о признании незаконным бездействия департамента земельных отношений



Дело № 2-5354/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2010 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Кобелевой И.В.,

с участием представителей заявителя Агапитовой Н.А., Голикова Ю.С., действующих на основании доверенностей (л.д. 39, 40),

представителя Департамента земельных отношений администрации г. Перми Лампиева С.Е., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Крынина Ю.Л. о признании незаконным бездействия департамента земельных отношений администрации <адрес>, департамента планирования и развития территории города Перми администрации г. Перми, возложении обязанности, заинтересованные лица – администрация г. Перми, Департамент земельных отношений администрации г. Перми, Департамент планирования и развития территории города Перми администрации г. Перми,

у с т а н о в и л:

Крынин Ю.Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента земельных отношений и департамента планирования и развития территории города Перми администрации г. Перми, выразившегося в нерассмотрении его заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес>, возложении на заинтересованных лиц обязанности согласовать, утвердить и выдать заявителю указанную схему.

В обоснование заявленных требований Крынин Ю.Л. указал, что является собственником не завершенного строительством жилого дома по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Крынин Ю.Л. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории. Крынин Ю.Л. неоднократно получал от заинтересованных лиц уведомления о продлении срока рассмотрения его заявления, однако по существу его заявление не рассмотрено до настоящего времени.

Крынин Ю.Л. о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 46), в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители Крынина Ю.Л. в судебном заседании просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления Крынина Ю.Л., указывая, что в настоящее время Департаментом в судебном порядке оспаривается право заявителя на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>. В связи с предъявлением иска в суд срок рассмотрения заявления Крынина Ю.Л. продлен. В представленном ранее письменном отзыве изложены аналогичные доводы (л.д. 28-29).

Администрация г. Перми и Департамент планирования и развития территории г. Перми о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (л.д. 44, 47). В предварительном судебном заседании представитель данных заинтересованных лиц просил отказать Крынину Ю.Л. в удовлетворении его заявления, указывая, что схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> на кадастровом плане согласована департаментом планирования и развития территории г. Перми еще ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Департаментом планирования и развития территории г. Перми при рассмотрении заявления Крынина Ю.Л. бездействия не допущено.

Суд, выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, считает заявление Крынина Ю.Л. обоснованным, и подлежащим частичному удовлетворению в силу следующего.

Постановлением администрации г. Перми от 06.03.2009 г. № 108 утверждены «Правила разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» (далее по тексту – Правила).

Согласно п. 3.3.1. Правил схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте подлежит обязательному согласованию. Схему согласовывает функциональный орган администрации <адрес>, уполномоченный в области градостроительной деятельности на предмет соответствия участка градостроительным требованиям.

Орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, согласовывает схему путем проставления согласующей подписи должностного лица, даты согласования на графической части схемы (согласовывается каждый лист графической схемы). Подпись должностного лица заверяется печатью органа. Решение о согласовании или об отказе в согласовании схемы принимается в течение 30 дней с даты регистрации заявления о согласовании схемы. В случае отказа в согласовании, орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, выдает заявителю заключение по результатам проведенного согласования (п. 3.3.3. Правил).

Функциональный орган администрации г. Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы схемы и выдает заявителю. Схема утверждается путем проставления утверждающей подписи должностного лица, даты утверждения на графической части схемы (утверждается каждый лист графической части схемы) и титульном листе схемы. Подпись должностного лица заверяется печатью органа. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме (в случае отказа в согласовании – с указанием причин). Один экземпляр утвержденной схемы остается в органе, уполномоченном в сфере земельных отношений – п. 3.4.1. Правил.

Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 г. № 59 – ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 2 ст. 12).

В соответствии с частью 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

На основании ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Крынин Ю.Л. является собственником не завершенного строительством жилого дома (лит. Б), расположенного по адресу: <адрес> (свидетельство – л.д. 8).

ДД.ММ.ГГГГ между Крыниным Ю.Л. (заказчик) и ООО «Кадастровый центр «УралГео» (исполнитель) заключен договор подряда №, согласно условиям которого заказчик поручает, а подрядчик обязуется по заданию заказчика оказывать ему геодезические и землеустроительные услуги (л.д. 54-56).

Заключение по схеме расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> на кадастровом плане утверждено Департаментом планирования и развития территории г. Перми ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Кадастровый центр», действуя от имени и в интересах Крынина Ю.Л., обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровым плане территории, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 57).

ДД.ММ.ГГГГ начальником Департамента земельных отношений срок рассмотрения схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории продлен до ДД.ММ.ГГГГ в связи с направлением в УВД г. Перми запроса о законности возведения объектов недвижимости на указанном земельном участке и государственной регистрации права на объекты недвижимости (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ начальником Департамента земельных отношений срок рассмотрения схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории приостановлен до получения ответа из УВД г. Перми (л.д. 21).

ДД.ММ.ГГГГ начальник Департамента земельных отношений сообщил директору ООО «Кадастровый центр» о получении ДД.ММ.ГГГГ письма из УВД г. Перми, и о рассмотрении Департаментом возможности обращения в суд для отмены регистрации права собственности заявителя на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 33).

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ начальник Департамента земельных отношений сообщил Крынину Ю.Л. о рассмотрении возможности обращения в суд для отмены регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 37, 38).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования Крынина Ю.Л. о признании незаконным бездействия Департамента земельных отношений администрации г. Перми являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Заявление Крынина Ю.Л. о согласовании схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории поступило в Департамент земельных отношений ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 г. № 59 – ФЗ данное заявление должно было быть рассмотрено по существу с учетом возможности продления установленного срока в течение 60 дней, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, на момент рассмотрения настоящего дела Департаментом земельных отношений администрации г. Перми не принято решение о согласовании, либо об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.

При таких обстоятельствах следует признать незаконным бездействие Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления Крынина Ю.Л. о согласовании схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности бездействия Департамента земельных отношений администрации г. Перми, то в соответствии с требованиями части 1 ст. 258 ГПК РФ, согласно которой суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, суд считает необходимым возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность рассмотреть по существу заявление Крынина Ю.Л. о согласовании схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.

При этом, суд не находит достаточных оснований для возложения на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес>.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ограничение прав органов местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами запрещается.

Анализируя содержание вышеуказанной правовой нормы, суд полагает, что решение вопросов о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане находится в ведении соответствующего органа местного самоуправления (в данном случае – Департамента земельных отношений администрации г. Перми) и не входит в компетенцию судебных органов.

Фактически заявитель просит суд обязать заинтересованное лицо принять ненормативный правовой акт по данному вопросу, в то время как принятие ненормативных правовых актов находится в исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления, а вмешательство в деятельность и ограничение прав органов местного самоуправления не допускается в силу закона.

Оснований для признания незаконным бездействия Департамента планирования и развития территории г. Перми суд не усматривает, поскольку заключение по схеме расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г<адрес> на кадастровом плане утверждено Департаментом планирования и развития территории г. Перми ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела (л.д. 58). Доказательств иного суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления Крынина Ю.Л. о согласовании схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.

Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми рассмотреть по существу заявление Крынина Ю.Л. о согласовании схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.

В остальной части в удовлетворении заявления Крынина Ю.Л. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)

<данные изъяты>