о взыскании убытков



Дело № 2 – 1242/11 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Кобелевой И.В.,

с участием представителя истца Плаксина А.В., действующего на основании доверенности (л.д. 42),

представителя ответчиков Чернышовой М.И., действующей на основании доверенностей (л.д. 60, 61),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вершининой М.И. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, Муниципальному образованию город Пермь в лице Администрации г. Перми о взыскании убытков,

у с т а н о в и л:

Вершинина М.И. обратилась в суд с иском о взыскании с Департамента земельных отношений администрации г. Перми за счет казны муниципального образования г. Пермь убытков в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 3 – 6).

В обоснование заявленных требований истица указала, что является собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>. Земельный участок по указанному адресу использовался Вершининой М.И. на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. А ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в ее собственность земельного участка площадью 4000,44 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, под объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности. При условии соблюдения ответчиком требований действующего законодательства право собственности истицы на испрашиваемый земельный участок должно было возникнуть ДД.ММ.ГГГГ. Однако Департаментом земельных отношений администрации г. Перми допущено незаконное бездействие, в результате которого право собственности истицы на земельный участок по адресу: <адрес>, было зарегистрировано лишь ДД.ММ.ГГГГ. Факт незаконного бездействия Департамента земельных отношений администрации г. Перми установлен вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Пермского края. С учетом изложенного, истица просит взыскать с ответчика убытки в виде уплаченной арендной платы за вычетом налога на землю, подлежавшего уплате в случае своевременной регистрации права собственности.

Впоследствии истица уточнила заявленные требования, просит взыскать с Департамента земельных отношений администрации г. Перми за счет казны муниципального образования г. Пермь в пользу истца убытки в размере <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66 – 67).

Вершинина М.И. о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом (л.д. 69), в судебное заседание не явилась, ранее представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 49).

Представитель истицы в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. При этом, представитель Вершининой М.И. пояснил суду, что истицей фактически не понесены расходы по внесению арендных платежей за период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Администрации г. Перми, Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на доводы письменного отзыва, из которого видно следующее. Права на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. Для взыскания убытков истец должен доказать факт нарушения обязательств со стороны ответчика, размер убытков, возникших у истца в связи с нарушением ответчиком обязательств, причинно – следственную связь между пронесенными убытками и допущенными нарушениями. Основанием для возмещения убытков является факт доказанности всех перечисленных условий. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аренда Вершининой М.И. не оплачена, соответственно размер убытков за данный период истцом не доказан (л.д. 55 – 57).

Суд, выслушав доводы представителей истца и ответчиков, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным, и подлежащим частичному удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.

ДД.ММ.ГГГГ Вершинина М.И. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 4000,44 кв.м. (л.д. 8 – 9).

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений администрации г. Перми Вершининой М.И. отказано в предоставлении земельного участка в собственность.

Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ бездействие Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившееся в непредставлении ИП Вершининой М.И. земельного участка по адресу: <адрес> в собственность, признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу РФ (л.д. 37 – 41).

Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ действия Департамента земельных отношений администрации г. Перми по отказу, выраженному в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> в собственность ИП Вершининой М.И. признаны незаконными, не соответствующими Земельному кодексу РФ, градостроительному законодательству РФ. На Департамент возложена обязанность принять решение о предоставлении в собственность ИП Вершининой М.И. земельного участка по вышеуказанному адресу (л.д. 31 – 36).

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения (л.д. 26 – 30).

ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация прекращения физическим лицом (Вершининой М.И.) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ начальником Департамента земельных отношений Администрации г. Перми издано распоряжение о предоставлении в собственность Вершининой М.И. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 20).

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и Вершининой М.И. заключено соглашение о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ № аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и Вершининой М.И. заключен договор купли - продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 21 - 25).

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, сдав необходимые документа (расписка – л.д. 54).

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Вершининой М.И. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (свидетельство - л.д. 19).

За период ДД.ММ.ГГГГ Вершининой М.И. внесены арендные платежи на сумму <данные изъяты> руб. Арендные платежи за 2010 год истицей не оплачены (л.д. 58 – 59).

Указанные выше обстоятельства дела подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Согласно ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (ч. 6 ст. 36 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом, а ипотеки жилых помещений - не позднее чем в течение пяти рабочих дней с указанного дня.

Указанные положения действующего законодательства свидетельствуют о том, что при условии соблюдения Департаментом земельных отношений администрации г. Перми сроков и порядка рассмотрения заявления истицы от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в ее собственность земельного участка, соответствующее право Вершининой М.И. было бы зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Факт незаконного бездействия, действия Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившегося в непредставлении Вершининой М.И. земельного участка по адресу: <адрес> в собственность, установлен вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом судом установлены вина Департамента земельных отношений администрации г. Перми в причинении истице убытков в виде уплаченных арендных платежей, и причинно – следственная связь между незаконным действием (бездействием) ответчика и возникшими убытками Вершининой М.И.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности доводов истца о нарушении его прав ответчиком.

За период с ДД.ММ.ГГГГ г. Вершининой М.И. фактически понесены расходы на оплату по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ г. № в сумме <данные изъяты> руб., исходя из следующего расчета.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер арендной платы составляет <данные изъяты> руб., т.е. <данные изъяты> руб. в день (<данные изъяты> руб.).

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер арендной платы составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб.).

Сумма подлежащего уплате земельного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб., исходя из расчета:

<данные изъяты> руб. (кадастровая стоимость - л.д. 10) х 1,5 % / 12 х 4 = <данные изъяты> руб.

Соответственно, размер понесенных истицей убытков составляет <данные изъяты>

<данные изъяты> (арендная плата) – <данные изъяты> (налог) = <данные изъяты> руб.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истицы компенсации причиненного ей материального вреда за счет казны муниципального образования, поскольку соответствующий вред причинен в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 21 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы 13.03.1996 г., распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляет администрация города в соответствии с ее компетенцией, установленной федеральным законодательством и законодательством Пермской области (края), настоящим Уставом.

Суд рассматривает иск в пределах заявленных требований в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, согласно которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. Определяя надлежащего ответчика, суд руководствуется действующим законодательством, учитывая предмет и основания предъявленного иска, а также факт привлечения к участию в деле надлежащего ответчика.

Вместе с тем оснований для взыскания с ответчиков в пользу истицы убытков в виде арендных платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд не усматривает, поскольку соответствующих расходов истица фактически не понесла, а значит убытки (реальный ущерб либо упущенная выгода) ей не причинены. Возможность взыскания предполагаемых расходов (убытков) ст. 15 ГК РФ не предусмотрена.

При этом суд учитывает, что требования о взыскании с Вершининой М.И. арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений администрации г. Перми к истице не предъявлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Взыскать с Муниципального образования город Пермь в лице Администрации г. Перми за счет казны муниципального образования в пользу Вершининой М.И. <данные изъяты> руб. 83 коп.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)

<данные изъяты>