признать незаконным действия департамента земельных отношений админимстрации г. Перми



Дело № 2-1407/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2011 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Цилинской Ю.А.,

с участием представителей истца Логиновой Т.А., Шутова Д.Л.,

представителя ответчиков Крайновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Логинова М.Д. к Администрации г. Перми, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, понуждении к передаче земельного участка в собственность,

установил:

Логинов М.Д. обратился в суд с иском к Администрации г. Перми, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми требуя признать незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка по адресу <адрес>, обязать передать ему земельный участок в собственность за плату для огородничества (садоводства), указав, что участок предоставлен ему в аренду и не имеет ограничений для приватизации. Истец полагает, что отказом нарушаются его права, предусмотренные ст. 15, 28, 34 ЗК РФ, п. 1 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно ст. 35 ЗК РФ в состав жилых зон могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

В судебное заседание истец не явился, его представители на доводах и требованиях искового заявления настаивали.

Представитель ответчиков иск не признала, настаивая на доводах отзыва о том, что истцом пропущен срок на обжалование решения органа местного самоуправления. Порядок предоставления земельных участков для садоводства определен ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и возможен только объединению граждан. Спорный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа, где огородничество не является разрешенным видом использования (л.д. 34).

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.

Согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Перми передала Логинову М.Д. в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м по адресу <адрес> (договор и акт приема передачи л.д. 6-8).

ДД.ММ.ГГГГ Логинов М.Д. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о передаче земельного участка ему в собственность за плату на основании ст. 34 ЗК РФ для огородничества (садоводства).

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал Логинову М.Д. в предоставлении в собственность земельного участка, ссылаясь на то, что участок находится в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа, где огородничество не является разрешенным видом использования (л.д. 22-23).

В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В силу ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1.7.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 в собственность земельные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в следующих случаях: как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, предоставленному ранее под жилой дом, многоквартирный дом и принадлежащему заявителю на праве собственности, для увеличения размера основного земельного участка до максимальных размеров в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми и градостроительными регламентами либо как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, предоставленному ранее в собственность под объект недвижимости и принадлежащему заявителю на праве собственности, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному;

Из приведенных норм следует, что ст. 34 ЗК РФ предусматривает порядок предоставления земельного участка, а не основания возникновения права на него. Предусмотренных законом оснований для приобретения права собственности на земельный участок у Логинова М.Д. не имеется. Спорный земельный участок не является дополнительным к какому-либо участку, принадлежащему на праве собственности Логинову М.Д., в связи с чем не может быть приобретен по заявленным основаниям для целей, не связанных со строительством. Имеющееся у Логинова М.Д. право аренды земельного участка не дает ему права на приобретение данного участка в собственность, поскольку ни законом, ни договором арены это не предусмотрено.

Суд также находит обоснованными возражения ответчика о том, что нахождение участка в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4), где огородничество не является разрешенным видом использования, исключает его предоставление истцу в собственность для огородничества (садоводства).

Согласно Правилам землепользования и застройки г. Перми, утвержденным Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу <адрес> расположен в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4). Огородничество (садоводство) в качестве вида разрешенного использования для зоны Ж-4 названными правилами не предусмотрено.

В силу ч. 2 ст. 85 ЗК РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Следовательно предоставление спорного участка Логинову М.Д. для огородничества (садоводства) недопустимо.

По смыслу ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам данной нормой предусмотрено после получения таких земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Порядок их получения регламентирован ст. 14 того же закона, из которой следует, что земельный участок предоставляется садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан после государственной регистрации такого объединения. В связи с этим ссылки истца на ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» необоснованны.

Поскольку судом не установлен факт нарушения прав истца оспариваемым отказом в предоставлении в собственность для огородничества (садоводства) земельного участка по адресу <адрес>, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Ссылки истца на решение Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ суд находит несостоятельными, поскольку в рассмотренном судом деле оспаривался другой отказ от ДД.ММ.ГГГГ и судом дана оценка иным основаниям отказа, а не наличию у Логинова М.Д. права на приобретение в собственность спорного земельного участка.

Оценив заявление ответчика о пропуске истцом срока на обжалование решения органа местного самоуправления, суд пришел к следующим выводам. Оспариваемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ Исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ К требованию о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации <адрес> в соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ подлежит применению трехмесячный срок для обращения в суд. При этом выбор истцом искового порядка, по смыслу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не влияет на характер спорных правоотношений, регулируемых гл. 25 ГПК РФ. Следовательно срок давности по требованию об оспаривании решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми истек ДД.ММ.ГГГГ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в этой части. Вместе с тем, на требование о понуждении ответчиков к передаче земельного участка в собственность распространяется общий срок исковой давности, оснований для применения которого суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении требований Логинова М.Д. к Администрации г. Перми, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка по адресу <адрес>, понуждении к передаче земельного участка в собственность за плату для огородничества (садоводства).

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия судом в окончательной форме в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: