о предоставлении жилого помещения



Дело № 2 – 2154/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Кобелевой И.В.,

с участием истцов Мелехина А.Г., Мелехина А.Г.,

представителя ответчика – Администрации <адрес> – Зотиковой Е.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелехина А.Г., Мелехина А.Г. к Администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Мелехин А.Г., Мелехин А.Г. обратились в суд с иском Администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма из расчета <данные изъяты> кв.м. на каждого члена семьи.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются лицами из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ленинского районного суда г. Перми от 22.04.1997 года мать истцов – Мелехина С.П. лишена родительских прав, их отец – Зыкин Г.В. умер ДД.ММ.ГГГГ. Мелехины состоят в Администрации г. Перми на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, не имеют на праве собственности, и по договору социального найма жилых помещений, в настоящее время проживают в квартире знакомых, где не приобрели права постоянного проживания. По месту жительства Мелехины зарегистрированы в <данные изъяты>.

В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации <адрес> в судебном заседании высказал возражения против удовлетворения требований истцов о предоставлении им жилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., указывая, что Мелехин А.Г. и Мелехин А.Г. вправе претендовать на жилое помещение площадью 15 кв.м. на 1 человека. Из представленного письменного отзыва следует, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края. Согласно ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004 г. реализация дополнительных гарантий и финансирование мер социальной поддержки для детей – сирот производится органом исполнительной власти за счет средств бюджета Пермского края. Органом государственной власти на территории г. Перми является Правительство Пермского края. Администрация г. Перми органом государственной власти не является, относится к органам местного самоуправления.

Правительство Пермского края о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом (л.д. 87), своего представителя в судебное заседание не направило. Из представленного ранее отзыва следует, что ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований Мелехиных, и считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Правительство Пермского края указывает, что истцами не представлено постановление органа местного самоуправления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также ответчик ссылается на ст. 71 Семейного кодекса РФ, и полагает, что за истцами на факте родства могло быть сохранено право собственности (пользования) на какое – либо жилое помещение. Кроме того, ответчик указывает, что предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. В соответствии с решением Пермской городской Думы «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» в г. Перми минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д. 41-44).

Оценив доводы истцов и ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Мелехин А.Г. родился ДД.ММ.ГГГГ, Мелехин А.Г. - ДД.ММ.ГГГГ (копии паспортов – л.д. 18, 19).

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 22.04.1997 года мать истцов – Мелехина С.П лишена родительских прав в отношении Мелехина А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Мелехина А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мелехиной О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9).

Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 19.06.2001 г. установлен факт признания Зыкиным Г.В., умершим ДД.ММ.ГГГГ, своего отцовства в отношении родившихся у Мелехиной С.П. детей: сына А., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, сына А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочери О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10-11).

Отец истцов – Зыкин Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти – л.д. 31).

Постановлением администрации Ленинского района г. Перми от 23.05.1997г. № 230 Мелехин А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Мелехин А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определены в детский дом и за ними закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 46).

Согласно справки ГКОУ «<адрес>» <адрес> Мелехин А.Г. находится в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ, Мелехин А.Г. – с ДД.ММ.ГГГГ, выбыли ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Согласно алфавитной книге прибытия – убытия детей за истцами закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 36).

Данное жилое помещение (барак) непригодно для проживания (л.д. 36), что не оспаривается сторонами и подтверждается материалами гражданского дела №г. Доказательств иного суду не представлено.

Поскольку помещение, закрепленное за истцами, непригодно для проживания, суд приходит к выводу о том, что надлежащее жилое помещение за Мелехиными закреплено не было.

Мелехин А.Г., Мелехин А.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывались в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес>» г. Перми, находились на полном государственном обеспечении, проживали по адресу: <адрес> (л.д. 4, 12). До настоящего времени Мелехины зарегистрированы по месту жительства в МОУ «<адрес>» г. Перми.

Согласно сообщению Управления жилищных отношений администрации г. Перми истцы, приняты на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 13, 17, 29,30).

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю права Мелехина А.Г., Мелехина А.Г. на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы (л.д. 5).

Истцы не имеют недвижимости, принадлежащей им на праве собственности, в приватизации жилья не участвовали (ответы «Центра технической инвентаризации Пермского края» - л.д. 6, 16).

Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются пояснениями истцов, материалами дела. Доказательств иного суду на день рассмотрения дела не представлено.

Оценив в совокупности установленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцы являются лицами, оставшимся без попечения родителей, за которыми какие-либо жилые помещения на праве собственности либо на ином каком-то праве не числятся. Мелехины признаны нуждающимися в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечены. Право истцов на получение жилого помещения во внеочередном порядке по списку детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками фактически оспорено не было.

В соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Истцы до настоящего временны числятся зарегистрированными в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес> <адрес>» г. Перми по адресу: <адрес> (л.д. 18, 19).

При этом суд учитывает пояснения истцов, данные в судебном заседании, о том, что настоящее время они проживают у знакомых по адресу: <адрес> без оформления соответствующего договора.

Из фактических обстоятельств дела следует, что истцы не приобрели права постоянного пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Следовательно, требования истцов о предоставлении им жилого помещения являются правомерными. При этом судом принято во внимание то обстоятельство, что истцы никогда не имели и не имеют в собственности жилых помещений, не приобрели право постоянного пользования каким – либо жилым помещением.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 г. норма предоставления определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Однако данная норма предоставления не может быть применена при разрешении спора, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет <данные изъяты> кв. м - на семью из двух человек.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью размере, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. № 103, то суд полагает возможным исходить из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.

Судом установлено, что истцы с ДД.ММ.ГГГГ поставлены на учет как нуждающийся в получении жилья в органах местного самоуправления г. Перми, с рождения проживали на территории г. Перми. Следовательно, истцам должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м.

В то же время, суду не представлено доказательств того, что Мелехины являются участниками пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п. При этом, как следует из содержания искового заявления, истцы выбрали способ защиты своего права путем предоставления жилого помещения, в связи с чем размер площади жилого помещения, определенного Порядком, утвержденным данным Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п (18 кв.м.), судом также не применяется.

Таким образом, оснований для предоставления жилого помещения с иным размером общей площади, чем выше определил суд, при рассмотрении дела не установлено.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.

В соответствии с пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.

Ссылка ответчика на отсутствие бюджетных средств для предоставления жилья истцу также не является основанием для отказа истцу в иске.

При этом, согласно пункту 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.

Таким образом, на администрацию г. Перми должна быть возложена обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Мелехину Анатолию Геннадьевичу, Мелехину Алексею Геннадьевичу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в черте г.Перми.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований Мелехиных в указанной выше части, суд признает несостоятельной ссылку представителя Правительства Пермского края на положения ст. 71 Семейного кодекса РФ.

Жилое помещение за истцами закреплено не было, что свидетельствует об отсутствии в собственности их родителей жилых помещений.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиками суду не представлено доказательств опровергающих доводы истцов и доказательства отсутствия у них права пользования каким – либо жилым помещением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Возложить на администрацию <адрес> обязанность за счет средств, выделенных <адрес>, предоставить Мелехину А.Г., Мелехину А.Г. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в черте г. Перми.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)

<данные изъяты>