительного зонирования города Перми и ее фрагмента по Мотовилихинскому району города Перми, названные участки стали расположены в территориальной зоне Ж-3, среди разрешенных основных и вспомогательных, а также условно разрешенных, видов землепользования которой, не оговорены возможности ее использования под пашни, сенокосы, пастбища (виды землепользования зоны сельскохозяйственного использования – СХ).

В соответствии с положениями ч. 6, ч. 8 ст. 15 федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости», копии решений Пермской городской Думы, которыми для земельных участков с кадастровыми номерами 1 и 2 изменились разрешенные виды использования, подлежали направлению в орган государственного кадастрового учета не позднее чем через пять рабочих дней после их принятия, а в течение десяти рабочих дней с момента их вступления в законную силу, в адрес органа государственного кадастрового учета подлежал направлению соответствующий документ, содержащий в себе всю необходимую информацию для осуществления кадастрового учета изменений сведений о разрешенных видах использования земельных участков с кадастровыми номерами 1 и 2. При этом, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 20 федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости», п.п. 2.1.1., 3.2.8 и 4.1.12. Положения о Департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 210, обеспечение внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в т.ч., при необходимости, подачу соответствующего заявления в орган государственного кадастрового учета, должен был осуществлять Департамент земельных отношений администрации города Перми, как функциональный орган администрации города Перми выполняющий полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявления Котенко А.В., Наджафова Р.Ф., Мальцева В.Н. и Наджафовой Ю.В. от «данные изъяты» г., ДЗО должен был проверить информацию о том, внесены ли изменения в государственный кадастр недвижимости относительно разрешенных видов использования земельных участков с кадастровыми номерами 1 и 2, и, установив то обстоятельство, что названные изменения не внесены, обеспечить их внесение, в т.ч. обратиться в УФРГК и К РФ по Пермскому краю с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости относительно разрешенных видов использования земельных участков с кадастровыми номерами 1 и 2, представить все необходимые для этого сведения и документы.

При таких обстоятельствах, суд считает, что рассмотрение заявления Котенко А.В., Наджафова Р.Ф., Мальцева В.Н. и Наджафовой Ю.В. от «данные изъяты» г. ДЗО было осуществлено ненадлежащим образом, решение начальника ДЗО от «данные изъяты» г. об отказе в удовлетворении названного заявления следует признать незаконным, нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителей, как арендаторов земельных участков с кадастровыми номерами 1 и 2. ДЗО следует обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения прав заявителей, путем обеспечения внесения изменений в единый государственный кадастр недвижимости в части сведений о разрешенном использовании объектов недвижимости: земельных участков с кадастровыми номерами 1 и 2, в соответствии с разрешенными видами использования, избранными землепользователями.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Заявление Котенко А.В., Наджафова Р.Ф., Мальцева В.Н. и Наджафовой Ю.В., об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить:

- признать незаконным, содержащийся в письме «данные изъяты» г. за № «данные изъяты», отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми в удовлетворении заявления Котенко А.В., Наджафова Р.Ф., Мальцева В.Н. и Наджафовой Ю.В. от «данные изъяты» г., об обеспечении внесения изменений в единый государственный кадастр недвижимости, в части сведений о разрешенном использовании объектов недвижимости: земельном участке с кадастровым номером 1 и земельном участке 2.

- обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Котенко А.В., Наджафова Р.Ф., Мальцева В.Н. и Наджафовой Ю.В., путем обеспечения внесения изменений в единый государственный кадастр недвижимости, в части сведений о разрешенном использовании объектов недвижимости: 1 и земельном участке 2, в соответствии с разрешенными видами использования, избранными землепользователями.

Решение в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий