о признании незаконным бездействие администрации г. Перми



Дело № 2-1584/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2011 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Бересневой М.П.,

с участием представителя заявителя – прокурора Леушиной Е.М.,

представителя заинтересованных лиц – Мокрушина А.А., действующего на основании доверенностей (л.д. 54, 66),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Перми в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Перми, возложении обязанности, заинтересованные лица – администрация г. Перми, Департамент образования администрации г. Перми,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Перми обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Перми при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения, не принявшей меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность на территории города Перми. Заявитель просил обязать администрацию г. Перми в срок до 01.01.2012 г. обеспечить на территории города Перми места в дошкольных образовательных учреждениях: 985 мест для детей младшего возраста и 133 места для детей раннего возраста, а также 270 мест в специализированных детских дошкольных учреждениях, в том числе 105 мест для детей с нарушением речи, 38 мест для детей с нарушением интеллекта, 11 мест для детей с нарушением зрительной функции, 65 мест для детей с аллергопатологией, 22 места для детей с тубинтоксикацией, 29 мест для детей с задержкой психического развития (л.д. 40 – 43).

Впоследствии заявитель уточнил требования, просит признать незаконным бездействие администрации г. Перми при исполнении полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, и возложить на администрацию г. Перми обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в срок до 01.01.2012 г. (л.д. 57 – 58).

В обоснование заявленных требований прокурор г. Перми указал, что в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Указанные полномочия администрацией г. Перми надлежащим образом не реализованы. В настоящее время у населения города существует потребность в дополнительных местах в муниципальных детских дошкольных учреждениях. Состояние имущественного комплекса большинства детских дошкольных образовательных учреждений не соответствует предъявляемым нормативам, в результате чего 100 учреждений не имеют лицензии. Принимаемые администрацией г. Перми меры являются недостаточными. Нарушаются права несовершеннолетних, предусмотренные ст. 43 Конституции РФ.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации г. Перми, Департамента образования администрации г. Перми в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что заинтересованными лицами предпринимаются меры, направленные на организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Обязанность по расширению сети дошкольных образовательных учреждений на администрацию города действующим законодательством не возложена. За период с 2009 по 2010 год администрацией г. Перми проведены следующие мероприятия: к восстановлению помещений дошкольных образовательных учреждений привлечены частные инвесторы по договорам аренды и концессионным соглашениям, в результате чего в 2010 году открыто 4 мини-детских сада на 200 мест, проведены ремонтные работы в учреждениях на 495 мест. В 2011 году будет открыто 4 мини-сада на 120 мест и 3 детских сада на 495 мест. За период с 2006 по 2010 год на территории г. Перми восстановлено 9 зданий детских садов на 1428 мест на общую сумму 161,8 млн. руб. Кроме того восстановлено 73 дошкольные группы в детских дошкольных учреждениях на 1815 мест на общую сумму 128,7 млн. руб., в муниципальную собственность принято 8 ведомственных ДОУ, и зарезервировано под строительство новых ДОУ 3 земельных участка. 16 детских дошкольных образовательных учреждений в 2010 году получили лицензии на осуществление образовательной деятельности. При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным бездействия администрации г. Перми не имеется. Кроме того, круг лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, может быть определен, поэтому производство по делу необходимо прекратить на основании ст.ст. 134, 220 ГПК РФ. Аналогичные доводы изложены в представленных ранее письменных возражениях (л.д. 47 – 53, 59 - 65).

Суд, оценив доводы прокурора, представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

На основании ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

На основании п.п. 1 п. 1 ст. 8. Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение, исполнение бюджета города. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают бюджетными полномочиями муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п.п. 3.1. п. 1 ст. 8.1).

По своему статусу администрация города Перми, согласно ст. 58 Устава города Перми, обладая правами юридического лица, является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края).

Уставом города Перми (ст. 59) определена следующая компетенция администрации г. Перми:

1) разрабатывает проект бюджета города на очередной финансовый год, а также проекты планов и программ социально-экономического развития города;

2) обеспечивает исполнение бюджета города и программ социально-экономического развития города;

3) вносит на рассмотрение Думы отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития города;

4) осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью;

5) осуществляет в городе финансовую, налоговую и инвестиционную политику.

В силу ч. 1 ст. 60 Устава г. Перми, в структуру администрации города входят:

глава администрации города, заместители главы администрации города, в том числе первый (первые), руководитель аппарата администрации города, функциональные органы администрации города (департаменты, комитеты, управления), являющиеся юридическими лицами, функциональные подразделения администрации города (департаменты, комитеты, управления, отделы), не являющиеся юридическими лицами.

Указанные функциональные органы и подразделения создаются в целях осуществления полномочий администрации города по предметам ведения города, перспективного планирования, решения текущих вопросов жизнеобеспечения города.

