о возложении обязанности включить в реестр получателей пособий



Дело № 2-1245/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рубан О.Н.,

при секретаре Кобелевой И.В.,

с участием представителя истца Юферовой Т.А., действующей на основании доверенности (л.д. 88),

представителя ответчика Вылегжаниной А.А., действующей на основании доверенности (л.д. 81),

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Цыбиной И.А. к департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности включить в реестр получателей пособий,

у с т а н о в и л:

Цыбина И.А. обратилась в суд с иском к департаменту образования администрации г. Перми (далее по тексту – Департамент) о возложении обязанности включить ее в реестр получателей пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4 – 5).

В обоснование заявленных требований истица указала, что на основании постановления правительства Пермского края от 15.10.2007 №232-п и постановления администрации города Перми от 11.12.2008 «О реализации пилотного проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» она обратилась в отдел образования Индустриального района г. Перми с заявлением о получении пособия, приложив необходимые документы. В ДД.ММ.ГГГГ истица получила отказ в назначении пособия по тому основанию, что ею не представлены документы, подтверждающие постоянное место жительства на территории города Перми. Цыбина И.А. считает, что отказ Департамента не основан на законе, поскольку ее семья постоянно проживает в г. Перми.

Цыбина И.А. о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила суду письменное заявление.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении иска, указывая, что решение об отказе в назначении истице пособия является законным и обоснованным. В соответствии с пунктом 3 Положения «О пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п, пособие назначается и выплачивается по месту жительства на территории муниципального района (го­родского округа), принимающего участие в пилотном проекте. На территории го­рода Перми данный пилотный проект реализуется с 1 января 2009, на основании за­явки органа местного самоуправления. В соответствии с законодательством, в перечень необходимых документов для назначения пособия входит, в том числе, копия документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства родителя (законного представителя). При этом, согласно ст.2 закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.1993 № 5242-1 под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Регистрация является лишь одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможности установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. В соответствии с представленными документами истица постоянной регистрации на территории города Перми не имеет. Регистрация по адресу: <адрес>, подтверждает лишь место пребывания на территории города Перми. Решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя на территории города Перми по вышеуказанному адресу в отдел образования не представлялось. Аналогичные доводы изложены в представленном ранее письменном отзыве (л.д. 19-20).

Суд, оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Цыбиной И.А. подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.

Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 за № 232-п утверждено Положение «О пилотном проекте "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» (далее по тексту – Положение).

На основании пункта 2 Положения, пособие назначается из расчета на каждого ребенка одному из родителей (законному представителю) (далее - получатель), совместно проживающему с ребенком (детьми), на иждивении которого находится последний (последние), в возрасте от 1,5 до 5 лет, не находящимся (не находящимися) в социально опасном положении и не посещающим (не посещающими) дошкольное учреждение.

Согласно пункту 18.2 Положения (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент обращения Цыбиной И.А. с заявлением о назначении пособия и его рассмотрения), родитель (законный представитель), обратившийся за пособием, представляет следующие документы:

заявление в письменной форме о назначении пособия;

копию свидетельства о рождении ребенка (детей);

справку с места жительства о составе семьи ребенка (детей) и совместном его (их) проживании с родителем (законным представителем);

копию документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства родителя (законного представителя);

копию свидетельства об идентификационном номере налогоплательщика-родителя (законного представителя);

номер расчетного счета с указанием полных реквизитов кредитной организации.

Для назначения ежемесячного пособия на ребенка (детей), находящегося (находящихся) под опекой (попечительством), дополнительно представляется выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства).

В силу пункта 18.2 Положения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на день рассмотрения настоящего дела), родитель (законный представитель), обратившийся за пособием, представляет следующие документы:

18.2.1. заявление в письменной форме о назначении пособия;

18.2.2. копию свидетельства о рождении ребенка (детей);

18.2.3. справку с места жительства о составе семьи ребенка (детей) и совместном его (их) проживании с родителем (законным представителем);

18.2.4. копию документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства родителя (законного представителя);

18.2.5. копию свидетельства об идентификационном номере налогоплательщика - родителя (законного представителя);

18.2.6. номер расчетного счета родителя (законного представителя) с указанием полных реквизитов кредитной организации.

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Цыбина И.А. является матерью Кулина Я.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9), и Цыбина А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Истица зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 8).

По месту пребывания на срок по ДД.ММ.ГГГГ Цыбина И.А., Цыбин А.А. и Кулин Я.К. зарегистрированы по адресу: <адрес> (свидетельства - л.д. 10, 11, справка – л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в отдел образования Индустриального района г. Перми с заявлением о выплате пособия на ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение (л.д. 44).

ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении пособия, подлежащего выплате семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в связи с непредставлением необходимых документов, подтверждающих постоянное проживание на территории города Перми (л.д. 17).

Проанализировав представленные сторонами документы, суд считает, что отказ отдела образования Индустриального района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям пункта 18.2. Положения, действовавшего на момент обращения истицы в Департамент с заявлением, поскольку на момент обращения Цыбина И.А. не была зарегистрирована по месту жительства на территории г. Перми.

Представление документа, подтверждающего факт регистрации лица, претендующего на получение пособия, по месту жительства является необходимым условием для назначения вышеуказанной социальной выплаты.

При этом, решая вопрос о возможности назначении пособия, сотрудники отдела образования и Департамента обязаны буквально исполнять требования Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 за № 232-п и лишены возможности устанавливать какие-либо юридические факты, в том числе, и факт проживания на территории г. Перми.

Вместе с тем, истицей Цыбиной И.А. заявлено требование искового характера о признании за ней права на получение пособия в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п и Положением «О пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения».

В основание иска Цыбина И.А. ссылается на факт ее постоянного проживания на территории г. Перми. Исходя из предмета и основания иска, судом установлены следующие обстоятельства.

Истица и ее несовершеннолетние дети зарегистрированы по месту пребывания на срок до ДД.ММ.ГГГГ в городе Перми по адресу: <адрес>.

Цыбина И.А. работает у ИП Альтшулер Г.Ю. в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справкой, копией трудовой книжки (л.д. 15, 16).

Несовершеннолетний сын истицы – Цыбин А.А. обучается в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» Индустриального района г. Перми, что подтверждается справкой.

Несовершеннолетний сын истицы – Кулин Я.К., ДД.ММ.ГГГГ рождения, родившийся в городе Перми, не посещает дошкольное образовательное учреждение, но наблюдается с рождения в Городской детской клинической поликлинике № г. Перми по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой.

В администрации Юсьвинского муниципального района Коми-Пермяцкого округа Цыбина И.А. не получает пособие на Кулина Я.К. в рамках пилотного проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения» (справка).

Из показаний свидетелей Сергеевой О.С., Утевой Н.А., Кулина К.Ю., допрошенных в судебном заседании, следует, что Цыбина И.А. переехала на постоянное место жительства в г. Пермь в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истица фактически проживает по адресу: <адрес> совместно с Кулиным К.Ю., который является нанимателем данного жилого помещения. Место работы истицы и место работы Кулина К.Ю. расположено в городе Перми. Старший сын истицы обучается в школе города Перми, младший – Кулин Я.К. родился в городе Перми и наблюдается в медицинском учреждении города Перми.

Оснований сомневаться в показаниях свидетелей у суда не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, и объективно подтверждаются материалами дела. Так, суду представлен договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Баркаловым С.Л. (наймодатель) и Кулиным К.Ю. (наниматель) на срок до ДД.ММ.ГГГГ, подлежащий пролонгации (л.д. 12-13).

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд считает установленным факт проживания истицы и ее несовершеннолетних детей на территории г. Перми.

Данные выводы суда подтверждаются письменными материалами дела, пояснениями представителя истца и показаниями свидетелей, данными в ходе судебного заседания.

Доказательств иного суду на день рассмотрения дела ответчиком не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

Требования Цыбиной И.А. о возложении на ответчика обязанности по включению ее в реестр получателей пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, являются обоснованными.

Согласно п. 18.3. Положения (в редакции от 25.01.2011 г.) при отсутствии документов, указанных в пунктах 18.2.3, 18.2.4 настоящего Положения, родитель (законный представитель) представляет дополнительно следующие документы:

18.3.1. копию договора найма и(или) аренды жилого помещения, заключенного в установленном порядке на срок не менее одного года между родителем (законным представителем) и собственником (наймодателем) жилого помещения, свидетельствующего о фактическом проживании на территории соответствующего муниципального района (городского округа) Пермского края, в котором родитель (законный представитель) планирует получать пособие;

18.3.2. выписку из трудовой книжки или копию трудового договора, заключенного между родителем (законным представителем) и работодателем, свидетельствующего о выполнении работником трудовой функции на территории соответствующего муниципального района (городского округа) Пермского края, в котором родитель (законный представитель) планирует получать пособие, или справки из службы занятости о постановке на учет в качестве безработного;

18.3.3. копию медицинского полиса с отметкой о прикреплении ребенка родителя (законного представителя) к медицинскому учреждению и справку из государственного учреждения здравоохранения, расположенного на территории муниципального района (городского округа) Пермского края, в котором родитель (законный представитель) планирует получать пособие.

В случае отсутствия у родителя (законного представителя) документов, указанных в пункте 18.3, основанием для назначения пособия является решение суда об установлении факта постоянного проживания родителя (законного представителя) с ребенком на территории соответствующего муниципального района (городского округа) Пермского края (п. 18.4. Положения).

Поскольку судом установлен факт постоянного проживания истицы с ребенком (Цыбиным Я.К.) на территории города Перми, требование о назначении пособия следует признать обоснованным.

В силу п. 19 Положения выплаты пособий осуществляются на основании реестров, представляемых органами, ответственными за осуществление взаимодействия и координацию работы с Министерством образования Пермского края и Министерством социального развития Пермского края по организации предоставления пособий в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края.

Ответственность за обоснованность включения в реестр лиц, имеющих право на выплату пособий, а также за своевременность представления реестров в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края несут органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) – п. 20 Положения.

При таких обстоятельствах на Департамент образования администрации г. Перми следует возложить обязанность по включению Цыбиной И.А. в реестр лиц, имеющих право на выплату пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Вместе с тем, включение истицы в данный реестр с ДД.ММ.ГГГГ требованиям закона не соответствует, поскольку соответствующий отказ отдела образования Индустриального района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пособия, подлежащего выплате семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в связи с непредставлением необходимых документов, подтверждающих постоянное проживание на территории города Перми, признан законным и обоснованным.

В то же время основанием для признания за истицей права на получение пособия явилось установление настоящим решением факта ее постоянного проживания на территории города Перми.

На основании ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб. Факт несения истицей данных расходов подтверждается материалами дела (л.д. 6).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Департамент образования администрации г. Перми включить Цыбину И.А., имеющую несовершеннолетнего ребенка Кулина Я.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в реестр лиц, имеющих право на выплату пособий получателей пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Взыскать с Департамента образования администрации г. Перми в пользу Цыбиной И.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ (ОН. Рубан)

<данные изъяты>