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.

По состоянию на 01 октября 2010 г. на территории города Перми имелась потребность в дополнительных местах в муниципальных детских дошкольных образовательных учреждениях: 133 места для детей раннего возраста, а также 270 мест в специализированных детских дошкольных учреждениях (л.д. 10 - 11).

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и заявителем не оспаривается, что администрацией г. Перми постоянно предпринимаются конкретные и действенные меры, направленные на развитие сети дошкольных учреждений.

Восстановлено 69 ранее перепрофилированных групп в дошкольные образовательные учреждения, в результате чего увеличено количество мест в действующих детских садах на 1720 мест.

Восстановлено 9 зданий не эксплуатируемых детских садов, в результате чего увеличено количество мест на 1428.

В муниципальную сеть приняты 8 дошкольных образовательных учреждений ранее принадлежащих коммерческим структурам для создания на их базе детских садов на 495 мест.

В результате проведенных мероприятий за период с 2006 по 2010 год количество мест в детских дошкольных образовательных учреждениях увеличено на 2945 мест.

По состоянию на 15.01.2011 года численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, составляет 70 человек.

Проведены ремонты в 22 детских садах на общую сумму 215000000 руб. с целью предотвращения уменьшения мест в дошкольных образовательных учреждениях по причине аварийности и дальнейшей невозможности эксплуатации зданий.

В бюджете города Перми на 2010 год было предусмотрено 107296120 рублей на приведение в нормативное состояние МДОУ за счет средств ведомственной целевой программы «Лицензирование образовательных учреждений города Перми» и средств фонда материального обеспечения образовательных учреждений.

В апреле 2010 года на приведение в нормативное состояние имущественных комплексов детских дошкольных образовательных учреждений (детских садов) в бюджете города Перми было дополнительно выделено 150000000 рублей.

В результате проведенных администрацией г. Перми мероприятий в 2010 году 16 детских дошкольных образовательных учреждений (детских садов) получили лицензию на осуществление образовательной деятельности (в 2007 году – 3, в 2008 году – 24, в 2009 году – 35) - л.д. 17.

Приказом начальника Департамента образования администрации г. Перми № СЭД-08-01-09-86 от 26.05.2010 г. 11000000 рублей выделено на установку автоматической пожарной сигнализации в 48 дошкольных образовательных учреждениях.

Приказом начальника Департамента образования администрации г. Перми № 152 от 24.02.2010 г. в МОУ «СОШ № 40» г. Перми открыто четыре дошкольные группы.

Приказом начальника Департамента образования администрации г. Перми № СЭД-08-01-09-441 от 09.09.2010 г. в МАДОУ «Детский сад № 85» г. Перми открыта дополнительная дошкольная группа.

Приказом начальника Департамента образования администрации г. Перми № СЭД-08-01-09-777 от 14.12.2010 г. в МАОУ «СОШ № 94» открыты две дошкольные группы.

Постановлением администрации г. Перми от 19.07.2010 г. № 450 утверждена долгосрочная целевая программа «Сокращение очередности в детские сады».

Указанные выше обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела и заявителем фактически не оспариваются.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования о признании незаконным бездействия администрации г. Перми при исполнении полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что администрация г. Перми систематически осуществляет действия, направленные на организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. При этом предпринимаемые действия ведут к положительной динамике и сокращению очередности в детские дошкольные образовательные учреждения. Администрация г. Перми в действительности осуществляет функции по обеспечению права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется ст. 43 Конституции РФ.

Довод заявителя о том, что предпринимаемые действия являются недостаточными, не свидетельствует о том, что администрацией г. Перми допущено незаконное бездействие при осуществлении полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Поскольку судом не установлен факт бездействия администрации г. Перми при осуществлении полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, оснований для признания незаконным бездействия заинтересованного лица суд не усматривает.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку заявление прокурора г. Перми признано судом необоснованным, оснований для возложения на заинтересованное лицо обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан или препятствие к осуществлению гражданами прав и свобод не имеется.

Кроме того, обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования, возложена на заинтересованных лиц ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований прокурора г. Перми о признании незаконным бездействия администрации г. Перми при исполнении полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, и возложении на администрацию г. Перми обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в срок до 01.01.2012 г. следует отказать.

Вместе с тем, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд признает необоснованным довод представителя заинтересованного лица о том, что круг лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, может быть определен, поэтому производство по делу необходимо прекратить на основании ст.ст. 134, 220 ГПК РФ. Обращение прокурора г. Перми в суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации г. Перми при исполнении полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования направлено на защиту неопределенного круга лиц, поэтому оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований прокурора г. Перми отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)

<данные изъяты>